Гознак поменял свой символ - на логотип компании вновь вернулся орел.
В ходе подготовки к реорганизации ФГУП «Гознак» путем преобразования в акционерное общество, компания осуществила ребрендинг, модернизировала корпоративную символику, основным элементом которой является новый логотип. Модернизированная корпоративная символика и новый логотип компании будут применяться с момента государственной регистрации АО «Гознак».
Прежний, знакомый всем логотип Гознака был создан в середине 90-х годов прошлого века. Прежде всего, как товарный знак, необходимый для работы не только на российском, но и на международном рынках. Стилистика, в которой он создан, сегодня заметно устарела, не соответствует современным требованиям корпоративного дизайна. Есть не менее важная причина изменения логотипа. Условное телеграфное обозначение «Гознак», присвоенное Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг в 1919 году после ее перевода в Москву, со временем стало названием компании. Само слово «Гознак» на латинице пишется и произносится легко –«GOZNAK». Но буквы «ГЗ», размещенные создателями прежнего логотипа на щите, на латинице никогда не использовались как название компании. Просто две буквы, не несущие никакого информационного, тем более, геральдического смысла.
В новый этап своего почти двухсотлетнего существования преобразованная в акционерное общество компания вступит с новым логотипом, на который вернулся орел. Вернее, его стилизованное, графическое изображение.
Отправной точкой для разработки нового логотипа АО «Гознак» стало клеймо ЭЗГБ, которое в 1900 году создал известный художник, мастер книжного знака Рихард Заррин, с 1899 по 1919 гг. возглавлявший гравёрно-художественное отделение Экспедиции. Выбор именно этого сюжета позволил сохранить историческую преемственность в продолжении символики компании.
Именно с эскиза Зарриня «прилетела» на новый логотип Гознака гордая птица, сжимающая в лапах стилизованные инструменты для печати. Это тампоны для набивания краски при создании офорта, гравюры - прародителя металлографского способа печати, который Гознак, единственный в России, применяет сегодня для печати банкнот и документов. Орел - это смысловой центр композиции знака, вписанный в фигурный щит. Логотип также содержит название предприятия - ГОЗНАК, помещенное под щитом.
Орел, как символ власти, указывает на важную государственную миссию, возложенную на Гознак с самого дня его основания. В отличие от гербового двуглавого орла, воплощающего всю полноту государственной власти России, орел на логотипе Гознака имеет одну голову, что символизирует сосредоточение на выполнении одной, чрезвычайно важной функции обеспечения денежного обращения и государственного документоборота. Это подчеркивают и профессиональные печатные инструменты в лапах орла. Однако эти инструменты позволяют предположить, что компания, обладающая таким символом, выполняет широкий спектр производственных задач, требующих особого, тонкого мастерства.
Изображение щита на логотипе в геральдике имеет дополнительное значение – «защита». Это также отражает специфику продукции Гознака, которая, по своему назначению, должна быть защищена от подделок. Защищая свою продукцию, предоставляя гарантированные услуги, Гознак тем самым вносит свой вклад в обеспечение безопасности и благополучия государства и всех его граждан.
Знак выполнен в лаконичной штриховой манере, также подчеркивающей схожесть с гравюрой.
Сохранен зеленый цвет логотипа. В культурной традиции зеленый цвет связан с такими понятиями, как стабильность, гармония, равновесие, уверенность. В европейской геральдике зеленый цвет также символизирует изобилие, процветание и богатство.
Для модернизированной корпоративной символики Гознака выбран особый, «состаренный», оттенок зеленого, отсылающий к солидному двухсотлетнему возрасту компании.
Работа над созданием модернизированного логотипа началась в марте 2015 года. Тогда Гознак объявил открытый творческий конкурс на идею модернизации логотипа Гознака. Конкурс вызвал большой интерес: в нем приняли участие 434 конкурсанта из разных субъектов Российской Федерации, а также представители стран ближнего и дальнего зарубежья. Всего на конкурс было представлено 1473 работы.
Нужно отметить, что в большинстве случаев участники конкурса посчитали нужным сохранить в своем варианте логотипа буквенное сочетание «ГЗ» на щите и размещение слова ГОЗНАК на плашке под щитом. В результате среди конкурсных работ было не так много оригинальных решений. Большая часть работ была выполнена в едином ключе. Однако комиссия определила пять победителей. Среди победителей обратил на себя внимание известный московский дизайнер Виктор Кухарский. Присланные им работы были выполнены с учетом исторических традиций компании, логотипов и клейм, созданных Рихардом Зарринем.
Летом 2015 года Гознак объявил конкурс на разработку и осуществление ребрендинга. В конкурсе участвовали 24 дизайнерских компании из разных городов России. Три предложения были отмечены комиссией как реальные претенденты на победу. При практически равных результатах победу присудили фирме «Развитие», Руководитель этой фирмы Виктор Кухарский представил на конкурс усовершенствованный вариант ребрендинга, смысловым центром которого был логотип, вошедший в число пяти победителей открытого творческого конкурса на идею логотипа.
Работа над формой и содержанием символа Гознака была продолжена. В результате был создан логотип, который дает представление о Гознаке, как о компании одновременно очень «взрослой» и современной, устойчивой и развивающейся, с богатыми традициями, о компании, решающей важные задачи и вносящей свой вклад в обеспечение безопасности и благополучия государства и всех его граждан.
Источник информации сайт Гознака. Ссылка - http://goznak.ru/about/press/news/16167
Официальный Биметаллический Жетон 2018г «200 лет Гознаку»
Специальное исполнение, в Блистере! Московский монетный двор
В помощь нумизматам - привожу краткий перечень Организаций и фирм изготовителей денежных знаков в России и за рубежом.
Организации и фирмы изготовители денежных знаков
Россия
ЭЗГБ Экспедиция заготовления Государственных бумаг
ГОЗНАК ФГУП «Гознак»
Аргентина
CdM Casa de Moeda
CMN Casa de Moneda de la Nacion
CSABB Compania Sud-Americana de Billetes de Banco
Бразилия
CdM Casa de Moeda
Великобритания
BFL Barclay & Fry Ltd.
BWC Bradbury, Wilkinson &Co
CS&E Charles Skipper & East
H&S Harrison & Sons Ltd
NAL Nissen & Arnold
P&B Perkins & Bacon
TDLR, DLR Thomas De La Rue
W&S Waterlow & Sons
WWS W.W. Sprague & Co Ltd
Германия
G&D Giesecke & Devrient GmbH
RD Reichsdruckerei (Берлин)
Коды частных типографий Германии
Гон Конг
HKB Hong Kong Bank Note
HKP Hong Kong Printing Press
Испания
FNMT Fabrica Nacional de Moneda y Timbre
Италия
OCV Officina Carte-Valori
ODBI Officina Della Banca d'Italia
Канада
BABC British American Bank Note Co
CBN Canadian Bank Note Co
Китай
BEPP Bureau of Engraving and Printing, Peking
CHB Chung Hua Book
CMPA Commercial Press
CPF Central Print Factory
DTB Dah Tung Book Co & Ta Tung Printing
UPC Union Printing Co
UPP Union Publishers & Printers Fed. Inc
WPCo Watson Printing Co
Колумбия
IBB Imprenta de Billetes-Bogota
IBSFB Imprenta de Billetes-Santa Fe de Bogota
LN Litografia Nacional
Мексика
B&S Bouligny & Schmidt
Нидерланды
JEZ Johan Enschede en Zonen
Польша
PWPW Polska Wytwórnia Papierów Wartościowych S.A.
PWPW Ł Polska Wytwуrnia Papierуw Wartościowych w Łódźi (Лодзь)
PWPW SA Polska Wytwуrnia Papierуw Wartościowych S-ka Akc. (Варшава)
PWPW W Polska Wytwуrnia Papierуw Wartościowych w Warszawie (Варшава)
PZG Państwowe Zakłady Graficzne (Варшава)
ZG BP Zakłady Graficzne Biblioteki Polskiej (Быдгощ)
ZG PKKP Zakłady Graficzne PKKP (Варшава)
США
ABNC American Bank Note Co
BEP Bureau of Engraving and Printing
CABB Compania Americana de Billetes de Banco (ABNC)
CBC Columbian Bank Note Co
CBNC Continental Bank Note Co.
CCBB Compania Columbiana de Billetes de Banco
CONB Continental Bank Note Company
CNBB Compania Nacional de Billetes de Banco
E&C Evans & Cogwell (C.S.A.)
EAW E. A. Wright
FLBN Franklin-Lee Bank Note Company
HBNC Hamilton Bank Note Company
H&L Hoyer & Ludwig, Richmond, Virginia (C.S.A.)
HLBNC Homer Lee Bank Note Co
IBNC International Bank Note Co
JBNC Jeffries Bank Note Company
K&B Keatinge & Ball (C.S.A.)
KBNC Kendall Bank Note Company, New York
NBNC National Bank Note Company
SBN Security Bank Note Co
WDBN Western District Bank Note Fed. Inc
USBN United States Bank Note Corporation
Узбекистан
Государственное Производственное объединение «Davlat Belgisi»
Украина
БМН НБУ Банкнотно-монетний двір Національного банку України
Франция
BF Banque de France
FCOF Francois-Charles Oberthur Fiduciaire
ISBF IMPRIMERIE SPECIALE DE BANQUE, France
Швейцария
OFZ Orell Fussli Security Printing Ltd
Источник - http://www.fox-notes.ru/spravka/fn_firma_000.htm
Поздравляем участников с обновлением сайта!
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Реклама
-
- Участник
- Сообщения 219
- Стаж с 24 янв 2018
- Откуда Волгоград
- Интересы Нумизматика
Отличный экскурс! Спасибо! Просветили!
-
- Профи
- Сообщения 1092
- Стаж с 27 мар 2018
- Откуда г. Благовещенск. Амурская обл.
- Интересы Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.
СТАНОК УЧАТ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Гравировальный комплекс, разработанный специалистами "Гознака", не простаивает... От себя - данная статья датирована 2004 годом - с перепечаткой в 2011 году и конечно, возможности ГОЗНАКА, сегодня качественно иные. В дальнейшем - по мере получения дополнительной информации, последует продолжение.
Текс статьи:
Год назад "Водяной знак" писал об уникальном гравировальном станке, за изобретение и внедрение которого авторский коллектив специалистов, в том числе и "Гознака", получил Государственную премию.
С тех пор станок успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. В частности, благодаря его появлению впервые за многие годы были выпущены почтовые марки с металлографским элементом. В перспективе, уверяют представители "Гознака", на станке будут изготавливаться металлографские формы для наиболее защищенной полиграфической продукции объединения.
Без граверов бы не справились
Впрочем, сами специалисты утверждают, что корректнее говорить не о станке, а о комплексе прецизионного гравирования. "Собственно станок - это набор механических деталей, очень точно подобранных и точно исполненных, обладающих точными перемещениями, но не более того. Для того чтобы все эти детали перемещались с нужными параметрами в нужном направлении, необходим управляющий модуль ЧПУ и очень специфическое программное обеспечение. Кроме того, без технологии резания, без специальных резцов невозможноне только получить новые высокозащищенные элементы, но и нарезать гравюру, гильоширные элементы, а технология изготовления резцов с острием режущей части в 10 микрон - это особая сфера, которая тоже входит в состав комплекса неотъемлемой частью", - объясняет начальник отдела разработки новой продукции объединения "Гознак" Александр МОЧАЛОВ.
Сейчас станок пережил довольно серьезную модернизацию. По словам гознаковцев, то, что в прошлом году объединение представило на выставке, являлось очень хорошим, удачным опытным образцом для выбора оптимальных технологических параметров, отработки всей производственной цепочки от компьютерного моделирования до изготовления металлографской формы, оптимизации резцов, отработки технологии получения заготовок для достижения максимального качества форм. Сейчас производительность комплекса существенно улучшена - она выросла примерно в два раза. И это еще не предел. "И на нынешнем этапе работы, и на этапе внедрения гравировального комплекса в производство очень важно понимать, что, как бы ни был совершенен комплекс, его работа была бы невозможна без людей. В первую очередь - без граверов, Алексея Грекова и Дмитрия Грачева.
Если бы не их энтузиазм и руки, мы бы не добились сегодняшних результатов", - говорит Мочалов. Дело в том, что подготовить на компьютере гравюру художником-гравером оказалось задачей более простой, чем правильно задать глубину штрихов. В отличие от других видов печати, в металлографской печати можно за счет глубины гравюры в широких пределах варьировать толщину красочного слоя и, соответственно, оптическую плотность рисунка. Проще говоря, металлографская печать позволяет получать рисунки с гораздо большим количеством тонов, чем другие виды печати. И вот правильное задание этой глубины - непростой вопрос. Казалось бы, что проще: оцифровать действия гравера-художника, и все дела. Но как, скажите, оцифровать фразу: "Я чувствую, что здесь надо сделать именно так, а не иначе". Поэтому граверам, работающим с комплексом, кроме хорошего знания материала, навыков резания, пришлось стать и технологами, и конструкторами, и заказчиками для программистов. Несмотря на сложность работы, успехи, перемежающиеся с неудачами, граверы Московской печатной фабрики "Гознака" блестяще справились со своей задачей, и теперь гравировальный комплекс органично впитал в себя мастерство и опыт московской гравировальной школы и позволяет изготавливать металлографские формы любой сложности. Но даже впоследствии, когда с совершенствованием программного обеспечения интеллектуальная нагрузка на человека будет снижаться, роль гравера в работе комплекса останется очень высока, потому что всегда будет необходимо передать на металле творческое решение того или иного портрета или изображения, не утратив при этом живого обаяния авторской работы художника.
Марки стали красивее и дешевле
За время, прошедшее с момента внедрения станка, на гравировальном комплексе выполнено несколько работ, в том числе серия художественных марок с применением металлографии "Царская династия Российской империи" (металлографской здесь является рамка, а само изображение отпечатано способом офсетной печати). "Металлография этого проекта была полностью сделана на станке, работа была производственной, серийной, а не экспериментальной, и мы смогли уложиться в заданные производством сроки", - констатирует Александр Мочалов.
По его словам, металлографская печать не только защищает изделие - она позволяет передать значительно больше тонов изображения, чем другие способы печати. За счет варьирования толщины красочного слоя, зависящего от глубины гравюры, можно воспроизвести очень тонкие оттенки цвета, фактически печатая с офсетными толщинами красочного слоя, и передать насыщенные оттенки цвета, чего офсет в принципе не может. Кроме того, разрешающая способность металлографии значительно выше, чем у офсетной печати. В совокупности это позволяет сделать изображение объемным, с легчайшими светами и глубокими тенями. Естественно, что это качественным образомулучшает типографское исполнение марки и привлекает к ней истинных ценителей - филателистов. "Металлографская печать - достаточно дорогая, и поэтому наш заказчик, ИТЦ "Марка", в какой-то момент просто отказался от марок, выполненных металлографским способом.
Но гравировальный станок весьма ощутимо снижает стоимость марки, так как гравюра делается быстрее и дешевле", - говорит Мочалов.
Производительность станка - выше, чем у гравера. Например, марка резалась на станке около недели. После модернизации достаточно будет 3-4 дней. Гравер на такую марку потратит не меньше двух недель. Уже сейчас производительность комплекса выше, чем гравера, в 4-5 раз. Сегодня перед коллективом МПФ "Гознака" и разработчиками стоит задача - добиться скорости, при которой оригинальная металлографская форма формата банкноты будет выполняться станком за 7-12 дней, тогда как раньше, при ручном труде, на это уходило 30-60 дней.
Сейчас на "Гознаке" продолжается работа над тем, чтобы на станке была создана полностью металлографская марка. Это позволит печатать очень изящные изображения в несколько цветов. "Мы хотим, чтобы художественная, эстетическая ценность марок для филателистов поднялась и чтобы люди опять стали собирать марки с таким же увлечением, как прежде", - признается Александр Мочалов.
Сегодня печать марок иногда заказывают за рубежом, хотя "Гознак" обладает практически всеми технологиями, необходимыми для их качественного изготовления. Впрочем, есть у французских полиграфистов технология, которую в объединении пока не освоили, - она сходна с припрессовкой тонкой фольги. Точнее, даже не фольги, а сусального золота. "Однако взамен этой технологии мы можем предложить много других, не менее замечательных. Надеемся, что с полным внедрением станка все российские марки будут печататься в России", - говорит Мочалов.
Банкнота рекламирует возможности "Гознака"
Впрочем, гравировальный станок успел поработать не только на производстве марок. На нем выполнены элемент для защищенного бланка "Вид на жительство" и рекламная банкнота 2004 года. Для истории гознаковского гравировального комплекса эта банкнота важна тем, чтоона была изготовлена на станке полностью, в соответствии с тем заданием, которое было "дано станку".
Причем эта рекламная банкнота, по мнению специалистов, показала не только возможности технологии изготовления металлографских форм с помощью гравировального комплекса, но и вообще возможности гознаковских технологий, включая эффект MVC, микроперфорацию, трафаретную печать, сложные виды нумерации и другие интересные вещи. Печать рекламной банкноты позволила еще раз подтвердить уникальные возможности гравировального комплекса, превосходящие не только традиционную офсетную печать в передаче полутонов по разрешающей и выделяющей способности, но и возможности ручного гравирования и травления. "С точки зрения защищенности металлографии с применением гравировального комплекса мы вышли на очень высокий уровень, который невозможно повторить традиционными способами", - рассказывает Александр Мочалов.
Впереди у гравировального комплекса - интересные и сложные задачи. Планируется, что все наиболее защищенные металлографские формы будут изготавливаться на нем. Это значит, что на станке будут производиться формы для ценных бумаг, акций, облигаций, банкнот. Не исключено, что в перспективе подобные гравировальные комплексы будут экспортироваться, - предвидя интерес к гравировальному комплексу, на "Гознаке" не исключают любых форм сотрудничества.
Елена Киселева.
№ 11 (19) ноябрь 2004
© 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Информация - http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/19/372.htm
Гравировальный комплекс, разработанный специалистами "Гознака", не простаивает... От себя - данная статья датирована 2004 годом - с перепечаткой в 2011 году и конечно, возможности ГОЗНАКА, сегодня качественно иные. В дальнейшем - по мере получения дополнительной информации, последует продолжение.
Текс статьи:
Год назад "Водяной знак" писал об уникальном гравировальном станке, за изобретение и внедрение которого авторский коллектив специалистов, в том числе и "Гознака", получил Государственную премию.
С тех пор станок успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. В частности, благодаря его появлению впервые за многие годы были выпущены почтовые марки с металлографским элементом. В перспективе, уверяют представители "Гознака", на станке будут изготавливаться металлографские формы для наиболее защищенной полиграфической продукции объединения.
Без граверов бы не справились
Впрочем, сами специалисты утверждают, что корректнее говорить не о станке, а о комплексе прецизионного гравирования. "Собственно станок - это набор механических деталей, очень точно подобранных и точно исполненных, обладающих точными перемещениями, но не более того. Для того чтобы все эти детали перемещались с нужными параметрами в нужном направлении, необходим управляющий модуль ЧПУ и очень специфическое программное обеспечение. Кроме того, без технологии резания, без специальных резцов невозможноне только получить новые высокозащищенные элементы, но и нарезать гравюру, гильоширные элементы, а технология изготовления резцов с острием режущей части в 10 микрон - это особая сфера, которая тоже входит в состав комплекса неотъемлемой частью", - объясняет начальник отдела разработки новой продукции объединения "Гознак" Александр МОЧАЛОВ.
Сейчас станок пережил довольно серьезную модернизацию. По словам гознаковцев, то, что в прошлом году объединение представило на выставке, являлось очень хорошим, удачным опытным образцом для выбора оптимальных технологических параметров, отработки всей производственной цепочки от компьютерного моделирования до изготовления металлографской формы, оптимизации резцов, отработки технологии получения заготовок для достижения максимального качества форм. Сейчас производительность комплекса существенно улучшена - она выросла примерно в два раза. И это еще не предел. "И на нынешнем этапе работы, и на этапе внедрения гравировального комплекса в производство очень важно понимать, что, как бы ни был совершенен комплекс, его работа была бы невозможна без людей. В первую очередь - без граверов, Алексея Грекова и Дмитрия Грачева.
Если бы не их энтузиазм и руки, мы бы не добились сегодняшних результатов", - говорит Мочалов. Дело в том, что подготовить на компьютере гравюру художником-гравером оказалось задачей более простой, чем правильно задать глубину штрихов. В отличие от других видов печати, в металлографской печати можно за счет глубины гравюры в широких пределах варьировать толщину красочного слоя и, соответственно, оптическую плотность рисунка. Проще говоря, металлографская печать позволяет получать рисунки с гораздо большим количеством тонов, чем другие виды печати. И вот правильное задание этой глубины - непростой вопрос. Казалось бы, что проще: оцифровать действия гравера-художника, и все дела. Но как, скажите, оцифровать фразу: "Я чувствую, что здесь надо сделать именно так, а не иначе". Поэтому граверам, работающим с комплексом, кроме хорошего знания материала, навыков резания, пришлось стать и технологами, и конструкторами, и заказчиками для программистов. Несмотря на сложность работы, успехи, перемежающиеся с неудачами, граверы Московской печатной фабрики "Гознака" блестяще справились со своей задачей, и теперь гравировальный комплекс органично впитал в себя мастерство и опыт московской гравировальной школы и позволяет изготавливать металлографские формы любой сложности. Но даже впоследствии, когда с совершенствованием программного обеспечения интеллектуальная нагрузка на человека будет снижаться, роль гравера в работе комплекса останется очень высока, потому что всегда будет необходимо передать на металле творческое решение того или иного портрета или изображения, не утратив при этом живого обаяния авторской работы художника.
Марки стали красивее и дешевле
За время, прошедшее с момента внедрения станка, на гравировальном комплексе выполнено несколько работ, в том числе серия художественных марок с применением металлографии "Царская династия Российской империи" (металлографской здесь является рамка, а само изображение отпечатано способом офсетной печати). "Металлография этого проекта была полностью сделана на станке, работа была производственной, серийной, а не экспериментальной, и мы смогли уложиться в заданные производством сроки", - констатирует Александр Мочалов.
По его словам, металлографская печать не только защищает изделие - она позволяет передать значительно больше тонов изображения, чем другие способы печати. За счет варьирования толщины красочного слоя, зависящего от глубины гравюры, можно воспроизвести очень тонкие оттенки цвета, фактически печатая с офсетными толщинами красочного слоя, и передать насыщенные оттенки цвета, чего офсет в принципе не может. Кроме того, разрешающая способность металлографии значительно выше, чем у офсетной печати. В совокупности это позволяет сделать изображение объемным, с легчайшими светами и глубокими тенями. Естественно, что это качественным образомулучшает типографское исполнение марки и привлекает к ней истинных ценителей - филателистов. "Металлографская печать - достаточно дорогая, и поэтому наш заказчик, ИТЦ "Марка", в какой-то момент просто отказался от марок, выполненных металлографским способом.
Но гравировальный станок весьма ощутимо снижает стоимость марки, так как гравюра делается быстрее и дешевле", - говорит Мочалов.
Производительность станка - выше, чем у гравера. Например, марка резалась на станке около недели. После модернизации достаточно будет 3-4 дней. Гравер на такую марку потратит не меньше двух недель. Уже сейчас производительность комплекса выше, чем гравера, в 4-5 раз. Сегодня перед коллективом МПФ "Гознака" и разработчиками стоит задача - добиться скорости, при которой оригинальная металлографская форма формата банкноты будет выполняться станком за 7-12 дней, тогда как раньше, при ручном труде, на это уходило 30-60 дней.
Сейчас на "Гознаке" продолжается работа над тем, чтобы на станке была создана полностью металлографская марка. Это позволит печатать очень изящные изображения в несколько цветов. "Мы хотим, чтобы художественная, эстетическая ценность марок для филателистов поднялась и чтобы люди опять стали собирать марки с таким же увлечением, как прежде", - признается Александр Мочалов.
Сегодня печать марок иногда заказывают за рубежом, хотя "Гознак" обладает практически всеми технологиями, необходимыми для их качественного изготовления. Впрочем, есть у французских полиграфистов технология, которую в объединении пока не освоили, - она сходна с припрессовкой тонкой фольги. Точнее, даже не фольги, а сусального золота. "Однако взамен этой технологии мы можем предложить много других, не менее замечательных. Надеемся, что с полным внедрением станка все российские марки будут печататься в России", - говорит Мочалов.
Банкнота рекламирует возможности "Гознака"
Впрочем, гравировальный станок успел поработать не только на производстве марок. На нем выполнены элемент для защищенного бланка "Вид на жительство" и рекламная банкнота 2004 года. Для истории гознаковского гравировального комплекса эта банкнота важна тем, чтоона была изготовлена на станке полностью, в соответствии с тем заданием, которое было "дано станку".
Причем эта рекламная банкнота, по мнению специалистов, показала не только возможности технологии изготовления металлографских форм с помощью гравировального комплекса, но и вообще возможности гознаковских технологий, включая эффект MVC, микроперфорацию, трафаретную печать, сложные виды нумерации и другие интересные вещи. Печать рекламной банкноты позволила еще раз подтвердить уникальные возможности гравировального комплекса, превосходящие не только традиционную офсетную печать в передаче полутонов по разрешающей и выделяющей способности, но и возможности ручного гравирования и травления. "С точки зрения защищенности металлографии с применением гравировального комплекса мы вышли на очень высокий уровень, который невозможно повторить традиционными способами", - рассказывает Александр Мочалов.
Впереди у гравировального комплекса - интересные и сложные задачи. Планируется, что все наиболее защищенные металлографские формы будут изготавливаться на нем. Это значит, что на станке будут производиться формы для ценных бумаг, акций, облигаций, банкнот. Не исключено, что в перспективе подобные гравировальные комплексы будут экспортироваться, - предвидя интерес к гравировальному комплексу, на "Гознаке" не исключают любых форм сотрудничества.
Елена Киселева.
№ 11 (19) ноябрь 2004
© 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Информация - http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/19/372.htm
Нумизмат – это состояние души.
-
- Профи
- Сообщения 1092
- Стаж с 27 мар 2018
- Откуда г. Благовещенск. Амурская обл.
- Интересы Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.
ВОДЯНОЙ ЗНАК: ОТ РУЧНОГО ОТЛИВА ДО БАНКНОТНОЙ БУМАГИ
И. А. Мочалов, технический директор объединения «Гознак» - с октября 1994 г. по ноябрь 1999 г.
Рассказ о самом известном защитном признаке – водяном знаке – мы начали в прошлом номере журнала. Тогда мы планировали уложиться в две публикации: одна – про историю, вторая – про современность. Однако по мере подготовки материала стало очевидно, что двух публикаций – явно недостаточно. И если в прошлом номере мы рассказывали о художественной стороне этого удивительного ремесла, то сегодня, продолжая разговор о водяных знаках, мы предлагаем вам познакомиться с тем, как получают водяные знаки в бумаге.
Классика жанра
Существует четыре классических способа получения бумаги с водяным знаком:
1. Ручным черпанием посредством специальной формы, сетка которой имеет узор воспроизводимого водяного знака. Это самый древний способ, зародившийся на заре производства бумаги в Европе. Он известен с 1276 года и родился в Италии. На Ленинградской бумажной фабрике Гознака участок ручного отлива существовал до 1975 года.
2. Машинным способом: с помощью черпально-листовых машин, осуществляющих формование листа способом, аналогичным ручному черпанию. Почти одновременно появились черпально-листовые машины Дюпона и Зембрицкого.
3. На круглосеточных бумагоделательных машинах. На сетке цилиндров таких машин нанесен методом штамповки и/или закреплен филигранный узор для получения бумаги с водяным знаком. При этом знак формируется одновременно с формованием бумажного полотна.
4. На столовых бумагоделательных машинах. При этом способе производства водяной знак наносится на формирующуюся, совершенно сырую (сухость 4–6 %) бумажную наслойку с помощью сеточного валика – дендироля, на поверхности которого нанесен узор методом штамповки сетки или с помощью прикрепленных элементов филиграни.
Дендироль – слово английское. С помощью вращающегося сеточного цилиндра, располагавшегося между отсасывающими (сифонными) ящиками на сеточном столе, получали бумагу с более ровным просветом. Получалась красивая – «франтоватая» бумага.
По-английски франт – dandy, дэнди. Отсюда и появилась название дендироль. По-французски определение подобного качества звучит так: эгутер от eqoutter – отжимать, разравнивать, т. е. разравнивающий способ. Поэтому в русской транскрипции мы чаще слышим – ровнитель.
Имитации водяных знаков
Все другие способы получения различных водяных знаков на бумаге лишь их имитируют, поэтому их нельзя смешивать с подлинными водяными знаками, получаемыми при формовании бумажного листа.
Из способов, имитирующих водяной знак, можно упомянуть следующие:
– в 1873 году Консоль и Монгольфье применили способ имитирования водяного знака на первом или втором сушильном цилиндре буммашины методом прессования – малетирования. Осуществлялось это с помощью бронзового гравированного вала с нанесенным рисунком водяного знака, который оставляет на еще влажной поверхности бумаги четкие, но только светлые элементы.
Позднее перенесли малетирование в прессовую часть, установив привод на малетный пресс.
– в 1891 году У. Экк, основатель завода по изготовлению суперкаландров в Германии, применил способ получения знака на сухой бумаге, при некотором ее увлажнении перед пропуском через вальцы, на одном из которых выпукло нанесены элементы водяного знака.
Такими способами получается только светлый водяной знак – имитация филиграни.
Истинный водяной знак получается непосредственно в процессе формования бумажного полотна. Техника изготовления водяного знака существует уже семь столетий. Она постоянно совершенствовалась, улучшалась на базе техники филиграни.
А в 1818 году в России на бумажной фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг изобрели способ получения многотонового водяного знака (впоследствии с плавными полутоновыми переходами) с помощью штампованной сетки. Наступила новая эра защиты банкнот и ценных бумаг.
Без малого два столетия существует и совершенствуется этот способ изготовления водяных знаков. И сегодня он остается очень важным публичным способом защиты, создающим визуально контролируемый признак подлинности банкнот и ценных бумаг.
Тона и полутона
Технология изготовления штампов для получения полутоновых портретных водяных знаков была доведена в ЭЗГБ до высокого уровня. В конце 30-х годов девятнадцатого века замечательным российским физиком и электротехником Б. С. Якоби в ЭЗГБ была создана первая в мире гальванопластическая мастерская для размножения медных штампов.
В лаборатории изготавливали штампы, которыми производили тиснение на сетке, а затем с помощью этой сетки получали водяной знак на бумаге. Также с помощью гальванопластики впервые в мире в ЭЗГБ началось изготовление печатных железных форм для металлографской печати.
Разработанная Б. С. Якоби технология получения форм для штамповки сеток гальваническим способом широко применялась во всем мире с определенными техническими усовершенствованиями до конца двадцатого столетия. На некоторых бумажных фабриках в мире она, возможно, существует и до сегодняшнего дня.
Первоначально штемпель для изготовления клише вырезался из дерева в увеличенном размере. Затем с помощью копировально-гравировального станка c пантографом делали на металле его уменьшенную копию, с помощью которой и штамповалась сетка. В связи с тем, что бумага отливалась в то время только ручным способом, при котором она усаживалась одинаково в двух перпендикулярных направлениях, штамп заранее не деформировался под неравнозначную деформацию бумаги.
Потребность в этом возникла в конце 90-х годов ХIХ века, когда появилась технология получения водяного знака (прежде всего – портретного) на бесконечном полотне круглосеточной бумагоделательной машины.
Рождение литофании
По мере усложнения водяного знака, особенно после появления необходимости получать портретный водяной знак, повторяя печатный сюжет на ассигнациях, а также в ходе совершенствования гальванических процессов была создана технология, при которой основной, исходный штемпель гравировался вручную на воске. При этом полностью воспроизводили изображение, например портрет.
Такой восковой штемпель называли «литофания». Литофанию графитировали, т. е. наносили токопроводящий слой графита. Затем гальваническим способом наращивали на восковую литофанию медное отложение. Получалась матрица, с которой гальваноспособом получали отложение в виде медного штемпеля.
Далее уже шел известный процесс – копировально-гравировальный станок с пантографом, уменьшая изображение на штемпеле до требуемого размера, гравировал вращающейся тонкой фрезой на латуни или стали штамп – оригинал. С него делалась медная гальванокопия – рабочий штамп и контрштамп, с помощью которых штамповалась сетка. Такая технология, с определенными элементами усовершенствования существовала до 90-х годов XX столетия.
Технология ручного отлива
Прекрасные работы мастеров-бумажников, которые были показаны на страницах предыдущего номера журнала, были получены способом ручного отлива бумаги, которого нет в России уже более 30 лет.
Принцип ручного отлива, при всей своей внешней простоте, на самом деле – достаточно серьезное дело. Освоение ручного отлива бумаги – большая школа и практика получения высокохудожественных водяных знаков. Это возможность проведения различных экспериментов по совершенствованию работы над водяными знаками без дорогих затрат, связанных с выходом на промышленную машину. Но главное – в процессе ручного отлива можно ясно видеть четкий алгоритм получения бумаги с водяными знаками.
При изготовлении бумаги на круглосеточной машине операции, которые последовательно выполнялись при ручном отливе, объединены в непрерывный процесс. При этом если допускается нарушение последовательности взаимно связанных операций изготовления бумаги, то возникают различного рода проблемы, приводящие к потере качества водяного знака, других функциональных свойств бумаги, потере ее печатно-технологических характеристик.
При ручном отливе бумаги используются черпальный чан – емкость прямоугольной, иногда округлой формы, имеющей в поперечнике примерно 1,5 м, глубиной 1,2 м с наклонными передней и задней стенками, мешалкой в нижней конусной части и черпальная форма – ящик из хвойных пород дерева.
Между длинными сторонами ящика изнутри, касаясь подкладной сетки, с шагом 25–30 мм закреплены каплевидной формы в сечении упорные рейки. При качании формы они помогают обезвоживанию, разрушая силы поверхностного натяжения целостной пленки воды на поверхности сетки. Перед черпанием массы на сетку сверху накладывается декель – рамка из твердых пород дерева, проваренная в олифе для предотвращения намокания и прилипания волокон.
Часто, когда имелась возможность, для изготовления рамок применялось красное дерево, устойчиво ведущее себя в водной среде, долго сохраняющее прочностные свойства.
Профессии: черпальщик и валяльщик
Черпальщик заводил форму в чан под углом 60–65°, зачерпывал массу, легким толчком сбрасывал ее излишек и начинал трясти форму с массой в четыре стороны для обеспечения равномерного распределения волокна. Затем форма помещалась на горизонтальную доску над чаном для стока воды и до исчезновения на ее поверхности блестящего зеркала, т. е. до состояния наслойки, при котором масса теряла способность растекаться. Затем снимался декель, и форма передавалась второму работнику – валяльщику.
Валяльщик накрывал форму с наслойкой массы сукном, которое на 100–150 мм шире и длиннее листа, переворачивал форму и отжимал воду на валяльной горке – сначала легким перекатыванием формы по ней, затем постепенно усиливая прижим.
При этом наслойка с сетки переходила на сукно, как на более гладкую поверхность. Сверху ее покрывали вторым сукном. Из 150–200 таких «сэндвичей» образовывалась кладка. Кладка помещалась под винтовой или гидравлический пресс, где под значительным давлением выдерживалась в течение 10–15 минут. (На гидравлических прессах нагрузка на цилиндре составляла 150–200 атмосфер при площади листа 50х50 см, т. е. при удельном давлении 0,6–0,8 бар / квадратный сантиметр.)
После прессования следующий рабочий – «выметчик» отделял листы бумаги от сукна, складывал их в столбец. Влажные листы сушили на вешелах, а позднее – на отдельно стоящем сушильном цилиндре, к которому лист прижимался бесконечным сушильным сукном или сеткой. Первоначально сушильные цилиндры обогревались горячими углями, помещаемыми внутрь цилиндра в жаровнях.
Впоследствии сушильные цилиндры стали обогревать паром. Далее бумагу проклеивали крахмальным или животным – желатиновым клеем на специальных машинах, преимущественно фирмы «Кебика», выглаживали, помещая между листами полированной меди, затем досушивали на вешелах.
Работа черпальщика требовала высокой квалификации. Вместе с тем, это был очень тяжелый физический труд. Во время отрыва формы от поверхности черпальной ванны приходилось прикладывать усилие более 20 килограммов. Черпальщик и валяльщик поднимали и перемещали десятки тонн массы. Бригада из 4 человек за рабочую смену делала 600–700 листов бумаги, а это равнозначно поднятию и перемещению тяжести весом почти в 20 тонн.
Автоматизация ручного отлива
Черпально-листовые машины – это машины Дюпона и Зембрицкого, повторяющие, вернее имитирующие, ручной отлив, но со значительной степенью механизации. На этих машинах до 30-х годов прошлого столетия вырабатывали на Гознаке прекрасную бумагу, не уступающую, прежде всего по качеству водяного знака, бумаге ручного черпания.
Машина Дюпона изобретена в 1882 году и приобретена ЭЗГБ в том же году, что говорит о стремлении специалистов Бумажной фабрики Экспедиции шагать в ногу со временем, внедрять самую новую передовую технику и технологию. Характерно, что машина Дюпона – это практически агрегат полунепрерывного действия в отличие от машины Зембрицкого, изобретенной в 1881 году. ЭЗГБ приобрела машину Зембрицкого в 1885 году.
Главное достоинство этих агрегатов не в том, что их производительность в 5–6 раз выше, чем при ручном черпании. Главное, за счет более точного дозированного количества массы получалась более равномерная по толщине и весу квадратного метра бумага, что очень важно для банкнот, их защищенности от подделок. Кроме того, сохранялась возможность применения волокон лубяного происхождения.
Не менее положительным было и то, что по сравнению с ручным черпанием, где формат листа ограничивался физическими возможностями черпальщика, на черпально-листовых машинах применялись формы больших размеров, а следовательно, можно было снимать листы двойного (с машины Дюпона) и учетверенного формата (с машины Замбрицкого), которые в дальнейшем разрезались перед печатью на отдельные листы.
Для производства банкнотной бумаги
Первые круглосеточные машины, примененные для производства банкнотной бумаги в конце ХIХ века, произвели переворот – непрерывным способом за сутки отливалось до 1000 кг бумаги. Возможность отлива банкнотных бумаг на круглосеточных машинах появилась прежде всего там, где основным сырьем для изготовления банкнотной бумаги была хлопковая целлюлоза, – в Англии.
Бесспорно, непрерывное производство имело существенные экономические преимущества по сравнению с периодическим в листах: прежде всего, большую произ-водительность, большую стабильность по весу и толщине бумаги. Однако бумага с круглосеточных машин обладала большим недостатком – волокна, ориентированные вдоль направления отлива, придавали бумаге неравнопрочность вдоль и поперек полотна – большую анизотропию.
В связи с вытяжкой вдоль и усадкой поперек полотна получалось искажение водяного знака. Из-за этого требовалось при штамповке сетки вносить коррективы в размеры штампа, в расстановку элементов водяного знака.
Кроме того, на круглосеточной машине того времени с достаточно примитивной системой подачи массы к сеточному цилиндру очень трудно поддавался регулировке вес квадратного метра бумаги по ширине, в связи с чем эти машины первоначально имели ограниченную ширину – в пределах 1000–1200 мм.
На Гознаке первая круглосеточная бумагоделательная машина была установлена на Ленинградской бумажной фабрике в 1925 году.
На Краснокамской бумажной фабрике 8 декабря 1936 года была введена в эксплуатацию бумагоделательная машина № 5 – круглосеточная, трехцилиндровая машина, которая своей первой бумагой открыла историю гознаковского производства на уральской земле.
На круглосеточных машинах в настоящее время производится подавляющая масса банкнотных бумаг в мире. И связано это не только с совершенствованием технологии получения бумаги, но и с постоянно растущими требованиями по повышению ее защищенности. Именно о современном уровне защиты банкнотных бумаг и перспективных направлениях пойдет речь в следующем номере журнала.
При ручном отливе бумаги бригада из 4 человек за рабочую смену делала 600 – 700 листов бумаги, а это равнозначно поднятию и перемещению тяжести весом почти в 20 тонн.
№ 3 (95) июнь 2012 © 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Источник - http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/95/1533.htm
И. А. Мочалов, технический директор объединения «Гознак» - с октября 1994 г. по ноябрь 1999 г.
Рассказ о самом известном защитном признаке – водяном знаке – мы начали в прошлом номере журнала. Тогда мы планировали уложиться в две публикации: одна – про историю, вторая – про современность. Однако по мере подготовки материала стало очевидно, что двух публикаций – явно недостаточно. И если в прошлом номере мы рассказывали о художественной стороне этого удивительного ремесла, то сегодня, продолжая разговор о водяных знаках, мы предлагаем вам познакомиться с тем, как получают водяные знаки в бумаге.
Классика жанра
Существует четыре классических способа получения бумаги с водяным знаком:
1. Ручным черпанием посредством специальной формы, сетка которой имеет узор воспроизводимого водяного знака. Это самый древний способ, зародившийся на заре производства бумаги в Европе. Он известен с 1276 года и родился в Италии. На Ленинградской бумажной фабрике Гознака участок ручного отлива существовал до 1975 года.
2. Машинным способом: с помощью черпально-листовых машин, осуществляющих формование листа способом, аналогичным ручному черпанию. Почти одновременно появились черпально-листовые машины Дюпона и Зембрицкого.
3. На круглосеточных бумагоделательных машинах. На сетке цилиндров таких машин нанесен методом штамповки и/или закреплен филигранный узор для получения бумаги с водяным знаком. При этом знак формируется одновременно с формованием бумажного полотна.
4. На столовых бумагоделательных машинах. При этом способе производства водяной знак наносится на формирующуюся, совершенно сырую (сухость 4–6 %) бумажную наслойку с помощью сеточного валика – дендироля, на поверхности которого нанесен узор методом штамповки сетки или с помощью прикрепленных элементов филиграни.
Дендироль – слово английское. С помощью вращающегося сеточного цилиндра, располагавшегося между отсасывающими (сифонными) ящиками на сеточном столе, получали бумагу с более ровным просветом. Получалась красивая – «франтоватая» бумага.
По-английски франт – dandy, дэнди. Отсюда и появилась название дендироль. По-французски определение подобного качества звучит так: эгутер от eqoutter – отжимать, разравнивать, т. е. разравнивающий способ. Поэтому в русской транскрипции мы чаще слышим – ровнитель.
Имитации водяных знаков
Все другие способы получения различных водяных знаков на бумаге лишь их имитируют, поэтому их нельзя смешивать с подлинными водяными знаками, получаемыми при формовании бумажного листа.
Из способов, имитирующих водяной знак, можно упомянуть следующие:
– в 1873 году Консоль и Монгольфье применили способ имитирования водяного знака на первом или втором сушильном цилиндре буммашины методом прессования – малетирования. Осуществлялось это с помощью бронзового гравированного вала с нанесенным рисунком водяного знака, который оставляет на еще влажной поверхности бумаги четкие, но только светлые элементы.
Позднее перенесли малетирование в прессовую часть, установив привод на малетный пресс.
– в 1891 году У. Экк, основатель завода по изготовлению суперкаландров в Германии, применил способ получения знака на сухой бумаге, при некотором ее увлажнении перед пропуском через вальцы, на одном из которых выпукло нанесены элементы водяного знака.
Такими способами получается только светлый водяной знак – имитация филиграни.
Истинный водяной знак получается непосредственно в процессе формования бумажного полотна. Техника изготовления водяного знака существует уже семь столетий. Она постоянно совершенствовалась, улучшалась на базе техники филиграни.
А в 1818 году в России на бумажной фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг изобрели способ получения многотонового водяного знака (впоследствии с плавными полутоновыми переходами) с помощью штампованной сетки. Наступила новая эра защиты банкнот и ценных бумаг.
Без малого два столетия существует и совершенствуется этот способ изготовления водяных знаков. И сегодня он остается очень важным публичным способом защиты, создающим визуально контролируемый признак подлинности банкнот и ценных бумаг.
Тона и полутона
Технология изготовления штампов для получения полутоновых портретных водяных знаков была доведена в ЭЗГБ до высокого уровня. В конце 30-х годов девятнадцатого века замечательным российским физиком и электротехником Б. С. Якоби в ЭЗГБ была создана первая в мире гальванопластическая мастерская для размножения медных штампов.
В лаборатории изготавливали штампы, которыми производили тиснение на сетке, а затем с помощью этой сетки получали водяной знак на бумаге. Также с помощью гальванопластики впервые в мире в ЭЗГБ началось изготовление печатных железных форм для металлографской печати.
Разработанная Б. С. Якоби технология получения форм для штамповки сеток гальваническим способом широко применялась во всем мире с определенными техническими усовершенствованиями до конца двадцатого столетия. На некоторых бумажных фабриках в мире она, возможно, существует и до сегодняшнего дня.
Первоначально штемпель для изготовления клише вырезался из дерева в увеличенном размере. Затем с помощью копировально-гравировального станка c пантографом делали на металле его уменьшенную копию, с помощью которой и штамповалась сетка. В связи с тем, что бумага отливалась в то время только ручным способом, при котором она усаживалась одинаково в двух перпендикулярных направлениях, штамп заранее не деформировался под неравнозначную деформацию бумаги.
Потребность в этом возникла в конце 90-х годов ХIХ века, когда появилась технология получения водяного знака (прежде всего – портретного) на бесконечном полотне круглосеточной бумагоделательной машины.
Рождение литофании
По мере усложнения водяного знака, особенно после появления необходимости получать портретный водяной знак, повторяя печатный сюжет на ассигнациях, а также в ходе совершенствования гальванических процессов была создана технология, при которой основной, исходный штемпель гравировался вручную на воске. При этом полностью воспроизводили изображение, например портрет.
Такой восковой штемпель называли «литофания». Литофанию графитировали, т. е. наносили токопроводящий слой графита. Затем гальваническим способом наращивали на восковую литофанию медное отложение. Получалась матрица, с которой гальваноспособом получали отложение в виде медного штемпеля.
Далее уже шел известный процесс – копировально-гравировальный станок с пантографом, уменьшая изображение на штемпеле до требуемого размера, гравировал вращающейся тонкой фрезой на латуни или стали штамп – оригинал. С него делалась медная гальванокопия – рабочий штамп и контрштамп, с помощью которых штамповалась сетка. Такая технология, с определенными элементами усовершенствования существовала до 90-х годов XX столетия.
Технология ручного отлива
Прекрасные работы мастеров-бумажников, которые были показаны на страницах предыдущего номера журнала, были получены способом ручного отлива бумаги, которого нет в России уже более 30 лет.
Принцип ручного отлива, при всей своей внешней простоте, на самом деле – достаточно серьезное дело. Освоение ручного отлива бумаги – большая школа и практика получения высокохудожественных водяных знаков. Это возможность проведения различных экспериментов по совершенствованию работы над водяными знаками без дорогих затрат, связанных с выходом на промышленную машину. Но главное – в процессе ручного отлива можно ясно видеть четкий алгоритм получения бумаги с водяными знаками.
При изготовлении бумаги на круглосеточной машине операции, которые последовательно выполнялись при ручном отливе, объединены в непрерывный процесс. При этом если допускается нарушение последовательности взаимно связанных операций изготовления бумаги, то возникают различного рода проблемы, приводящие к потере качества водяного знака, других функциональных свойств бумаги, потере ее печатно-технологических характеристик.
При ручном отливе бумаги используются черпальный чан – емкость прямоугольной, иногда округлой формы, имеющей в поперечнике примерно 1,5 м, глубиной 1,2 м с наклонными передней и задней стенками, мешалкой в нижней конусной части и черпальная форма – ящик из хвойных пород дерева.
Между длинными сторонами ящика изнутри, касаясь подкладной сетки, с шагом 25–30 мм закреплены каплевидной формы в сечении упорные рейки. При качании формы они помогают обезвоживанию, разрушая силы поверхностного натяжения целостной пленки воды на поверхности сетки. Перед черпанием массы на сетку сверху накладывается декель – рамка из твердых пород дерева, проваренная в олифе для предотвращения намокания и прилипания волокон.
Часто, когда имелась возможность, для изготовления рамок применялось красное дерево, устойчиво ведущее себя в водной среде, долго сохраняющее прочностные свойства.
Профессии: черпальщик и валяльщик
Черпальщик заводил форму в чан под углом 60–65°, зачерпывал массу, легким толчком сбрасывал ее излишек и начинал трясти форму с массой в четыре стороны для обеспечения равномерного распределения волокна. Затем форма помещалась на горизонтальную доску над чаном для стока воды и до исчезновения на ее поверхности блестящего зеркала, т. е. до состояния наслойки, при котором масса теряла способность растекаться. Затем снимался декель, и форма передавалась второму работнику – валяльщику.
Валяльщик накрывал форму с наслойкой массы сукном, которое на 100–150 мм шире и длиннее листа, переворачивал форму и отжимал воду на валяльной горке – сначала легким перекатыванием формы по ней, затем постепенно усиливая прижим.
При этом наслойка с сетки переходила на сукно, как на более гладкую поверхность. Сверху ее покрывали вторым сукном. Из 150–200 таких «сэндвичей» образовывалась кладка. Кладка помещалась под винтовой или гидравлический пресс, где под значительным давлением выдерживалась в течение 10–15 минут. (На гидравлических прессах нагрузка на цилиндре составляла 150–200 атмосфер при площади листа 50х50 см, т. е. при удельном давлении 0,6–0,8 бар / квадратный сантиметр.)
После прессования следующий рабочий – «выметчик» отделял листы бумаги от сукна, складывал их в столбец. Влажные листы сушили на вешелах, а позднее – на отдельно стоящем сушильном цилиндре, к которому лист прижимался бесконечным сушильным сукном или сеткой. Первоначально сушильные цилиндры обогревались горячими углями, помещаемыми внутрь цилиндра в жаровнях.
Впоследствии сушильные цилиндры стали обогревать паром. Далее бумагу проклеивали крахмальным или животным – желатиновым клеем на специальных машинах, преимущественно фирмы «Кебика», выглаживали, помещая между листами полированной меди, затем досушивали на вешелах.
Работа черпальщика требовала высокой квалификации. Вместе с тем, это был очень тяжелый физический труд. Во время отрыва формы от поверхности черпальной ванны приходилось прикладывать усилие более 20 килограммов. Черпальщик и валяльщик поднимали и перемещали десятки тонн массы. Бригада из 4 человек за рабочую смену делала 600–700 листов бумаги, а это равнозначно поднятию и перемещению тяжести весом почти в 20 тонн.
Автоматизация ручного отлива
Черпально-листовые машины – это машины Дюпона и Зембрицкого, повторяющие, вернее имитирующие, ручной отлив, но со значительной степенью механизации. На этих машинах до 30-х годов прошлого столетия вырабатывали на Гознаке прекрасную бумагу, не уступающую, прежде всего по качеству водяного знака, бумаге ручного черпания.
Машина Дюпона изобретена в 1882 году и приобретена ЭЗГБ в том же году, что говорит о стремлении специалистов Бумажной фабрики Экспедиции шагать в ногу со временем, внедрять самую новую передовую технику и технологию. Характерно, что машина Дюпона – это практически агрегат полунепрерывного действия в отличие от машины Зембрицкого, изобретенной в 1881 году. ЭЗГБ приобрела машину Зембрицкого в 1885 году.
Главное достоинство этих агрегатов не в том, что их производительность в 5–6 раз выше, чем при ручном черпании. Главное, за счет более точного дозированного количества массы получалась более равномерная по толщине и весу квадратного метра бумага, что очень важно для банкнот, их защищенности от подделок. Кроме того, сохранялась возможность применения волокон лубяного происхождения.
Не менее положительным было и то, что по сравнению с ручным черпанием, где формат листа ограничивался физическими возможностями черпальщика, на черпально-листовых машинах применялись формы больших размеров, а следовательно, можно было снимать листы двойного (с машины Дюпона) и учетверенного формата (с машины Замбрицкого), которые в дальнейшем разрезались перед печатью на отдельные листы.
Для производства банкнотной бумаги
Первые круглосеточные машины, примененные для производства банкнотной бумаги в конце ХIХ века, произвели переворот – непрерывным способом за сутки отливалось до 1000 кг бумаги. Возможность отлива банкнотных бумаг на круглосеточных машинах появилась прежде всего там, где основным сырьем для изготовления банкнотной бумаги была хлопковая целлюлоза, – в Англии.
Бесспорно, непрерывное производство имело существенные экономические преимущества по сравнению с периодическим в листах: прежде всего, большую произ-водительность, большую стабильность по весу и толщине бумаги. Однако бумага с круглосеточных машин обладала большим недостатком – волокна, ориентированные вдоль направления отлива, придавали бумаге неравнопрочность вдоль и поперек полотна – большую анизотропию.
В связи с вытяжкой вдоль и усадкой поперек полотна получалось искажение водяного знака. Из-за этого требовалось при штамповке сетки вносить коррективы в размеры штампа, в расстановку элементов водяного знака.
Кроме того, на круглосеточной машине того времени с достаточно примитивной системой подачи массы к сеточному цилиндру очень трудно поддавался регулировке вес квадратного метра бумаги по ширине, в связи с чем эти машины первоначально имели ограниченную ширину – в пределах 1000–1200 мм.
На Гознаке первая круглосеточная бумагоделательная машина была установлена на Ленинградской бумажной фабрике в 1925 году.
На Краснокамской бумажной фабрике 8 декабря 1936 года была введена в эксплуатацию бумагоделательная машина № 5 – круглосеточная, трехцилиндровая машина, которая своей первой бумагой открыла историю гознаковского производства на уральской земле.
На круглосеточных машинах в настоящее время производится подавляющая масса банкнотных бумаг в мире. И связано это не только с совершенствованием технологии получения бумаги, но и с постоянно растущими требованиями по повышению ее защищенности. Именно о современном уровне защиты банкнотных бумаг и перспективных направлениях пойдет речь в следующем номере журнала.
При ручном отливе бумаги бригада из 4 человек за рабочую смену делала 600 – 700 листов бумаги, а это равнозначно поднятию и перемещению тяжести весом почти в 20 тонн.
№ 3 (95) июнь 2012 © 2003-2011 "Водяной знак". При использовании материалов ссылка на "Водяной знак" обязательна.
Источник - http://www.vodyanoyznak.ru/magazine/95/1533.htm
Нумизмат – это состояние души.