Внимание!!! Теперь фотографии можно загружать любых размеров. Чтобы выключить данное сообщение нажмите на крестик справа

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ РУСИ.

КУНЫ, НОГАТЫ, РЕЗАНЫ И ПРОЧИЕ ВЕВЕРИЦЫ.

Атрибуция и оценка
Чешуя, Монеты Руси до реформы Петра 1
Shnurok
......................................
......................................
Сообщения: 2284
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 16:20:58
Ƶ: 100
Репутация: 1543

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Сообщение Shnurok » 18 июл 2018, 16:50:20

Современные ученые утвердились в мнении, что на территории Древней Руси в качестве денег обращались различные иностранные серебряные монеты. Всё это продолжалось до наступления «безмонетного периода», когда монеты загадочным образом исчезли, а денежное обращение почему-то осталось в неизменном виде. Как ходили гривны, куны, ногаты и веверицы, так и продолжали ходить. Ученые и историки впали в ступор и стали придумывать им новое содержание. До «безмонетного периода» это были серебряные монеты, а после – пряслица, бусы и другие «ценности». Меховые шкурки они отмели по марксистским соображениям. Ну не могли же на Руси за деньгами в лес бегать?! Видимо, сами историки привыкли за зарплатой на Монетный двор и фабрику Госзнака ходить. Не доказав, что куны – это монеты, тем не менее, они начали взвешивать найденные в кладах монеты и их обломки и придумывать им имена. Какой-то дирхем у них оказался куной, другой ногатой, ну а резана, понятное дело – обрезанная монета. Почему эти обрезки совершенно разного веса, и какой из этих обрезков – резана, историки не объясняют. Я утверждаю, что «безмонетный период» существовал на Руси со времен её образования и до конца XIV века, когда появились первые княжеские серебряные монетки. Никакие монеты, ни иностранные, ни мифические первые русские, не обращались до этого времени на территории Древней Руси в качестве денег.
В древних документах упоминаются загадочные денежные знаки «куны», которые обращались на территории Руси. Ими платились подати, взимались различные налоги, штрафы, рассчитывались между собой простые жители и купцы. Современные историки утверждают, что это были ино-странные монеты, попадавшие на территорию древней Руси с купцами, приезжавшими с Запада и Востока. Исследуя огромное количество найденных кладов с монетами, они даже определили вес этих «кун - монет». Несмотря на то, что в документах не упоминается о частях кун, в кладах находят огромное количество обломков монет различного веса. В письменных источниках говорится о взимании дани и штрафов черными кунами, белыми веверицами, кунами шерстью и ветхими кунами. Странные характеристики якобы серебряных монет, а вот если предположить, что куны – не монеты, а шкурки зверьков, то всё встает на свое место.
Куной в Древней Руси называли куницу. На современных деньгах Хорватии изображена куница и называются они кунами. Видимо, хорваты, отделившиеся от восточных славян до VI века, сохранили историческую память о первых деньгах славянских племен. Черной куной называли соболя за его более темный мех. У финских племен, с которых славяне брали дань, соболь назывался «näätä», или ногата по-русски. Белой веверицей (векшей) называли горностая за его белый мех и маленький размер, сравнимый с веверицей-белкой. Мех белки ценился не дорого. Существовало выражение: « ни векши, ни веверицы», что означало – ничего, даже такой малости. Понимая ценность меха этих зверьков, за которыми охотились все приезжие купцы и, не имея собственных источников поступления серебра, наши предки мудро решили использовать эти шкурки в качестве денег. Как и нас не особо заботит состояние современных бумажных денег, так и наших предков состояние этих меховых шкурок-денег не волновало. При долгом обращении от них оставались только «рожки, да ножки», точнее лапки, да мордки, однако, это никого не смущало, кроме иностранцев. Нам, чтобы отойти от серебряных и золотых монет, потребовалось шесть веков, наши мудрые предки додумались до этого быстрее. Вот свидетельства иностранных путешественников, побывавших на территории Древней Руси. Наджиб Хамадани в XII веке пишет:
«У русов ходовая местная монета — шкурки белки и соболя без шерсти, [но] с хвостом, передними и задними лапами, когтями и головой. Если чего-нибудь недостает, то от этого шкурка становится бракованной. Их [эти деньги] оттуда вывозить нельзя — их отдают за товары. Весов там не имеют, по только определенные [стандартные] слитки. [металла]...»
В поэме XII века «Искандер-намэ» Низами Гянджеви говорится о том, что у русов вместо денег в ходу ветхие, вытертые шкурки белок и соболя.
«Увидел он: навалено столько, что не помыслить,
беличьих голов и соболиных морд.
Старые они были, волос из них повылез,
но висели они на лучших местах.
Когда он некоторое время на те кожи поглядел,
не знал он, чего ради накоплены те кожи.
Спросил он: «Эти старые кожи
для какого украшения в сущности годны?»
Один рус дал ему прекрасный ответ:
«Из этой кожи [скорлупы] рождается все то ядро.
Не гляди с презрением на эти сухие шкуры.
Самая звонкая монета области — это и есть.
У нас эта жалкая кожа много дороже, чем самые мягкие меха.
Всякий мех, который здесь виден,
за эту безволосую кожу можно купить.
Если серебро каждой области при чеканке
все меняет свое клеймо, как время,
то у нас нет иных денег, кроме этой шерсти,
ни на волос эта шерсть дешевле не становится».
Этому диву поразился царь,
До какой степени покорны велению те люди.»
Шкурки куниц и соболей играли роль современных ассигнаций. Так, для внутреннего обращения мы используем «деревянные» рубли, а на внешнем рынке – валюту и золотые слитки. Точно также поступали и наши далекие предки. Они понимали, что внутри страны нет необходимости использовать драгоценный металл, его можно отложить в клады на « черный день», достаточно договорится, что потертая шкурка соболя эквивалентна барану. Валютой были драгоценные меха соболей и горностаев высшего качества. Крупные платежи внутри и за рубежом осуществлялись серебряными и золотыми слитками, называвшимися «гривны». Их отливали из тех же иностранных монет или изделий. Об этом упоминается в летописях. Роль мелких денег исполняли шкурки белок. Вот, что пишет путешественник XII века Абу Хамид ал-Гарнати:
«Рассчитываются они между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что, никогда использовать, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету [славян] серебряный дирхем, связывают [шкурки] в связку и называют ее джукн (куна?). И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине.
На них покупают любые товары: невольниц и невольников, и золото, и серебро, и бобров, и другие товары. И если бы эти шкурки были в какой-нибудь другой стране, то не купили бы тысячу их вьюков за хаббу и не пригодились бы они совсем ни на что. Когда они [шкурки] испортятся в их домах, то их, [иногда даже] рваные, несут в мешках, направляясь с ними на известный рынок, на котором есть некие люди, а перед ними работники. И вот они кладут их перед ними, и работники нанизывают их на крепкие нитки, каждые восемнадцать в одну связку, и прикрепляют на конец нитки кусочек черного свинца, и припечатывают его печаткой, на которой имеется изображение царя. И берут за каждую печать одну шкурку из этих шкурок, пока не опечатают их все. И никто не может отказаться от них, на них продают и покупают».
Очень похоже на обмен поврежденных купюр в банке. Судя по этим свидетельствам, не все шкурки являлись законными дензнаками, а только те, которые имели печати. Огромное количество этих свинцовых пломб найдено и хранится в музеях. Из древнего документа «Правда Русская», датируемого XI веком, известна цена некоторых животных в те времена:
кобыла - 60 резан,
вол - 1 гривна,
корова - 40 резан,
корова 3-х летка – 15 кун,
корова 2-х летка – полгривны,
телёнок - 5 резан,
овца, баран – ногата.
Все эти названия денежных единиц относятся к меховым шкуркам, т.к. вряд ли одновременно обращались иностранные монеты с такими разными названиями. Гривна серебра также не упоминается в этом документе. Как выяснили исследователи, гривна кун состояла из 20 ногат или 50 резан (кун). Резана по стоимости равнялась куне, что подтверждается взаимной заменой этих терминов в документах. Предположительно произошла от слова «резы» - проценты, которые взимались за дачу денег-кун в долг. Видимо, для отличия процентов от основного долга, при выплате использовались равноценные шкурки куницы и горностая. Первоначально гривна кун и гривна серебра, равнялись друг другу. Это был эквивалент стоимости серебряного слитка и определенного количества меховых шкурок, однако после того, как поток восточных серебряных монет на территорию Руси иссяк, в 13 веке зафиксировано их отношение как 4:1. Историки назвали этот период «безмонетным», хотя никуда иностранные монеты не исчезли, все они находились в кладах и княжеской казне. Ими позднее выплачивалась дань монголам, и с конца XIV века из них же начали чеканить собственные монеты. Вот, что говорится в договоре, заключенном в 1229 году смоленским князем с Ригой и Готским берегом: "...а] оже убьють волного человека, платити за голову 10 гривенъ серебра, а за гривну серебра по 4 гривны кунами или пєнази». Пенязи - деньги польских и других западных купцов, у которых кун не было. Таким образом, русские могли платить кунами, а иностранцы монетами. И это разные денежные единицы. Существует версия, что «гривна серебра» произошла от немецкого «griff von silber» или «greifen silber». В договоре XII в. Новгорода с немецкими городами и Готским берегом говорится о ветхих и старых кунах: «А оже убьють купчину новгородца или нЪмчина купчину НовЪгородЪ, то за ту голову 10 гривнъ серебра. А оже мужа свяжють без вины, то 12 гривнъ за соромъ старыхъ кунъ. Оже ударять мужа оружеемь, любо коломъ, то 6 гривнъ за рану старые. Оже упьхньть любо мятель роздрьть, то 3 гривны старые. Оже пошибаеть мужеску жену любо дчьрь, то князю 40 гривнъ ветхъми кунами, а женЪ или мужьское дчери 40 гривнъ ветхыми кунами. Оже съгренеть чюжее женЪ повои с головы или дщьри, явится простоволоса, 6 гривнъ старые за соромъ.»
В уставе князя Святослава 1137г. говорится о новых кунах:
«А зде в Новегороде что есть десятина от дании, обретох уряжено преже мене бывъшими князи, толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжи и в клеть его. Нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томь, в десятой части божий. Того деля уставил есмь святой Софьи, ать
емлеть пискуп за десятину от вир и продажь 100 гривен новых кун, иже выдаваеть Домажиричь из Онега. Аче не будеть полна ста у Домажирича, а осмьдесят выдасть, а дополнок възметь 20 гривен у князя ис клети.»
В Двинской уставной грамоте 1397г. говорится о «куне шерстью»:
« А учинится бои в пиру, а возмут прощение, не выида ис пиру, и наместником и дворяном не взяти ничего; а вышед ис пиру возмут прощение, ине наместником дадут по кунице шерьстью.»
Сложно представить, что под ветхими, старыми, новыми кунами и кунами шерстью имелись в виду монеты, скорее шкурки, тем более, что за убийство купца платили 10 гривен серебра, а за «сором» мужа – 12 гривен старых кун. Понятно, что старые куны дешевле и это не серебро.
В новгородской берестяной грамоте XI века в долговом списке в общем ряду с гривнами кун упоминается гривна серебра, состоящая из обломков:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]»
Таким образом, можно предположить, что гривны серебра не всегда были слитками, а могли состоять из монет и их обломков, но это не куны. Иначе трудно понять, как могли точно разделить слиток серебра на части при оплате.
В памятнике 1345—1386 гг., говорящем о пошлинах на Торно-Владимирской торговой дороге, сказано: «Должны платить пошлину за бобра полторы куны, за лисицу — 9 шевень, за выдру — 13 шевень». Слово «шевень» - множественное число от шевня, что означает сшитая, находящаяся в связке. Скорее всего, это часть связки шкурок белки, и из этих шевень составляли полторы куны. В документах о ганзейской торговле пушниной, и в частности в торговых книгах Тевтонского ордена, изданных Заттлером , среди загадочных названий мехов, принятых в нидерландско-ганзейском торговом обороте, упоминается низкосортный, дешевый товар - «шевениссы» (schewenissen). Для счета «шевенисс» имеется особая единица — «рейзе» (reyse). Орденские книги не оставляют сомнения в том, что «рейзе» — это определенное количество, а именно—18 штук. Утверждение, что «рейзе» равняется 18 шкуркам, совпадает с прямым указанием в претензии ливонских городов к Англии в 1406 г.: «34 reysas levissimi operis dicti sohewenissen, et reysa continen 18 pelles» (К. Кunzе, Hanseakten aus England 1275 bis 1413, Halle, 1891). Орденские приказчики обменивали на серебро русские меховые деньги и вывозили их в качестве товара за рубеж. Этот очень дешевый и легкий товар (в бочку можно было набить 12 тыс. штук) мерился связками по 18 штук, как он и ходил в качестве денег на Руси. Скорее всего, название «рейзе» было производным от русского денежного термина «резана». Если вспомнить сообщение Абу Хамида о связках беличьих шкурок, состоящих из 18 штук, то можно прийти к выводу, что эти связки назывались - резана или джукн (куна), и стоили один дирхем. Т.е. в куне (резане) было 18 векш(вевериц). Свидетельство персидского географа Ибн Русте (Ибн Даста), автора «Книги драгоценных сокровищ» (930 е годы): «Главное богатство их составляет куний мех. Чеканенной монеты своей нет у них; звонкую монету заменяют им куньи меха. Каждый мех равняется двум дирхемам с половиною». В данном случае, видимо, имелся в виду мех соболя, главного богатства Руси. Это подтверждает определенный из « Правды Русской » курс соболя и куницы (горностая), как 1: 2,5.
Таким образом, складывается денежная система Древней Руси домонгольского периода. Имея большое количество иностранных серебряных монет, поступавших с приезжими купцами и захваченных в войнах, наши предки, тем не менее, на своей территории в качестве платежных средств использовали шкурки ценных зверьков и серебряные слитки (гривны серебра). Серебро использовалось только для крупных платежей. В обычной торговле участвовали шкурки соболя - черной куны (ногата), куницы обыкновенной (куна) и горностая (резана). В роли мелкой монеты выступали шкурки белки (векша-веверица). Эта стройная система, поражавшая иностранцев, выглядела так:
Гривна золота. (Использовалось редко, в основном для платежей за границей) Гривна серебра. (Слиток или серебро в монетах, обломках изделий определенного веса) Меховые деньги: Гривна кун = 20 ногат =50 кун (резан). 1 ногата = 2,5 куны (резаны). Куна (резана) = 18 векш (вевериц).
Меховые деньги – ассигнации существовали с древнейших времен, что подтверждается наличием в Хорватии денег кун-куниц и упоминанием о взимании дани ими в исторических документах. С началом чеканки в конце XIV века княжеских серебряных монет, куны были постепенно заменены ими, однако упоминание о них существует в купчих актах Двины XV века.

Источники и литература.

1) Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.). Публикация О. Г. Большакова и А. Л. Монгайта. М., 1971
Исторический комментарий.
Вложения
0369855.jpg
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Ответить

Вернуться в «Монеты до 1700 года»