Внимание!!! Теперь фотографии можно загружать любых размеров. Чтобы выключить данное сообщение нажмите на крестик справа

Символ свастики - в Красной Армии 1918-1920 гг.

Ордена, медали, жетоны, пряги, наградные знаки и значки
Атрибуция о оценка
Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1304
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Символ свастики - в Красной Армии 1918-1920 гг.

Сообщение Нафталин » 14 апр 2018, 09:03:56

«СВАСТИКА» — слово древнеиндийское и означает «ДОБРОЕ ПОЖЕЛАНИЕ». В Ведах оно употребляется в значении имени существительного «блаженство» или в значении наречия «здраво». На священном языке индусов — санскрите — «свасти» означает «счастье». В зороастризме (религии древних ариев-иранцев) свастика (суастика) — знак солнцеворота, буквально «перемена к лучшему», «добрая перемена», от слов «су» — «добро» и «астика» — перемена.

Древнейший индо-арийский символ, который до сих пор широко используется в Индии и на Тибете как обозначение плодородия, защиты и благополучия и который напрямую связан с религиозным культом. Этот знак встречается в раскопках эпохи палеолита, датируемых до… 25 тысяч лет назад; он был распространён по всему мiру, включая острова Океании.

Подробное и очень интересное исследование на тему свастики или гаммадиона, как по-другому называется этот древнейший символ, приводилось в публикации http://monomah.org/archives/9215. Как считают некоторые исследователи, правосторонняя свастика означает вращение Солнца, а левосторонняя – Луны, также существует - различие мужского и женского начал, а ещё считается, что правосторонняя — это сеющая, а левосторонняя — собирающая. Вплоть до нашего времени, правосторонний знак используется в буддистской символике, а левосторонний – в тибетской религии «бон».

На эту тему есть еще одна интересная публикация, связанная с Челубеем и его поединком (см. примечание) Александром Пересветом на Куликовом поле: http://monomah.org/archives/131. Можно также почитать и другой обзорный материал на эту тему: http://monomah.org/archives/7817

Но остановимся более подробно на том - как, где и до какой поры Советская власть использовала… символ «свастики»!

Интересные факты из истории свастического славяно-арийского символа «ярга».

Свастика в Красной Армии

В марте 1919 года был выпущен приказ командующего фронтом В. И. Шорина о введении для калмыцких кавалерийских частей свастики как опознавательного знака. Шорин был царским полковником, перешедшим на сторону Советской власти: это был хорошо образованный человек, понимающий, как сильно влияет на психику военнослужащих использование магической национальной символики.

Калмыки исповедовали буддизм, поэтому эмблеме дивизии был присвоен этот буддистский сакральный элемент. В приказе свастика названа «люнгнт» — производное от «гелюнг» — сан буддистского монаха. Свастика наряду с пятиконечной звездой присутствовала на нарукавных повязках и наградных значках.

В 1919 году свастика использовалась на форменных знаках башкирских частей РККА (вероятно, ошибка автора: не башкирских, а бурятских частей, т.к. именно буряты (наряду с калмыками) исповедовали на территории России буддизм.
54392575_Prikaz_voyskam_YUgoVostochnogo_fronta__213-300x220.jpg
ca89bd3d96d80554dc660825908bcfdb-300x226.png
АЛЕКСАНДР ФИТЦ. ЗВЕЗДАНУЛИСЬ.
Как звезда и свастика чуть не стали символами Красной Армии.
(Журнал «Столица» № 15, 1991 г.):


Кандидат исторических наук полковник Владимир Оттович Дайнес возглавляет отдел Института военной истории Министерства обороны СССР. Уже давно его основная работа стала и главным увлечением — он открывает, вернее, возвращает из забвения героев гражданской войны. «Ведь кроме пресловутого Василия Ивановича Чапаева были и другие командиры и командармы.

Как-то работая в Центральном государственном архиве Советской Армии, Владимир Оттович наткнулся на весьма любопытный документ, в котором, в частности, говорилось: «Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с.г. (1919 — В.А.) № 213. с описанием символики для Красной Армии.

ОПИСАНИЕ

Ромб 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в средине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.» Диаметр звезды 15 мм, венка — 6 см, размер «ЛЮНГТН» — 27 мм, букв — 6 мм.
Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.
Звезда «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)».

Отыскать в архивах другие факты, касающиеся этого символа, ему пока не удалось. Известно лишь, что командовал красными на Юго-Восточной фронте в 1918-1919 годах (время, когда создавался «ромб»), Василий Иванович Шорин, бывший полковник царской армии, репрессированный в конце 30-х годов и реабилитированный посмертно. Известно также, что предполагались и другие элементы символики для Красной Армии, но пятиконечная звезда с серпом и молотом оказалась «всех сильней». Кто конкретно создавал найденный Дайнесом символ, кто и почему его отверг, что означает «ЛЮНГТН», не известно. Не понятно, почему лопасти свастики, которая у древних являлась символом плодородия, загнуты в другую сторону.
svastika-1.png
Г.В. ТАРАДАНОВ, В. В. КИБАРДИН. Под редакцией и с дополнениями
К.В. Родзаевского. БОГ, НАЦИЯ, ТРУД «АЗБУКА ФАШИЗМА»
Харбин, лето 1934 года


… — В чем состоит форма В.Ф.П. (Всероссийской Фашистской Партии — В.А.)?
— Фашистская форма черным цветом выражает фашистское самоотречение и готовность к служению Родине. Форма отмечается знаками фашистской иерархии.

…партийная форма состоит из черной рубашки с золотыми пуговицами со свастикой, пояса с опоясанным через плечо ремнем, брюк-галифе с оранжевым кантом и сапог; на левом рукаве носится оранжевый круг, окруженный белой полоской, с черной свастикой посредине.

… — Из чего состоит партийный значок и религиозный знак В.Ф.П. и какова их символика?

— Политический знак В.Ф.П. состоит из двуглавого орла, увенчанного крестом, и знака свастики. Крест выражает религиозную сущность российского фашизма, его стремление к примату духа на материей. Двуглавый орел выражает нашу национальную сущность, является эмблемой российской нации, показывающей, что основная цель российского фашизма — жертвенное служение российской нации.

Свастика говорит о нашей общности с фашистскими движениями других стран, наш единый фронт в деле борьбы с интернациональными силами — коммунизмом, масонством и еврейством.

Политический знак В.Ф.П. является графическим изображением нашего основного лозунга — «Бог, Нация, Труд».

Религиозный знак В.Ф.П. представляет собой изображение Святого Равноапостольного князя Владимира с поднятым крестом. Знак этот носится вместе с политическим знаком и свидетельствует о преданности православных членов партии религии своих предков — православию…

… — Что означают фашистское партийное приветствие и партийный флаг?

— Партийное приветствие — поднятие правой руки вверх — к небу — свидетельствует о примате духа над материей, а возглас: «Слава России!», которым обмениваются фашисты при встрече, отражает безмерную любовь фашистов к Родине, стремление сделать ее великой, славной.

Фашистский партийный флаг, представляющий собою белое поле с оранжевым квадратом, в котором изображена черная свастика, выражает готовность русских фашистов к борьбе с мировым злом — иудо-масонством.

Партийный флаг фашисты развертывают вместе с национальным трехцветным (бело-сине-красным) русским флагом, выражая этим связь ВФП с русской нацией.

Ярга-свастика при советской власти

Отсчёт времени появления трудностей в изучении креста с загнутыми концами, очевидно, следует вести с ноября 1922 г., когда в газете «Известия», официальном печатном органе правительства Советской России, была издана ныне прочно забытая заметка А.В. Луначарского «Предупреждение».

Нар­ком просвещения, стоявший у истоков сотворения извращён­ной коммунистической культуры, в частности, писал:
На многих украшениях и плакатах в дни последнего праздне­ства, как и вообще на разного рода изданиях и т. д., по недо­разумению беспрестанно употребляется орнамент, называю­щий свастикой и имеющий такой вид. Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приоб­ретает характер символического знака всего фашистского, реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко­ отрицательное впечатление. Нарком по просвещению А. Луначарский

Такая заметка зловеще-запретительного характера, да ещё и подписанная всесильным распорядителем культурной жиз­ни коммунистической России, на страницах правительствен­ного издания вполне могла быть оценена как официальная директива, что приняли к сведению и исполнению современ­ники. Но кроме запрета она содержит ценнейшие историче­ские, культурные сведения. Из заметки следует, что в то вре­мя ярга использовалась в различного рода наглядных работах наряду с другими революционными знаками, среди которых крест с загнутыми концами понимался как своего рода зна­мение нового времени.

Вместо повергнутого христианского креста люди советской страны использовали народный крючковатый крест для родокультурной идентичности рево­люционного народа России.

Шествия в честь октябрьских со­бытий расцвечивали не только красные знамёна. Над колон­нами идущих гордо реяли образы древнего знамения добра и жизни — ярги-креста.

Итак, Луначарский по сути прямо запрещает использова­ние ярги и свастики. И хотя наказание за нарушение в замет­ке не определено, но уместно предположить, что в действи­тельности за ним дело не стало: революционное время было слишком кровавым. Очевидно, в силу того, что правитель­ственный декрет так и не появился (или до настоящего вре­мени не обнародован), а заметка А.В. Луначарского, несмот­ря на её директивный характер, всё-таки не имела законода­тельного статуса, свастика постепенно исчезла из наглядной агитации советской повседневности.

Короткое время правления Временного правительства России было ознаменовано тем, что косая ярга украшала его государственную печать, а также была введена в знаки денежных купюр, выпущенных им в оборот.

До 1924 г. её всё ещё продолжали использовать в нарукав­ных знаках красноармейцев и краскомов ряда частей, изображали на первых советских бу­мажных деньгах, выпущенных по распоряжению В.И. Ленина, до конца 1920-х гг. её продолжали изучать в ис­следовательских учреждениях СССР.

После 1930 г. очень редко в научных работах встречается какое-либо упоминание о крючковатом кресте. Это было время, когда занятие русской историей или же употребление понятий «русская история», «краеведение», «русская народ­ная культура» в статьях, книгах считалось вредительством, а учёных, их использовавших, относили к врагам народа со всеми вытекающими последствиями.

И в послевоенных исследованиях, имеющих непосредствен­ное отношение к теме ярги, продолжал действовать запрет на этот знак. Учёные всячески избегали упоминаний слова «сва­стика», употребляя вместо него «крест с загнутыми конца­ми», «солярный знак», «крюковый знак», «вихревая розетка», «вращающаяся розетка» и т. д. Такой подход большинства исследователей следует признать оправданным, учитывая пе­чальную участь сосланных и расстрелянных крупных учёных и исследователей по славистике, русской истории и народо­ведению многих народов России.

Т.И. Дронова так сегодня описывает общую обстановку в отношении исконной культуры у старообрядцев Усть- Цильмы Вятской земли. Гонения начались с времени раску­лачивания, когда отбирали всё, в том числе народную одеж­ду. Борьба коммунистической власти против исконного уси­лилась в 1950-х гг.

Во время Великой Отечественной войны идеологическая борьба с яргой-свастикой усилилась. Работники Каргопольского краеведческого музея уничтожили целый ряд редчай­ших вышивок, содержащих ярги-солнца. Подобное истребление музейных ценностей, со­держащих яргу, в это время проводилось повсеместно, и не только в музеях.

Известны действия спецотрядов НКВД на Русском Севере во время войны по изъятию и уничтожению вещей с яргами-сонцами у сельского населения. Лопари (ко­ренные жители Севера) также до сего времени хранят память о 40 гг. прошлого столетия, когда им запретили вышивать крест с загнутыми концами на одеждах, исконно бытовавших в их культуре.

В это грозное военное время был дополнительный предлог по искоренению опасного знака: ярга вычленялась средства­ми искусства знаком врага, представлялась знаком изувер­ства и нечеловечности. Такой образ божественного знака продолжает бытовать в подсознании нескольких поколений, выросших в СССР.

НИКОЛАЙ КОЗЛОВ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА:

Отражением происходящей в мире брани на видимом уровне - является война символов. Паразитическая эксплуатация Первообраза, начавшаяся задолго до вочеловечения Христа, совершается повсеместно, но окончательно совершится в пришествие антихриста, что будет означать полную реализацию подмены. Частичное воплощение антихриста, реализация его в церковном теле уже совершается на символическом плане через завоевание, усвоение и распространение в церкви противообразной символики.

Значение символа зависит от его усвоения той или иной из двух противоборствующих во вселенной сил. Символ есть, таким образом, проявление на видимом плане чисто духовной силы, созидательной либо разрушительной, темной либо светлой.

Возможны как частичное использование символа одного ряда в системе противозначущей символики с целью подключения содержащейся в нем энергии к силам обратного ряда, так и прямая подмена и дискредитация символа.

ВО ВСЕЛЕННОЙ ВОЮЮТ КРЕСТ И ЗВЕЗДА.

В качестве примера частичного использования символа — символической адаптации — укажем на обычай в масонской символике помещать крест внутри звезды. Изображение звезды вместо креста на символически значимых точках пространства — на шпилях башен, на древках флагов, на лбу, на груди, означает, что временно, до полного утверждения во Вселенной, силы зла берут на себя функции, присущие добру. Посему звезда становится знаком антихриста — вместо Христа, вместо добра.

Одновременное использование светлой символики в отрицательном контексте, соединение ее с темной идеей, служит целям дискредитации символа. С этой точки зрения и следует рассматривать эволюцию символического значения свастики — знака удачи и благополучия, усвоенного древними христианами. Мало кто знает, что среди символики, используемой Красной Армией, присутствовала не только звезда, но и свастика. Так выглядел наградной знак командиров Юго-восточного фронта Кр. Армии в 1918-1920 гг. В ноябре 1919 г. командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан приказ № 213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики. Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая — «вихрь», «жизненную энергию». Свастика была размещена даже на некоторых "совзнаках" - первых советских деньгах, которые печатали по старым клише Временного правительства.

Сноска: Изображение свастики на представленых образцах - не являются пропагандой нацистской символики, нацизма (фашизма), а, напротив - является его осуждением.

Источник - http://monomah.org/archives/9260
Интересный факт.Так выглядел наградной знак командиров Юго-восточного фронта Красной Армии в<br />1918-1920 гг.
Интересный факт.Так выглядел наградной знак командиров Юго-восточного фронта Красной Армии в
1918-1920 гг.
Нумизмат – это состояние души. :D55

Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1304
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Символ свастики - в Красной Армии 1918-1920 гг.

Сообщение Нафталин » 14 апр 2018, 09:41:59

Осторожно фантазия! Про знак РСФСР со свастикой.

По интернету давно гуляет фотография этого "редчайшего знака". Даже на Пикабу есть несколько постов с этим знаком (баянометр покажет). Обычно, эту поделку подписывают как "знак красного командира Юго-Восточного фронта" , а в комментариях обычно начинаются пересуды про свастику в РККА, про славянские символы... Единственное чего в обсуждениях чаще всего нет - это фейковость знака. Откуда он появился, почему по интернету гуляет фотография только этого знака (он же не в единственном экземпляре был сделан), почему нет на фотографиях награжденных?

Обычно выдвигают две версии:

1) Знак был (шеврон же есть со свастикой), а потом все знаки уничтожали, переплавляли...
2) Знак настоящий, но не утверждался официально, а мог быть заказан у частного мастера

Давайте попробуем разобраться. Для начала посмотрим сам знак:
1492752862163458478.jpg
149275286713026131.jpg
149275286413492381.jpg
1492752860167988097.jpg
1492752861125651653.jpg
Версия 1.

Если бы знак был учрежден официально, то сохранился бы приказ. По шеврону почему-то все сохранилось, а знак слишком секретный был? Опять же, нету ни указа об учреждении знака , нет фотографий награжденных, не сохранилось и не было найдено поисковиками ни самого знака ни даже его частей. Странновато не правда ли? Веди даже по таким нечастым знаку "Честному воину Карельского фронта" и ордену «Красное Знамя» Азербайджанской ССР (21 награждение) все данные есть. Известны и награжденные и сами знаки, а со знаком краскома со свастикой - голяк...

Версия 2. То, что вторая версия не состоятельна опровергает сам знак, а точнее его клейма(про поддельность клейм я молчу). На знаке есть клеймо "ВХТМ" - Высшие (Государственные) художественно-технические мастерские. Собственно говоря все - версия с частным заказом развалилась сама собой.

Да, еще про клейма - на лицевой стороне знаков клейма не ставились. И вообще их на знаке многовато.

Так откуда взялся этот знак? То что такого знака не было ни официально, ни частным заказом мы уже разобрались. В правом нижнем углу на первой фотографии в посте можно рассмотреть ник продавца с аукциона "Молоток" . Продавца звали talnah84 и торговал он - фантазийными знаками Российской империи и РСФСР - СССР. Вот еще несколько "шедевров" , которыми он торговал . Что сразу бросается в глаза :

1) все звезды на знаках - одинаковые
2) венки тоже как родные братья, хоть и есть пара разновидностей, но все равно повторяются
3) беспорядочное клеймение
1492752865121444461.jpg
1492752866121763099.jpg
1492752868127720543.jpg
1492752863159689230.jpg
Что имеем в итоге? Скорее всего - знак со свастикой, был сделан мастером - под вдохновением и по мотивам реально существовавшего шеврона, с заимствованием отдельных элементов, представленных выше образцов - вот только реально ли тоже существующих знаков. Думал ли сам мастер, который клепал этот знак, что его подделка обретет такую популярность в сети?

Источник - автор (Kulikov1914); Ссылка - https://pikabu.ru/story/ostorozhno_fant ... oy_4996445

P.S. Если представленный выше разбор "Знака красного командира Юго-Восточного фронта" автором данной статьи не соответствует вашим источникам - оставляйте свои комментарии на форуме.
Нумизмат – это состояние души. :D55

Ответить

Вернуться в «Фалеристика»