Шведские кроны Оскара II

Атрибуция и оценка
Аватара пользователя
Shnurok
......................................
Сообщения: 3374
Зарегистрирован: 27 янв 2018 16:20
Откуда: Вихоревка
Интересы: копарь)))))
Банковская карта: 2200-1843
Имя и Отчество: Алексей

Сообщение Shnurok » 29 апр 2018 11:54

Речь в этой статье пойдет о серебряных кронах, появившихся вскоре после денежной реформы 1873 года при короле Оскаре II. Первой увидела свет в 1875 году монета номиналом в 1 крону. Она пришла на смену дореформенной монете с замысловатым названием «риксдалер риксмюнт». Годом позже, в 1876 году, отчеканили двухкроновую монету. Эти монеты много повидали на своем веку, и могут многое рассказать. Они были в реальном обращении почти 90 лет! Еще в начале 1960-х годов их было довольно много и их легко можно было получить на сдачу. Обычно они не задерживались в карманах и уходили к новому владельцу, поэтому после стольких лет, точнее десятилетий обращения, кроны представляли собой довольно жалкое зрелище. На нумизматическом рынке кроны Оскара II представлены достаточно хорошо, но, как правило, это монеты очень низкой степени сохранности, и найти монету без следов обращения очень непросто. Шведский каталог А. Тонкина отмечает, что подавляющее большинство двухкроновых монет периода 1876-1880 годов имеет сохранность всего лишь Good – Very Good (“1?/2” по шведской системе грейдинга). Общий тираж двухкроновых монет за годы правления Оскара II составляет 2 198 119 штук, и 14 582 905 штук монет номиналом 1 крона, что конечно немало, но не надо забывать, что монеты чеканились на протяжении 33 лет и в определенные годы тираж составлял всего несколько десятков тысяч.

Итак, в течение всех девяти десятилетий, с 70-х годов XIX века до 60-х годов XX века, кроны Оскара II путешествовали из рук в руки, из кармана в карман пока работник банка не решал, что монеты уже слишком сильно изношены, чтобы продолжать обращаться дальше. В 1957 году, например, по этой причине было выведено из обращения серебряных и медных монет на сумму 377 346 крон. Монеты шли в переплавку, причем большая часть покинула страну и была переплавлена уже в Западной Германии. Средняя продолжительность жизни кроновых монет была 50 лет, но были и особые долгожители.

Даже сейчас все монеты номиналом в 1 крону, начиная с 1875 года и номиналом 2 кроны, начиная с 1876 года, официально являются законным платежным средством в Швеции. Хотя конечно никто в наши дни не пойдет в магазин с такими монетами, так как стоимость серебра, находящегося в них, во много раз превышает их номинал. Да и для кассира в магазине получить крону Оскара II было бы настоящим шоком.
Введение кроновой системы в Швеции непосредственно связано с образованием Скандинавского Валютного союза 27 мая 1873 года между Швецией и Данией, которая к этому времени также перешла на децимальную кроновую систему. Страны уравняли стоимости своих валют по отношению к золоту, содержание которого устанавливалось в 0,4032258 грамм за крону, то есть килограмм золота был равен 2480 кронам. Затем, 1 апреля 1876 года к Союзу присоединилась Норвегия, которая хоть и была в унии со Швецией, но имела полную внутреннюю автономию и чеканила собственные монеты с портретом того же короля Оскара II, но с другим дизайном. Создание Скандинавского Валютного Союза явилось одним из немногих заметных результатов политического движения за объединение Скандинавии. Союз обеспечивал фиксированный курс обмена и стабильность трех валют. Разменные монеты стран Союза свободно обращались на территории трех стран, подобно современным евро. Они имели одинаковый вес, размер, пробу серебра и название, но свой собственный дизайн, а разница в написании номинала “krona – kronor” или “krone – kroner” обусловливалась лишь различиями в трех скандинавских языках. В обращении были бронзовые монеты 1, 2, и 5 эре. 10 эре из серебра 400 пробы весом 1,45 грамм, 25 и 50 эре из серебра 600 пробы весом соответственно 2,42 и 5,0 грамм, 1 и 2 кроны из серебра 800 пробы весом 7,5 и 15,0 грамм.

Если у кого-либо в кошельке оказывались шведская и датская однокроновые монеты, норвежская монета в 2 кроны, шведские 50 эре, датская и норвежская монеты по 25 эре, что в итоге составляло 4 кроны 100 эре, то есть 5 крон, монетная конвенция гарантировала ему обмен этих монет в любой из трех стран на золотую монету в 5 крон, которая содержала 5/2480 от килограмма золота, то есть 2,016129 грамм чистого золота. Каждая страна чеканила золотые монеты 900 пробы номиналом 5, 10 и 20 крон весом соответственно 2,24, 4,48 и 8,96 грамм.
Шведскими монетами можно было свободно расплатиться а так же получить их на сдачу, например в кабаке Нюхавна в Копенгагене или заплатить за проезд в трамвае в Христиании, как тогда назывался Осло. Если учесть, что вместе с Данией в Союз вступили как часть датского королевства Исландия, Гренландия и Фарерские острова, то теоретически география распространения шведских крон еще больше расширяется, хотя маловероятно, что в какой-нибудь крохотной рыбацкой деревушке на Фарерских островах их кто-нибудь видел. Однако они вполне могли быть в карманах норвежцев Эдварда Грига и Кнута Гамсуна, датчанина Нильса Бора и, конечно же, шведов Андерса Цорна, Сельмы Лагерлёф, Августа Стриндберга и других известных современников.

Теперь, наконец, о самих монетах. Кроны с портретом Оскара II чеканились с 1875 по 1907 год на монетном дворе Стокгольма, как и все шведские монеты, в период с 1832 по 1974 год, пока производство не переместилось в Эскильстуну. Об этом говорит помещенная на реверс монет минтмарка в виде святого Эрика, покровителя Стокгольма. Первыми, как говорилось выше, появились монеты номиналом в 1 крону в 1875 году. Это был предпоследний год, когда минцмейстером на монетном дворе работал Себастиан Там (Sebastian Tham). Это его инициалы “ST” стоят на самых первых кронах 1875 и 1876 годов. Затем, годом позже начали чеканить двухкроновую монету. В этом году минцмейстером начал работать Эмиль Брусевиц (Emil Brusewitz) и в 1876 году 2 кроны Оскара II имеют его инициалы “E. B.”, хотя однокроновае монеты все еще продолжали чеканить в этом году с буквами “ST”. А с 1877 года уже на всех монетах Оскара II стоят инициалы Эмиля Брусевица.

Дизайн самых первых монет новой кроновой системы разработала Леа Альборн ( Lea Ahlborn 1826 – 1897) – известная шведская художница, член Шведской Королевской Академии Искусств и первая женщина, назначенная на должность королевского гравера. Монеты с ее инициалами “L.A.” под портретами шведских королей чеканились с 1855 по 1904 год. Леа Альборн была так же очень известным медальером. На иллюстрации ее медаль в честь серебряной годовщины свадьбы короля Оскара II и королевы Софии.

Леу Альборн на посту гравера монетного двора сменил в 1898 году ее ученик Адольф Линдберг (Adolf Lindberg 1839 – 1916) – шведский художник, член Шведской Королевской Академии Искусств с 1885 года. Монеты с инициалами “A.L.” чеканились с 1897 по 1942 год, то есть еще 26 лет после его смерти.

Дизайн монет можно назвать классическим. На аверсе – портрет короля, на реверсе – герб и номинал. Всего было 3 типа портрета, не считая юбилейных монет в 2 кроны 1897 и 1907 годов. На протяжении лет менялся не только портрет, но и другие детали. В 1905 году Норвегия стала независимым государством со своим собственным королем. Оскар II лишился титула «король Норвегии». Изменился его девиз: вместо «БЛАГОПОЛУЧИЕ БРАТСКИХ НАРОДОВ» (BRODRAFOLKENS VAL) появился более лаконичный «БЛАГОПОЛУЧИЕ ШВЕЦИИ» (SVERIGES VAL). Все это получило отражение в монетах. Поменялся титул в легенде аверса и текст девиза под гербом. Новый титул «ОСКАР II ШВЕДСКИЙ КОРОЛЬ (OSCAR II SVERIGES KONUNG)» сменил прежний «ОСКАР II ШВЕДСКИЙ И НОРВЕЖСКИЙ КОРОЛЬ (OSCAR II SVERIGES OCH NORGES KONUNG)». Как раз с этими изменениями появился третий портрет короля работы Адольфа Линдберга в 1906 году. На иллюстрации представлены монеты с тремя типами портрета. Каталоги выделяют еще один тип этой монеты. Это монета с первым портретом, но с изменением в легенде, где союз «и» (“och”) написан полностью, а не сокращенно (“o.”). Двухкроновые монеты этого типа чеканились только в 1878 и 1880 годах. Они редки и, как правило, очень сильно потрепаны судьбой и много повидали за свою жизнь. На шведских аукционах 2 кроны 1878 года c “och” в легенде даже в состоянии Fine (или “1” по шведской системе грейдинга) уходят за несколько тысяч крон. Существует вариант с “och” и у монет номиналом в одну крону, но почему-то у этих монет такой вариант сразу прижился и с 1877 года все однокроновые монеты с портретом первого типа имеют “och” в легенде. Монеты со вторым портретом, и двушки и единички, чеканились уже только с вариантом “och”. На кронах с третьим портретом необходимость использования предлога, естественно, уже отпала.

Существуют и другие разновидности этих монет, например, по величине букв “E.B.” инициалов Эмиля Брусевица, по величине бусин вокруг канта и др., но они, возможно, вызовут интерес только у узких специалистов.

На монеты нанесен рубчатый гурт. Диаметр двухкроновой монеты 31 мм, ее вес 15 грамм. Монета в одну крону имеет соответственно 25 мм и 7,5 грамм.

Были выпущены также 2 юбилейные монеты номиналом в 2 кроны. Первая – к серебряному юбилею пребывания на троне короля Оскара II в 1897 году. Вторая юбилейная монета была выпущена в 1907 году к золотому юбилею свадьбы короля Оскара II и Софии. Дизайн обеих монет разработал Адольф Линдберг. Интересно, что на второй монете впервые после перерыва в 51 год вокруг герба появилась цепь ордена Серафимов. В дальнейшем орденская цепь стала неотъемлемым атрибутом всех кроновых монет (кроме юбилейных) короля Густава V, преемника Оскара II. В создании второй юбилейной монеты также принимали участие Аги Линдегрен и Эрик Линдберг, Сменивший Адольфа Линдберга на должности гравера монетного двора в 1916 году.

Швеция не пошла по пути Дании и не стала чеканить посмертных двухкроновых монет, поэтому коллекционеры могут довольствоваться только двумя памятными монетами короля Оскара II. Коронационный жетон в расчет не берется, так как это не монета, да и выпущен он был до денежной реформы и, собственно, к кронам отношения не имеет.

Итак, монеты только что отчеканены, они блестят и сияют четким рельефным изображением Короля Оскара. Интересно проследить их путь до 60-х годов XX в, когда они превратятся в невзрачные серебряные кружки с едва уловимым контуром портрета и слаборазличимым девизом «БЛАГОПОЛУЧИЕ БРАТСКИХ НАРОДОВ», оставшимся со времен унии с Норвегией.

Конечно, покупательная способность кроны была значительно выше в 1875 году, чем например, в 1962 или 2005 годах. В конце XIX века примерно 75 % населения Швеции было занято в сельском хозяйстве, и деревенская прислуга обычно получала не более 10 крон в год наличными. Если в то время на 1 крону и можно было купить значительно больше, то вместе с тем для большинства людей она гораздо тяжелее доставалась. Но уже и в то время так же были люди, для которых кроны сыпались как из рога изобилия. Через год после того, как были отчеканены самые первые кроны, осенью 1876 года, знаменитая на весь мир оперная певица Кристина Нильсон выступала в опере в роли Маргариты в «Фаусте». Очередь за билетами начала образовываться за день до того, как их начали продавать. А на следующее утро лучшие места в очереди стоили 35 крон! Еще хуже было с ее визитом в 1885 году, когда первые места в очереди за билетами стоили 150 крон! Однажды она пела с балкона Гранд Отеля. Возникла большая давка и 20 человек были затоптаны насмерть.

Опера была, конечно, не по карману для деревенской прислуги, с десятью кронами годового жалования и для фабричных работниц, зарабатывающих каких-то 10 эре в час. Еще в 1898 году работница табачной фабрики зарабатывала не больше 11 эре в час и при этом должна была работать 58 часов в неделю. Таким образом, ее недельный заработок составлял всего 6 крон 38 эре. Рабочий металлургического завода в тот же год имел почасовую оплату в 36 эре и должен был работать 61 час в неделю. То есть он получал уже почти 22 кроны в неделю. Но и его зарплата была ничтожно мала, чтобы позволить себе красивую жизнь.

Что же можно было купить в то время на эти деньги?

Цены на некоторые товары, приведенные ниже, дают об этом представление.
Некипяченое молоко стоило в 1880-х годах в среднем 14 эре за литр, в 1890-х годах – 11-12 эре, а в начале ХХ века – 13 эре за литр.
Соответствующие цены на масло за килограмм: в 1870-х годах – 1,82 кроны, в 1880-х годах – 1,71 кроны, в 1890-х годах – 1,86 кроны и в первое десятилетие ХХ века – 2,09 кроны.
Соленое мясо стоило в Стокгольме в 1870-х годах 69 эре за килограмм, в 1880-х годах - 67 эре, в 1890-х годах – 69 эре и в период 1900-1910 гг. – 79 эре.

Вполне очевидно, что монета в одну крону имела гораздо большую ценность на рубеже XIX и XX веков, чем она имеет в настоящее время.
В то же время многие шведы вынуждены были буквально надрываться изо всех сил, чтобы заработать свою крону. Прачке, например, нужно было ворочать тяжелые котлы с раннего утра до позднего вечера за 2 кроны дневной зарплаты. Покупательная способность кроны уменьшалась довольно незначительно до начала Первой Мировой Войны. Летом 1914 года одной кроны было достаточно на то, чтобы купить, например, 13 яиц, более 3 кг пшеничной муки, более 4 кг ржаной муки, 1 кг телятины, 0,9 кг говядины, 0,8 кг свинины, 0,6 кг кофе и 2,3 кг соленой сельди.

В течение следующих лет крона очень сильно подешевела и никогда уже больше не вернулась на прежний уровень, даже когда сильно взвинченные цены стали снижаться в первые годы после Первой Мировой Войны. Только в 30-е годы ситуация несколько улучшилась. В мае 1914 года можно было купить сшитый на заказ костюм за 65 крон, в 1916 году он стоил 90 крон, в 1920 году – 270 крон, в 1930 году – 145 крон. В 1930-у годы у кроны было довольно хорошее десятилетие. На одну крону можно было 6 раз проехать в стокгольмском трамвае, из них один раз во внешнюю зону. Или 5 раз внутри города с пересадкой. Если добавить 10 эре, можно было рассчитывать на просмотр премьеры фильма. На крону можно было купить килограмм фалунской колбасы или 4 больших шоколадных пирожных. Конечно это уже не были цены конца XIX века, но с другой стороны крона легче доставалась. Металлург, получавший в 1898 году 36 эре в час, должен был платить 12 эре за литр молока. Сорока годами позже, в 1938 году, молоко стоило 27 эре, то есть в 2,25 раз дороже, но зарплата металлурга выросла примерно в 3,5 раз до 1 кроны 28 эре в час.

Это был последний мирный год. Потом пришло время, когда пришлось привыкать как к высоким зарплатам, так и к высоким ценам. Было очень выгодно брать деньги взаймы. Крона, которая возвращалась, имела уже меньшую ценность, чем когда она одалживалась. Тот, кто хранил деньги в банке, получал очень скромные проценты вплоть до 1950-х годов. Первые кроновые монеты были к тому времени не только сильно изношенными, но с каждым годом все больше приходили в упадок. Современная же однокроновая монета, после вывода из обращения 30 сентября 2010 года монеты 50 эре, и тем самым полного исчезновения эре из шведской денежной системы, является самым мелким монетным номиналом в Швеции. И к сожалению в еще большей степени, чем покупательная способность, пострадал дизайн современных крон, который иначе, как убогим не назовешь.
автор: Сергей Иванов (портал talers).
Вложения
Шведские кроны Оскара II - imgpreview.jpg
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Вернуться в «Иностранные монеты»