Поздравляем Admin'a с днём рождения, а всех участников — с обновлением сайта!
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.

История банкнот России

Бонистика
Атрибуция и оценка
Аватара пользователя
Shnurok
Участник
Сообщения 3374
Стаж с 27 янв 2018
Откуда Вихоревка
Интересы копарь)))))
Банковская карта 2200-1843
Имя и Отчество Алексей

Shnurok 

Во времена правления Софьи на единственном в стране Московском денежном дворе чеканили проволочные серебряные копейки, денги (0,5 коп) и полушки (0,25 коп). В основном чеканились копейки (из соображений экономии). В то время как в Европе в 16 веке появляется крупная серебряная монета талер, в России основные денежные единицы - рубль, полтина (50 коп), полуполтина (25 коп), гривна (10 коп) и алтын (3 коп) существовали только как счетные понятия.

Копейка не отвечала запросам рынка, затрудняла расчеты при ведении крупной торговли. Подсчет значительной суммы занимал много времени. Чтобы отсчитать несколько сот рублей надо было отсчитать десятки тысяч маленьких копеечек. Приходилось содержать большой штат счетчиков. Существующее положение дел привело к появлению так называемых "начётных денег" - простых заменителей нужных в обращении крупных монет (рублей, полтинников и др). Делалось это просто - отсчитывали 100 копеек, заворачивали их в бумажку и получали "рубль". Таким образом производили "начётные деньги" ценной в 10 копеек, 20 копеек, 25 копеек, 50 копеек (полтина), 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, 20 рублей и 30 рублей, которые и находились в обороте наряду с копейкой. Естественно, что необходимость проведения денежной реформы при таком положении дел стала очевидной.

Различных прожектов предполагаемой реформы и в то время существовало немало. Так некий заводчик Д. Воронов предложил Петру I ввести в обращение банкноты из дерева на сумму 5 миллионов рублей. Через 60 лет, когда оживятся торговля и промышленность, а государство накопит настоящих денег, деревянные деньги следует изъять из обращения и сжечь.

Общий план денежной реформы был задуман Петром еще в середине 90-х годов 17 века. Во время пребывания Великого посольства в Европе с большим интересом знакомился с организацией денежного дела за границей и работой монетных дворов. Царь, несколько раз посещая замок Тауэр, где помещались государственная тюрьма и монетный двор, смотрителем которого в то время был известный английский ученый Исаак Ньютон.

Петром было открыто 4 монетных двора в добавок к уже существующему кремлевскому. В результате проведения реформы к 1704 году появилась серия серебряных монет - 3, 5, 10, 25, 50 копеек и 1 рубль, который по весу был равен талеру (28 г.). В основу денежного обращения России был положен десятичный принцип: рубль - гривенник - копейка. Производные денежные единицы были образованы путем деления основных пополам: рубль - полтина, гривенник - пятак, копейка - денга - полушка. С 1701 года на Кадашевском монетном дворе стали чеканить золотые червонные, равные по пробе и весу дукату - золотой международной монете. Петр I отказался от общепринятых в Европе надписей на монетах на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке. На критические же замечания о том, что монеты с надписями на русском языке в других государствах будут встречены с недоверием, Петр отвечал, что озабочен более тем, чтобы деньги российские не уходили из страны а, наоборот, в ней накапливались. Интересно заметить, что уже в те времена государство было озабочено борьбой с подделкой монет. Борьба велась как против внутренних, так и зарубежных фальшивомонетчиков. При разработке пятаков были приняты меры, затрудняющие подделку этой монеты - сложный рисунок, большие участки гладкой поверхности, сетчатая насечка на гурте, узор по краям лицевой и оборотной стороны.

Созданная Петром денежная система была хорошо продуманной, она отвечала потребностям как внутреннего, так и внешнего рынков и в то же время учитывала национальные традиции.

Первые проекты российских бумажных денег были весьма критически встречены Сенатом. Однако последовавшие вслед за петровской реформой расстройство монетной денежной системы привели к тому, что в 1769 году в России были выпущены ассигнации - бумажные денежные знаки. В 1768 г. граф Сиверс подал Екатерине II записку, в которой доказывал пользу введения в России бумажных денег. Чтобы ассигнации пользовались доверием, необходимо принимать их всегда и везде во все казенные платежи, а также положить в специально учрежденном банке медные деньги на ту же сумму, на которую будет выпущено ассигнаций. Проект был разработан генерал-прокурором Сената А.А.Вяземским. По проекту планировалось собрать в Москве и Петербурге до 1 млн. рублей медных денег и выпустить на такую же сумму ассигнаций, в случае успеха предполагалось увеличить сумму до 3 млн. рублей. Для этого были учреждены два банка, которые были обязаны без малейшего замедления производить обмен ассигнаций на медные деньги. Ассигнации первого образца выпускались четырех достоинств - 100, 75, 50 и 25 рублей и действовали с 1769 по 1786 год. Они были двух видов - московские (с оплатой только в Московском банке) и петербургские (с оплатой в Петербургском банке), однако с 1771 года эти ограничения были сняты.

Вскоре после выпуска ассигнаций пришлось отказаться от купюр номиналом 75 рублей, так как нашлось немалое количество умельцев переделывать 25-рублевую купюру в 75-рублевую. Поскольку все ассигнации печатались на бумаге одинакового цвета, то сделать это не составляло особого труда. Все 75-рублевые ассигнации были изъяты из обращения и впредь их не выпускали.

Ассигнации печатались на белой бумаге, имевшей водяные знаки. На каждой ассигнации имелись 4 собственноручные подписи: двух сенаторов, главного директора правления банков и директора местного банка. На них изображались военные атрибуты (ядра, пушки, знамена), эмблемы торговли (тюк, бочка и кадуцей Меркурия), а также гербы четырех царств: Астраханского, Московского, Казанского и Сибирского. Печатались ассигнации при Сенате, в особой экспедиции.

Поскольку правительство опасалось наплыва фальшивых ассигнаций из-за рубежа, ввоз и вывоз их за границу был запрещен. Как показывают материалы секретной экспедиции Сената подделка первых ассигнаций была обычным делом и занимались ею представители почти всех слоев населения. За подделку ассигнаций полагалась смертная казнь, в редких случаях она заменялась вечной каторгой.

28 июня 1786 года Екатерина II выпустила манифест, который ограничивал эмиссию ассигнаций 100 млн. рублей и вводил в обращение новые купюры номиналом в 5 и 10 рублей, которые для лучшего различия печатались на цветной бумаге, десятирублевые - на красной, пяти - на синей. По краям купюр с четырех сторон имелись водяные знаки. На ассигнациях были подписи, выполненные чернилами - директора Государственного Ассигнационного банка и кассира (на лицевой стороне), а также советника правления банка (на оборотной стороне). В верхней части ассигнации выполнено овальное рельефное тисненое изображение. К сожалению, торжественное обещание было нарушено уже через два года, и к 1790 г ассигнаций находилось в обращении на сумму 111 млн. рублей. Особенно сильно выросла эмиссия ассигнаций при Александре I, чему способствовал период воин, которые вела Россия с Францией (1805, 1806-1807 гг.), Турцией (1806-1821 гг.), Швецией (1808-1809 гг.). Ассигнации стремительно обесценивались, и уже к декабрю 1810 года за 100 тыс. ассигнациями давали 25 тыс. рублей серебром. Накануне Отечественной войны 1812 года сумма ассигнаций находящихся в обращении составила 581,4 млн. рублей, а по её окончании в 1815 году - 836 млн. рублей. Положение усугублялось громадным количеством фальшивых рублей, ввезенных наполеоновскими войсками. Курс ассигнационного рубля упал до 20 копеек серебром.

В 1818 году в обращение поступили 25 и 50 рублевые ассигнации, затем в 1819 году - 5, 10, 25, 50, 100 и 200 рублевые. Новые дензнаки значительно отличались от прежних. Оформлены они были в стиле классицизма, утвердившемся в тот период в российской культуре. Подобные ассигнации выпускались в обращение ежегодно до 1843 года. Практические меры по изъятию из оборота некоторого количества ассигнаций за счет различных займов результатов не принесли и, таким образом, общее количество ассигнаций в обороте оставалось неизменным вплоть до реформы 1839 -1843 года. Таким образом, в стране одновременно находились в обращении серебряные монеты и обесцененные в 3-4 раза ассигнации, имевшие, однако, относительно устойчивый курс.

Расстроенное денежное обращение вызывало огромное количество жалоб. В 1837 году на докладе одного из губернаторов Николай I написал резолюцию - "Далее такое положение не терпимо и нужно принять меры к его устранению". В соответствии с такой резолюцией правительством была подготовлена реформа, устранившая из обращения российские государственные ассигнации.

Начало реформе положил манифест от 1 июля 1839 года, называвшийся "Об устройстве денежной системы". Согласно манифеста с 1 января 1840 года главным средством платежа стал серебряный рубль, все сделки купли-продажи должны были исчисляться в серебре. Курс ассигнаций становился постоянным и равным 3 рубля 50 копеек за 1 серебряный рубль. В том же году государство приступило к выпуску депозитных билетов, а для ввода их в обращение учреждены специальные депозитные кассы. С помощью депозитных билетов, на 100 % обеспеченных серебром, государство стремилось возродить доверие народа к бумажным деньгам. Депозитные билеты выпускались на такую сумму, в какой в депозитной кассе накапливался фонд серебра и золота. Депозитные билеты пользовались значительной популярностью. Однако в 1840 году Россию постиг неурожай, и дефицит государственных средств вынудил правительство приступить к выпуску кредитных билетов (на сумму 30 млн. серебряных рублей). Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой. Таким образом, начиная с 1841 года, в России одновременно обращались бумажные денежные знаки 3-х видов : ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Последним шагом реформы, в соответствии с манифестом от 1 июля 1843 года, стало прекращение хождения всех видов бумажных денежных знаков и замена их на Государственные кредитные билеты. Для выпуска государственных кредитных билетов при министерстве финансов была создана Экспедиция государственных кредитных билетов. Первоначально были изготовлены билеты 4-х номиналов - 3, 5, 10 и 25 рублей (по указу от 2 октября 1843 года), затем ещё 3-х - 1, 50 и 100 рублей (по указу от 23 февраля и 4 октября 1844 года). Кредитные билеты на 1/6 суммы выпуска обеспечивались специальным разменным фондом - звонкой монетой. Однако действовали ограничения - в Москве на монету можно было обменять 3 тыс. рублей, в уездных казначействах - до 100 рублей, в Петербурге обмен был не ограничен. Результатом реформы стала унификация денежной системы России, при которой преимущественно серебряный рубль служил основой денежного обращения, и в обороте также находился один вид бумажных денежных билетов, разменивавшихся на звонкую монету. В 1853 году началась Крымская война, расходы на которую составил более 800 млн. рублей. Правительство, не имевшее значительных финансовых ресурсов, прибегло к значительной эмиссии кредитных билетов, что вызвало падение их курса и усиленное предъявление их к размену на монеты. Так в 1854 году правительство прекратило свободный размен кредитных билетов на серебро. Созданная реформой 1839-1843 гг. денежная система стала стремительно разрушаться, наступил длительный период инфляции. К 1858 году обесценение кредитного рубля достигло 20 %, а рост цен составил 75 % и выше. По окончании Крымской войны правительство провело ряд мер, направленных на улучшение финансового состояния страны, однако они были настолько непоследовательны и противоречивы, что не дали сколько-нибудь заметного положительного результата. Положение государственных кредитных учреждений стало столь критическим, что 31 мая 1860 года Государственный заемный банк был упразднен, а его вклады передавались в созданный в тот же день Государственный банк России. На данный период в России обращалось бумажных денежных знаков и ценных бумаг на сумму свыше 1 млрд. рублей. Эта сумма в несколько раз превышала годовые доходы государственного бюджета.

В 1861 году одновременно с реформой, отменявшей крепостное право, было предпринято ряд мер, направленных на упорядочение денежного обращения. Требовавшиеся для этого крупные денежные средства, правительство нашло во внешних займах. В 1862 г было заключено соглашение с банкирами "Н.М.Ротшильд и сыновья" в Лондоне и "Братья Ротшильд" в Париже 5% заем в 15 млн. фунтов стерлингов. Часть этих денег шла на увеличение разменного фонда, благодаря чему он вырос до 120 млн. рублей (при общем количестве в обращении - 713 млн. рублей). С 1 мая 1862 года операции по обмену кредитных билетов на звонкую монету были возобновлены. Билеты обменивали по курсу 570 копеек за золотой полуимпериал или 110,5 копеек за 1 рубль серебром. Однако суммы, предъявленные к обмену, были столь велики, что разменный фонд очень быстро сократился до критического уровня, и в конце 1863 года правительство прекратило размен кредитных билетов на золото и серебро. Попытка стабилизации рубля не удалась. Оживление промышленности после отмены крепостного права хотя и стабилизировало финансовую и денежную систему России, но ненадолго. Последовавшие в 1877-78 годах новая война с Турцией, а затем неурожай 1880 года окончательно похоронили надежды правительства на стабилизацию рубля.

Тем временем, начиная с 50-х годов, и особенно после 60-х произошли серьезные изменения в оформлении государственных бумажных денежных знаков. Окончательно утвердился стиль, названный "русским". На денежных билетах стали появляться крупные детали архитектурных сооружений, парадные портреты русских исторических лиц - полководца князя Дмитрия Донского (Кредитный билет 5 рублей 1866 г.), основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича (Кредитный билет 10 рублей 1880 г.), Петра I (Кредитный билет 50 рублей 1868 г.), Екатерины II (Кредитный билет 100 рублей 1864 г.). Впервые появились изображения императорских вензелей: на знаках, выпущенных до 1882 года - Александра II, с 1882 года - Александра III, а с 1895 года - Николая II.

В 1887-1895 годах были выпущены Государственные кредитные билеты новых образцов с нарицательной стоимостью 1, 3, 5, 10 и 25 рублей. Их оформление приобретало все большую пышность в "русском стиле". На оборотной стороне купюр был изображен Герб империи. Все кредитные билеты, выпущенные в данный период, содержали текст с указанием об их размене в кассе Госбанка на серебряную и золотую монету, однако на практике данное положение не выполнялось.

Предпринимавшиеся до конца столетия попытки стабилизации рубля были противоречивы и непоследовательны и желаемого результата не принесли. Однако бурный рост капитализма в конце XIX века в России требовал твердой валюты. Поскольку многочисленные попытки увеличить покупательную способность рубля неизменно проваливались, правительство приняло курс на поддержание курса рубля на прежнем уровне, накапливая тем временем золотой запас, и подготавливая денежную реформу, имевшую целью замену инфляционного денежного обращения - системой золотого монометаллизма с банкнотным обращением, переход к которой уже совершили к тому времени многие развитые капиталистические страны.

Для подготовки реформы правительством был предпринят ряд мер, направленных на увеличение золотого запаса страны - увеличение экспорта (главным образом хлеба), расширение добычи золота, внешние займы, что позволило стабилизировать курс рубля на уровне 1 рубль 50 копеек кредитными билетами за 1 рубль золотом. В 1895-1897 годах министр финансов Витте С.Ю. в несколько этапов провел денежную реформу. Первоначально в обращение была введена золотая монета, и ее размен на кредитные билеты. При этом между кредитным билетом и золотыми монетами было установлено следующее соотношение: 7,5 рублей кредитными билетами за полуимпериал (5 золотых рублей) и 15 рублей - за империал (10 золотых рублей). Затем номинальная стоимость золотых монет была приведена в соответствие с установленной на них "ценой" в кредитных рублях. На империалах стали чеканить номинал - 15 рублей, на полуимпериалах - 7,5 рублей. Завершающим этапом реформы явилось принятие закона, регулирующего эмиссию кредитных билетов. Государственному банку был разрешен выпуск билетов на 600 млн. рублей, при покрытии 50 % суммы золотом, вторая же половина должна была выпускаться под залог товаров и недвижимости. Выпуск билетов сверх этой суммы на 100 % должен был обеспечиваться золотом. Проведенная реформа по сути вводила неограниченный размен билетов на золотую монету, что требовало соответствующего изменения надписи на Государственных кредитных билетах, предусматривавшей ранее размен на серебряную монету, как основное средство платежа. Основным средством платежа становился золотой рубль.

Таким образом, в результате денежной реформы 1895-1897 годов в обращении находились следующие денежные знаки : золотые монеты, Государственные кредитные билеты (свободно разменивавшиеся на золотые монеты) полноценная серебряная монета, неполноценная серебряная монета и мелкая медная монета.

Оформление выпущенных в пореформенное время билетов (1898-1912 года) претерпело сильные изменения. Первоначально были выпущены билеты номиналами в 1, 3, 5, 10 и 25 рублей с прежним внешним видом, за исключением текста об их размене на металлическую монету. В дополнение к указанным были выпущены билеты в 50 рублей образца 1899 г., 100 рублей (1898 г.) и 500 рублей (1898 г.). На данных денежных знаках были изображены портреты Николая I, Екатерины II и Петра I соответственно. Все дореформенные кредитные билеты были изъяты из обращения до 1902 года, а с 1905 года начинается постепенная замена денежных знаков, выпущенных в первые годы после реформы на кредитные билеты новых образцов.

К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я.Рейхеля, А.Зауэрвейда, Ф.Лундина, П.Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ "русской валюты". "Николаевский" рубль отличался виртуозной сложностью исполнения, изображения на нем нередко превосходили по сложности и утонченности рисунки и гравюры лучших художников. В этот период были выпущены в обращение знаки достоинством 3 рубля, (образца 1905 года), 5, 10 и 25 рублей (1909 года), 100 рублей (1910 года) и 500 рублей (1912 года). Последнюю купюру безусловно можно отнести к лучшим образцам мировых валют. Кроме того, данная купюра по покупательной способности была самой крупной в истории бумажных денег. На купюрах достоинством 25 рублей и выше были изображены портреты царей Александра III, Екатерины II и Петра I.

Период стабилизации завершился с вступлением России в первую мировую войну. Выстрел, прозвучавший в Сараево, поразил не только наследника Австрийского престола, но и Российские финансы. Война потребовала колоссальных непредвиденных расходов, что неминуемо привело к инфляции. Уже летом 1915 года из оборота практически исчезли золотые монеты, которые осели на руках у населения в виде сокровищ. В сложившейся ситуации ощущался острый голод мелкой разменной монеты. Чтобы решить данную проблему в сентябре 1915 года правительство решило выпустить марки-деньги. Для их изготовления использовались клише 10-, 15-, и 20-копеечных почтовых марок, выпущенных в 1913 году в связи с 300-летием дома Романовых. На оборотной стороне марок достоинством в 1, 2, 3 копейки был помещен текст "имеет хождение наравне с медной монетой", а на марках номиналом в 10, 15 и 20 копеек - "имеет хождение наравне с серебряной монетой". Марки-деньги быстро ветшали и выцветали, поэтому во второй половине декабря 1915 года на помощь им, позднее были выпущены в обращение более прочные разменные казначейские знаки достоинством 1, 2, 3, 5 и 50 копеек.

В годы войны резко возросла нагрузка на печатный станок, и экспедиция заготовления государственных бумаг перестала справляться с выпуском денег. Тогда в оборот стали поступать денежные знаки упрощенного оформления - кредитные билеты стоимостью 1 рубль, на которых отсутствовали серия и номер купюры.

Таким образом, накануне Февральской революции покупательная способность рубля упала до 26 довоенных копеек. Наконец в результате известных событий на смену Царскому пришло Временное правительство. Продолжавшаяся война требовала колоссальных расходов. С первых дней Временное правительство приступило к активной эмиссии денег. Указом от 4 марта 1917 года Государственному банку был разрешен выпуск денежных знаков до 8,5 млрд. рублей, а уже к осени 1917 года общий объем эмиссии составил 16,5 млрд. рублей.

Весной 1917 года в денежное обращение поступили купюры достоинством 250 и 1000 рублей. Купюры содержали обозначение номинала и текст об их размене на золотую монету, несмотря на то, что разменные операции Госбанк прекратил еще в начале войны. На этих же купюрах впервые появились изображения свастики. На обороте билета в 250 рублей был изображен двуглавый орел без атрибутов царской власти, а на купюре в 1000 рублей - Таврический дворец в Петербурге - место, где заседал первый Российский парламент.

Указом Временного правительства от 23 августа 1917 года началась эмиссия новых денежных знаков достоинством 20 и 40 рублей, получивших в народе название "керенок". Временное правительство планировало провести массовый выпуск новых денег, и в 1917 году в США был размещен заказ на изготовление государственных кредитных билетов номиналом в 50 копеек, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Однако эти денежные знаки начали поступать в Россию лишь в 1918 году, т.е. после Октябрьской революции. Позднее билеты номиналом 50 копеек, 25 и 100 рублей были использованы правительствами Колчака, Временным правительством Дальнего Востока и Временной властью Забайкалья. Кредитные билеты, изготовленные в США, значительно отличались от денежных знаков, отпечатанных в России. В их разработке участвовали американские специалисты, что привело к появлению на них элементов узоров, характерных для долларовых купюр. Отпечатаны они были на бумаге темно-серого или коричневого цвета.
Вложения
История банкнот России - _1.4239.000121570_480_bumazhnaya_assignatsiya_1769_goda_vypuska_nominalom_10_rubley.jpg
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43
Аватара пользователя
SIMka51
Участник
Сообщения 1210
Стаж с 7 сен 2018
Откуда Самарская область
Интересы Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

SIMka51 

Почём нынче «Катеньки» и «Петры»?

В фондах музея хранятся банкноты, которые в начале XX века ласково называли в народе «Катенькой» или «Катеринкой». «Катенька» (100 руб. с портретом императрицы Екатерины II), как и «Петенька» (500 руб. с портретом императора Петра I), стали непревзойденной вершиной творчества сотрудников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Обе банкноты относятся к числу самых красивых банкнот мира, являясь шедеврами полиграфического мастерства. Купюры поступили в музейное собрание в 1993 году в дар от жителя Горнозаводска Рязанова С.Л.

Государственные кредитные билеты номиналом 100 рублей печатались на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры — традиционный для купюр достоинством 100 рублей — желто-бежевый, ее размер — 258×120 мм.

Кредитные билеты данного типа были введены в обращение 25 октября 1911 года, на всех указывалась дата «1910».

При работе над изображением императрицы художники и граверы, предположительно, взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) — портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы.

Сто рублей — это было много или мало для того времени? На 100 рублей в 1912 году можно было, например, накормить обедом 667 студентов Санкт-Петербургского политехникума.

В студенческой столовой обед стоил 15 копеек: за 4 копейки можно было купить тарелку кислых щей, за 8 копеек макароны, и за 3 копейки стакан чая с лимоном. Хлеб же в заведениях общественного питания в то время был бесплатным.

Самой же крупной по достоинству за всю историю царских денег стала банкнота номиналом 500 рублей. Эти кредитные билеты были введены в обращение в конце 1913 года и оставались законным средством платежа, как и 100-рублёвки, до 8 сентября 1922. Выпускались без изменений (с разными подписями) при царском, Временном и советском правительствах, на всех указывалась дата «1912». Отличалась 500 рублевая банкнота и своими большими размерами — 275×126 мм.

500-рублёвки вращались лишь в самом высшем свете, на самых верхних административных этажах, среди министров с годовым содержанием в 22 000 рублей и губернаторов с их 10 000 рублями в год. Много это было или мало? В 1913 году московский плотник за один день работы получал 175 копеек. На них он мог купить, например, 6 кг сахарного песку, или 10,3 кг пшеничной муки, или 11 кг ситного пшеничного хлеба. Сколько всего можно было купить на 500 рублей, даже страшно представить.

На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета — изображение его номинала. На лицевой стороне можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года о размене, хождении и подделке кредитных билетов Характер оформления оборотной стороны можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти.

С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки — аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические, романтические и русские народные черты, а слева — портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной.

Из-за этого портрета в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «Петеньки» или «Петруши».

Главный хранитель фондов Костарева В.А.

История банкнот России - 6 (1).jpg
Бумажный денежный знак. Государственный кредитный билет. Сто рублей. 1910 г. Российская империя. Бумага с водяным знаком, типографская печать. 258×120 мм.

История банкнот России - 5 (1).jpg
Бумажный денежный знак. Государственный кредитный билет. Пятьсот рублей. 1912 г. Российская империя. Бумага с водяным знаком, типографская печать. 275х126 мм.

Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.
Поддержать проект