Пресловутый президентский указ за № 485, который вступил в силу с 18 марта 2016 г . "О совершенствовании охраны археологических объектов и археологических артефактов", впервые дал определение двум ключевым понятиям «археологический артефакт» и «поиск археологических артефактов» (в переводе на русский язык) - пришлось разыскивать более двадцати минут!!!
Утвержденный документом комплекс мер должен был быть направлен на создание дополнительных условий для сохранения культурного наследия Беларуси, а также предотвращение деятельности «черных копателей».
Указом предусмотрена передача археологических артефактов, выявленных при проведении археологических исследований либо случайно, в государственную собственность. Установлен также порядок осуществления поиска археологических объектов и артефактов, определен порядок информирования местных органов о выявленных археологических объектах и передачи обнаруженных артефактов в собственность государства.
Использование металлоискателей, георадаров и других технических средств и инструментов для поиска археологических объектов и артефактов допускается только при проведении в установленном порядке археологических исследований.
Введен запрет на приобретение, продажу, дарение, мену, залог археологических артефактов. Исключение предусмотрено для государственных научных организаций и государственных музеев, а также для физических и юридических лиц, которые до 1 января 2017 года должны были включить имеющиеся в их собственности археологические артефакты в реестр археологических артефактов.
Любители приборного поиска обратились к президенту Беларуси и в другие органы власти по поводу отмены данного указа от 14 декабря 2015 г. № 485 «Аб удасканаленні аховы археалагічных аб'ектаў і археалагічных артэфактаў», вступившего в силу и призванного поставить законодательный барьер на пути черных копателей. Либо изменения в той его части, которая напрямую касается археологов-любителей, занимающихся поисковыми работами не ради наживы, а в качестве хобби.
Ответом можно считать немногочисленные комментарии законотворцев по этому вопросу - "....все видят то что видят. Прямого запрета нет. В крайнем случае задача сведется к заключению договора с музеем у которого есть разрешение Академии наук. Читайте внимательно много раз - раза с десятого поможет." Давайте вместе поищем компромисс - если он есть. Любые комментарии под темой приветствуются.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 декабря 2015 г. № 485
О совершенствовании охраны археологических объектов и археологических артефактов. В целях совершенствования правового регулирования охраны археологических объектов и археологических артефактов:
1. Установить, что:
1.1. археологические артефакты *, которые выявлены при проведении археологических исследований или случайно, подлежат передаче в государственную собственность;
1.2. поиск ** археологических объектов *** и (или) археологических артефактов может осуществляться только при проведении археологических исследований на основании разрешения на право проведения археологических исследований, издаваемый Национальной академией наук Беларуси (далее - разрешение);
______________________________
* Для целей настоящего Указа к археологических артефактов относятся движимые материальные объекты, возникшие в результате жизни и деятельности человека более 120 лет тому назад, сохранились в культурном слое (слое) или на дне естественных и искусственных водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленном законодательством об охране историко-культурного наследия, и на момент их обнаружения не имеют собственника.
** Для целей настоящего Указа под поиском понимается визуальное или с использованием металлоискателей, геарадарав, других технических средств и инструментов обследование поверхности земли и (или) дна природных и искусственных водоемов с осуществлением земляных работ или без осуществления, в ходе которого проводятся полный или частичный сбор и выемка движимых материальных объектов, обладающих признаками археологических артефактов.
*** Для целей настоящего Указа к археологическим объектам относятся недвижимые материальные объекты или их комплексы вместе с археологическими артефактами и культурным слоем (слоем), возникшие в результате жизни и деятельности человека более 120 лет тому назад, сохранились в земле или на дне природных и искусственных водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение, могут соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, определенном законодательством об охране историко-культурного наследия.
1.3. разрешение выдается в соответствии с законодательством об административных процедурах научным организациям или музеям, в которых работают на условиях трудовых договоров (контрактов) или осуществляют деятельность на основании Гражданского правававых договоров физические лица (далее - физические лица, работающие на условиях
договоров), которые одновременно соответствуют следующим критериям: имеют высшее образование по специальности «Археология», «История (Археология) "; обладают научными практическими знаниями, необходимыми для проведения
археологических исследований и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах;
имеют практику участия в археологических исследованиях в течение не менее двух годы в совокупности независимо от сроков перерыва;
1.4. разрешение выдается на имя физических лиц, работающих на условиях договоров и по поручения научных организаций или музеев осуществляют руководство археологическими исследованиями;
1.5. действие разрешения может быть приостановлено или прекращено Национальной академией наук Беларуси при нарушении физическим лицом, на чье имя выдано разрешение, порядка проведения археологических исследований;
1.6. научные организации или музее при проведении археологических исследований вправе привлекать других физических лиц на основании гражданско-правовых договоров или договоров об организации практики студентов для выполнения подготовительных и вспомогательных работ под руководством физического лица, на чье имя выдано разрешение (далее - участники археологических исследований);
1.7. использование металлоискателей, геарадарав и других технических средств и инструментов для поиска археологических объектов и (или) археологических артефактов допускается исключительно физическим лицом, на чье имя выдано разрешение, и участниками археологических исследований;
1.8. физическое лицо, на чье имя выдано разрешение, которая при осуществлении поиска археологических объектов и (или) археологических артефактов на основании разрешения обнаружила археологический объект и (или) археологический артефакт, обязана: провести их фиксацию, научную обработку и художественную оценку; не позднее чем в семидневный срок со дня обнаружения археологического объекта и (или) археологического артефакта письменно сообщить об этом в местный исполнительный и распорядительный орган и передать ему обнаружен археологический артефакт (за исключением археологических артефактов, обнаруженных физическими лицами, работающими на условиях
договоров в государственных научных организациях или государственных музеях). Археологические артефакты, обнаруженные физическими лицами, работающими на условиях договоров в государственных научных организациях и государственных музеях, включаются в коллекционный Фонд государственной научной организации или музейный фонд государственного музея;
1.9. физическое или юридическое лицо, случайно обнаружила в земле или на дне природных и искусственных водоемов материальный объект, который может иметь историческое, художественное, научное или иное культурное значение, соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности, установленном законодательством об охране историко-культурного наследия, и на момент его обнаружения не имеет собственника (далее - материальный объект), обязана: принять меры по сохранению материального объекта; безотлагательно приостановить работы или иную деятельность на материальном объекте, которые могут оказать воздействие на данный материальный объект; не позднее чем в двухдневный срок со дня обнаружения материального объекта письменно сообщить об этом в местный исполнительный и распорядительный орган и в случае обнаружения подвижного материального объекта передать его этому органу на временное хранение для принятия решения об отнесении такого объекта к археологическому артефакта;
передать подвижной материальный объект в местный исполнительный и распорядительный орган в случае отнесения его к археологическому артефакта;
1:10. местный исполнительный и распорядительный орган: в двухдневный срок со дня получения уведомления об обнаруженном материальном объекте направляет информацию о нем в областную (Минскую городскую) комиссию по
археологических объектах и артефактах (далее - археологическая комиссия), состав которой утверждается облисполкомом (Минским горисполкомом), для принятия решения о отнесении материального объекта к археологическому объекту и (или) археологического артефакта; принимает археологический артефакт от физического или юридического лица, которая обнаружила его, по акту приема-передачи, один экземпляр которого передается физическим или юридическим лицу; в трехдневный срок со дня получения уведомления об обнаруженном археологическом объекте или получения заключения об отнесении материального объекта к археологическому
объекта или археологического артефакта информирует Национальную академию наук Беларуси о выраженным археологическом объекте и (или) археологическом артефакте; в семидневный срок со дня получения уведомления об обнаружении археологического объекта осуществляет его осмотр и составляет акт осмотра археологического объекта. Для осуществления осмотра археологического объекта привлекаются специалисты государственных научных организаций и (или) государственных музеев; в десятидневный срок со дня получения уведомления об обнаруженном археологическом
объекте определяет временный режим содержания археологического объекта с указанием срока его действия и в случае приостановки работ или иной деятельности в связи с выявлением археологического объекта - период времени, в который такие работы или другая деятельность приостановлен; передает археологические артефакты государственным музеям;
1:11. в отношении археологических объектов и (или) археологических артефактов НЕ применяются нормы:
Гражданского кодекса Республики Беларусь о находке, о бесхозной вещи, о кладе, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 234 указанного Кодекса; статей 18 и 19 Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь »(Национальный реестр правовых Министров Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 2/1195);
1.12. приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов запрещаются, за исключением случаев:
приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов государственными научными организациями (государственным научным организациям) и государственными музеями (государственным музеям); приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов, включенных в реестр археологических артефактов (далее - реестр), формирование и ведение которого осуществляются Национальной академией наук Беларуси или уполномоченного ею юридическим лицом;
1:13. в реестр включаются археологические артефакты, которые на день вступления в силу настоящего Указа находились во владении физических и юридических лиц. Формирование реестра осуществляется Национальной академией наук Беларуси или уполномоченной ею юридическим лицом до 1 января 2017 Отнесение материальных объектов, которые на день вступления в силу настоящего Указа находились во владении физических и юридических лиц, к археологических артефактов и их включение в реестр осуществляются на основании обращений физических и юридических лиц в
археологические комиссии в соответствии с законодательством об административных процедурах;
1:14. государственные научные организации и государственные музеи имеют преимущественное право на приобретение археологических артефактов, которые указаны в абзаце третьем подпункта 1.12 данного пункта;
1:15. физические и юридические лица, нарушившие требования настоящего Указа, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
2. Дополнить Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявление Граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 "Об административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявление Граждан »(Национальный реестр Министерства образования Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.12.2014, 1/15447; 23.06.2015, 1/15857), пунктом 8.8 следующего
Содержание:
«8.8. Принятие решения об отнесении материального Объект к археологическим Артефакты и включении его в реестр
археологических артефактов.
3. Положения подпункта 1.1 пункта 1 настоящего Указа о передаче в государственную ьсобственность археологических артефактов применяются в отношении археологических артефактов, обнаруженных после вступления в силу данного Указа. Разрешения на проведение археологических исследований и на право выполнения археологических разведок и раскопок, которые выданы соответственно Министерством культуры и Национальной академией наук Беларуси до вступления в силу настоящего Указа, являются действительными до истечения сроков их действия.
4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить:
4.1. подготовку и внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривает приведение законов в соответствие с данным Указом;
4.2. утверждение: порядке выдачи разрешения на право проведения археологических исследований, приостановления, прекращения его действия; порядке учета выявленных археологических объектов и (или) археологических артефактов;
положения об археологических комиссиях;
4.3. принятие иных мер по реализации настоящего Указа.
5. Национальной академии наук Беларуси в трехмесячный срок обеспечить:
5.1. утверждение: порядке проведения археологических исследований и ведения полевой документации при их проведении; порядке формирования и ведения реестра археологических артефактов;
5.2. принятие иных мер по реализации настоящего Указа.
6. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке: пункты 4 и 5 настоящего Указа - после его официального опубликования; другие положения данного Указа - через три месяца после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Бороться и искать, найти и ....... СДАТЬ ИЛИ НЕ СДАТЬ вот в чём вопрос...?!
Поздравляем участников с обновлением сайта!
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Реклама
-
- Профи
- Сообщения 1092
- Стаж с 27 мар 2018
- Откуда г. Благовещенск. Амурская обл.
- Интересы Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.
Итак, всех кладоискателей да и просто поисковиков из Беларусии волнует нововведения в законодательстве о металлоискателях, а именно «громкий» указ № 485 от 14.12.15. Что же это значит? Металлоискатели вне закона? Ведь в новостных лентах то и дело писали про уголовную ответственность за прогулку с металлодетектором в руках.
О чем спорный указ.
Указ запрещает поиск археологических артефактов без специального разрешения Национальной академии наук и устанавливает критерии для физических лиц, претендующих на получение такого разрешения (специальное высшее образование и опыт археологических работ).
Все обнаруженные в ходе поисков либо случайно артефакты подлежат передаче государству (за исключением обнаруженных до вступления указа в силу).
Согласно документу, археологическим артефактом являются материальные объекты возрастом более 120 лет, обнаруженные в культурном слое и на момент обнаружения не имеющие владельца.
Указ обязывает Академию наук создать реестр археологических артефактов. Частные коллекционеры должны на добровольной основе зарегистрировать свои артефакты в данном реестре.
Указ запрещает продажу, обмен, дарение артефактов, за исключением включенных в реестр.
И все же, давайте разбираться по порядку про запрет на металлоискатели в Беларуси:
В этом указе я нашел три основных подпункта, которые коснуться так или иначе тех, кто был связан или до сих пор повязан с приборным поиском, а именно:
1.1. археологические артефакты, которые выявленный при проведении археологических исследований или случайно, подлежат передачи в государственную собственность;
1.2. поиск археологических объектов и (или) археологических артефактов может осуществляться только при проведении археологических исследований на основании разрешения на право проведения археологических исследований, разглашающаяся Национальной академией наук Беларуси (далее – разрешение);
Где археологические артефакты и объекты – это вещи, которым исполнилось более 120 лет И которые имеют историческое, художественное, научное или другое культурное значение. Это значит что искать потерянные ключи, кольца обручальные, серьки и тому подобное не запрещено. А значит, если ты не носишь эти артефакты в кармане, получается ты вроде бы как и не занимаешься поиском артефактов, ну а если найдешь- то нарушаешь закон в том случае если не передал в государственную собственность.
Далее очень важная деталь в этом указе про то что делать с этими найденными или купленными когда-то артефактами:
1.12. приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов запрещаются, исключая случаев:
приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов государственными научными организациями (государственным научным организациям) и государственными музеями (государственным музеям);
приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов, включенных в реестр археологических артефактов (далее – реестр), формирование и ведение которого осуществляются Национальной академией наук Беларуси или уполномоченной ею юридическим лицом;
Если же вы все таки владелец артефактов, то вам надо их зарегистрировать, и согласно указу в течение 30 дней за бесплатно вам выдадут что-то , подтверждающее статус владельца артефакта… Далее – согласно п.1.12.
В сети интернета можно найти немало высказываний по поводу трактовок данного указа:
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович согласен, что в настоящее время указ № 485 каждый трактует так, как считает нужным.
В комментарии для Naviny.by Антон Астапович отметил, что до сих пор не созданы археологические комиссии при исполкомах, которые должны заниматься артефактами. Таким образом, сказал эксперт, открытым остается вопрос —
кто и как будет вести эту работу. По сути, указ однозначно запрещает лишь использовать металлодетекторы и другое специальное оборудование на археологических памятниках: «Понятно, что там могут копать только археологи согласно действующему законодательству». Приборный поиск в остальных случаях, говорит Антон Астапович, «нужно регулировать, а не запрещать».
«Запрет ничего не даст, — говорит Антон Астапович. — За пределами охранных зон поиск должен регулироваться путем соответствующего лицензирования и контроля деятельности любителей поиска. Важно, чтобы они были обязаны отчитываться в том, что нашли и где. При этом важно четко организовать выдачу разрешений на поиск, причем на определенный период».
Еще один любитель приборного поиска и нумизмат Руслан Веремей, от имени своих коллег - обратился к президенту с предложениями трансформировать законодательство таким образом, чтобы интересы добропорядочных любителей истории и археологии не были ущемлены. Чтобы вернуть «археологические артефакты» из частных коллекций в научный оборот, планировалось создать специальный реестр. Однако любители археологии сомневаются, что этот замысел будет реализован — слишком много требований к коллекционерам и слишком мало гарантий.
«Наследие у нас одно на всех, и большой ошибкой будет не подпускать к его сохранению людей, которые на добровольных началах действительно заботятся о нашей истории и культуре. Только вместе, общими усилиями можно будет дать новый толчок развитию исторической науки, открыть неизвестные страницы нашей истории, повысить престиж профессии историка и археолога, и только вместе можно защитить наше наследие и дать бой настоящим черным копателям».
Его размышления по поводу всей этой вакханалии смотрите по ссылке: https://nn.by/?c=ar&i=165018&lang=ru
О чем спорный указ.
Указ запрещает поиск археологических артефактов без специального разрешения Национальной академии наук и устанавливает критерии для физических лиц, претендующих на получение такого разрешения (специальное высшее образование и опыт археологических работ).
Все обнаруженные в ходе поисков либо случайно артефакты подлежат передаче государству (за исключением обнаруженных до вступления указа в силу).
Согласно документу, археологическим артефактом являются материальные объекты возрастом более 120 лет, обнаруженные в культурном слое и на момент обнаружения не имеющие владельца.
Указ обязывает Академию наук создать реестр археологических артефактов. Частные коллекционеры должны на добровольной основе зарегистрировать свои артефакты в данном реестре.
Указ запрещает продажу, обмен, дарение артефактов, за исключением включенных в реестр.
И все же, давайте разбираться по порядку про запрет на металлоискатели в Беларуси:
В этом указе я нашел три основных подпункта, которые коснуться так или иначе тех, кто был связан или до сих пор повязан с приборным поиском, а именно:
1.1. археологические артефакты, которые выявленный при проведении археологических исследований или случайно, подлежат передачи в государственную собственность;
1.2. поиск археологических объектов и (или) археологических артефактов может осуществляться только при проведении археологических исследований на основании разрешения на право проведения археологических исследований, разглашающаяся Национальной академией наук Беларуси (далее – разрешение);
Где археологические артефакты и объекты – это вещи, которым исполнилось более 120 лет И которые имеют историческое, художественное, научное или другое культурное значение. Это значит что искать потерянные ключи, кольца обручальные, серьки и тому подобное не запрещено. А значит, если ты не носишь эти артефакты в кармане, получается ты вроде бы как и не занимаешься поиском артефактов, ну а если найдешь- то нарушаешь закон в том случае если не передал в государственную собственность.
Далее очень важная деталь в этом указе про то что делать с этими найденными или купленными когда-то артефактами:
1.12. приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов запрещаются, исключая случаев:
приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов государственными научными организациями (государственным научным организациям) и государственными музеями (государственным музеям);
приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических артефактов, включенных в реестр археологических артефактов (далее – реестр), формирование и ведение которого осуществляются Национальной академией наук Беларуси или уполномоченной ею юридическим лицом;
Если же вы все таки владелец артефактов, то вам надо их зарегистрировать, и согласно указу в течение 30 дней за бесплатно вам выдадут что-то , подтверждающее статус владельца артефакта… Далее – согласно п.1.12.
В сети интернета можно найти немало высказываний по поводу трактовок данного указа:
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович согласен, что в настоящее время указ № 485 каждый трактует так, как считает нужным.
В комментарии для Naviny.by Антон Астапович отметил, что до сих пор не созданы археологические комиссии при исполкомах, которые должны заниматься артефактами. Таким образом, сказал эксперт, открытым остается вопрос —
кто и как будет вести эту работу. По сути, указ однозначно запрещает лишь использовать металлодетекторы и другое специальное оборудование на археологических памятниках: «Понятно, что там могут копать только археологи согласно действующему законодательству». Приборный поиск в остальных случаях, говорит Антон Астапович, «нужно регулировать, а не запрещать».
«Запрет ничего не даст, — говорит Антон Астапович. — За пределами охранных зон поиск должен регулироваться путем соответствующего лицензирования и контроля деятельности любителей поиска. Важно, чтобы они были обязаны отчитываться в том, что нашли и где. При этом важно четко организовать выдачу разрешений на поиск, причем на определенный период».
Еще один любитель приборного поиска и нумизмат Руслан Веремей, от имени своих коллег - обратился к президенту с предложениями трансформировать законодательство таким образом, чтобы интересы добропорядочных любителей истории и археологии не были ущемлены. Чтобы вернуть «археологические артефакты» из частных коллекций в научный оборот, планировалось создать специальный реестр. Однако любители археологии сомневаются, что этот замысел будет реализован — слишком много требований к коллекционерам и слишком мало гарантий.
«Наследие у нас одно на всех, и большой ошибкой будет не подпускать к его сохранению людей, которые на добровольных началах действительно заботятся о нашей истории и культуре. Только вместе, общими усилиями можно будет дать новый толчок развитию исторической науки, открыть неизвестные страницы нашей истории, повысить престиж профессии историка и археолога, и только вместе можно защитить наше наследие и дать бой настоящим черным копателям».
Его размышления по поводу всей этой вакханалии смотрите по ссылке: https://nn.by/?c=ar&i=165018&lang=ru
Нумизмат – это состояние души.