Поздравляем участников с обновлением сайта!
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.

Исламская нумизматика

Иностранные монеты
Атрибуция и оценка
Аватара пользователя
ProstoJD
Супермодератор
Сообщения 818
Стаж с 4 янв 2018
Металлоискатель: XP Дэус

ProstoJD 

Для начала напомним, что же такое «нумизматика». Энциклопедия дает следующие определение: «Нумизматика (от лат. numisma, греч. nómisma — монета), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др… Монеты — своеобразный источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества… Сегодня исламская нумизматика – огромный и очень интересный раздел этой вспомогательной исторической дисциплины. Еще бы! Ведь исламские государства занимали и занимают огромную часть планеты (почти все они имели свои монеты), а первая исламская монета была отчеканена еще в 691 г. Мы уже рассказывали о дирхемах Арабского Халифата, на протяжении более чем трех веков выполняющих функцию мировой валюты, эдакого своеобразного «доллара средневековья». Сегодня же мы расскажем о самых первых исламских монетах и об настоящей «монетной войне» сопровождающей их появление. На протяжении первых десятилетий существования Халифата мусульмане своих монет не имели. В обороте использовались деньги старых выпусков – византийские и династии Сасанидов. Но с укреплением собственной государственности возник вопрос о выпуске собственной монеты. Здесь было несколько аспектов. Во-первых огромный халифат, с большим количеством крупных городов, процветающими ремеслами и торговлей нуждался в огромном количестве монет. Старые постепенно выходили из оборота – стирались, терялись, оседали в кладах или просто переплавлялись. Новых со стороны приходило в недостаточном количестве, да и зависимость от поступлений «чужой» монеты была опасна – в этом случае правители не могли контролировать экономические процессы. Это в слаборазвитой Руси, с преимущественно натуральным хозяйством, почти до самого конца XIV века могли довольствоваться привозной монетой (выпуск княжих златников и сребреников был скорее политическим, чем экономическим шагом). Немаловажным была и религиозная составляющая. Получался абсурд – государство-то исламское, но на монетах сплошь откровенно христианская символика или, как на сасанидских дирхемах, – пылающий жертвенник языческого бога Ормузда (его изображение присутствовало в обязательном порядке на всех монетах династии Сасанидов). Последнее, скорее всего, и сыграло главную роль.

Следует отметить, что еще со времен античности монеты, помимо средства платежа, играли важную роль, как средство пропаганды. Чеканились они огромными тиражами и изображения и надписи на них играли роль своеобразных СМИ. Наиболее ярко это было выражено в Римской империи. Кроме того монеты играли и декларативную роль – мол есть такое государство и такой правитель. Первые исламские монеты в 691-692 гг отчеканил Абд ал-Малик ибн Марван - 5-й халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Халифата, утерянное в 683 г. после смерти халифа Язида I. За образец новых денег был взят золотой солид византийского императора Ираклия (610-641 гг). Как хорошо видно на фото монета была скопирована почти 1:1 (штемпеля, скорее всего резал кто-то из греческих мастеров, которых было предостаточно в городах Халифата). Но были внесены и некоторые изменения. В частности три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вместо креста, установленного на ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так.

Византийский крест на ступенях имел несколько смысловых слоев. Сам крест символизировал христианство, а три массивных навершия на его концах - Св. Троицу. На исламских же монетах ОДНА колона с ОДНИМ шаром наверху – это символизировало, что Бог – един, и красноречиво отвергала христианский постулат о Св. Троице. Последнее дублировалось надписью на арабском - «Во имя Бога, нет божества, кроме Аллаха, Бог Он Един, Мухаммад - Пророк Бога». Эта золотая монета получила название динар. До сих пор остается неясным, кто изображен на лицевой стороне монеты. Некоторые европейские исследователи считают, что это сам Пророк Мухаммед (в центре), справа от него первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддик, а слева супруга пророка Аиша бинт Абу Бакр. Мол, у последней и не борода вовсе, а прикрывающая лицо вуаль. Версия - абсолютно безосновательная. Авторы этой гипотезы, по всей видимости, не имели ни малейшего представления об Исламе, иначе бы не выдвигали столь абсурдных предположений. Дело совсем в другом. Это были «переходные» монеты, поэтому их и решили чеканить похожими на уже привычные населению. С другой стороны, мастер-монетчик резал, как умел и как привык. Кроме того, следует помнить события, предшествующие появлению первых монет. Накануне, в 689 г. н.э. Войска императора Юстиниана II нанесли поражение войскам халифата и Абд ал-Малик ибн Марван был вынужден заплатить дань в золотой монете. Одной из требований победителей было и то, чтобы монеты ОБЯЗАТЕЛЬНО несли на себе изображения. Коварные византийцы, подразумевали, что побежденные повторят рисунок византийских монет и «контрибуционную» монету потом можно будет пустить в обращение в самой Империи. Халиф букву соглашения соблюл. Вот только, в пику императору, поместил на монете исламскую символику, а три фигуры на монете – просто дань договору с византийцами и ничто более. Выпуск этой монеты вызвал целую бурю негодования в Константинополе. Император наотрез отказался принять идеологически-«враждебную» монету. Тем более, что Византия в ту пору еще рассматривала земли Халифата как исконно свою территорию, временно оторванную еретиками (ислам тоже рассматривался, не как отдельная религия, а разновидность христианской ереси). И тут такой удар! Ведь чекан собственной монеты (вместо, как ожидалось, копий византийских) – еще и более чем весомая заявка на абсолютно отдельную государственность, да и монета та несла на себе символы иной религии. Учитывая же, что в то время между богословами Византии и Халифата шли ожесточенные споры об истинности веры такой демарш халифа был прямым вызовом Империи. Император Юстиниан II в ответ тут же приказал отчеканить новый солид с изображением на лицевой стороне Христа-Пантократора. После – все золотые солиды Византии, многие серебряные и медные монеты чеканились с этим изображением. Демарш Юстиниана II в ответ на чеканку первых исламских монет своеобразно аукнулся и в Украине. Столетия спустя князь Владимир Великий взял за образец для своих златников именно византийский солид с Христом-Пантократором, появившемся, как сказано выше, в ответ на чеканку первой исламской монеты. Но вернемся к монете Юстиниана II. На лицевой стороне, где был помещен лик Христа шла надпись «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих». На обороте – ростовой портрет самого императора, держащего в руках крест и девиз «Победа императора» - открытый намек на поражение войск халифа в 689 г. Надпись на лицевой стороне «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих» тоже содержал в себе прямую политическую атаку против халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Дело в том, что исламское имя халифа переводится с арабского как «Слуга Царя». Император таким образом, пытался нанести оскорбление халифу. Мол: «Я – царь, а ты, всего лишь, - слуга царя». Правда, халифа это нисколько не задело. В Исламе существует только один Царь – сам Господь. А быть слугой Бога – ничуть не постыдно и не унизительно. Но на выпад всё равно нужно было ответить, и ответ не задержался! В 693 г. н.е халиф Абд аль-Малик чеканит новый динар. Как и император, халиф здесь изображен в полный рост, а его руки, ненавязчиво так, сжимают огромный меч (намек более чем прозрачный). В тексте по кругу цитируется Исламский Символ Веры. С подобным же изображением были выпущены и медные фельсы (фельс – искаженное от «фоллис» - так называлась крупная медная монета Византии).

На обороте все та же ОДНА колона и текст: «Во имя Аллаха этот динар был отчеканен в 74 г». Юстиниан II в долгу не остался и приказал отчеканить серию новых монет имитирующих арабские. В ответ халиф полностью убрал из монет все изображения и оставил одни надписи. Этот тип монет сохранился и до нынешних дней (изменялась, разве что, каллиграфия шрифта да некоторые элементы декора). А вот самые первые исламские монеты сегодня огромнейшая редкость. Впоследствии их изъяли из обращения и переплавили, как несоответствующие исламу – напомним, на них присутствовали изображения людей.

Любопытна дальнейшая судьба героев этой истории. Халиф Абд ал-Малик правил долго и мудро. Он провел ряд важных реформ, направленных на укрепление исламского государству. Именно по его повелению на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма был воздвигнут «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра), заключающий в себе выступ скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж). Сегодня Куббат ас-Сахра – один из самых известных и, наверное, самый заметный, символ Святого Города. Умер халиф в 705 г. н.е. Юстиниан II "прославился" своей жестокостью и призрением к законам. При всей показной набожности презирал он и Церковь. Например, чтобы построить беседку и ложи для цирковой партии венетов, где бы они могли принимать императора, он приказал разрушить храм Пресвятой Богородицы и, в насмешку, потребовал у патриарха провести молебен за разрушение этого храма. На гребне народного негодования в 695 г. н.е. Юстиниана свергли и, отрезав ему ноздри и язык, сослал в Херсонес (Крым). Позже, при помощи мечей болгарского хана ему все же опять удалось сесть на императорский трон. Возвращение императора сопровождалось многочисленными жестокими казнями, а последующее правление – кровавой гражданской войной. В итоге в декабре 711 г. Юстиниан таки лишился головы.
Вложения
Исламская нумизматика - Изображение 1
Исламская нумизматика - Изображение 2
imgpreview (1).jpg (16.44 КБ) 4688 просмотров
Всегда готов к диалогу, если не отвечаю, значит обдумываю ваше предложение или меня нет в сети
Аватара пользователя
Abu Ali
Участник
Сообщения 5
Стаж с 19 июн 2019

Abu Ali 

Сколько примерная стоимость?
Исламская нумизматика - Изображение 3
Вложения
Исламская нумизматика - Изображение 4
Аватара пользователя
Таня
Участник
Сообщения 1710
Стаж с 19 фев 2019

Таня 

Abu Ali писал(а): 19 июн 2019 10:46 19E27F63-4BD0-4C34-9B42-6036E7D776BA.jpeg
Абу вес и диаметр не подскажите?
Аватара пользователя
Таня
Участник
Сообщения 1710
Стаж с 19 фев 2019

Таня 

Если не подделка, то порядка 10000-15000 рублей, а копия это или оригинал, я вам к сожалению не подскажу
Аватара пользователя
Abu Ali
Участник
Сообщения 5
Стаж с 19 июн 2019

Abu Ali 

Вес 4,2 грамма
Аватара пользователя
Abu Ali
Участник
Сообщения 5
Стаж с 19 июн 2019

Abu Ali 

Я хотел бы от вас услышать информацию что это за монета ? Вы знаете точную информацию по ней?
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения 2158
Стаж с 3 янв 2018
Откуда Кинешма
Интересы Монеты раннего СССР
Металлоискатель: XP Deus
Пол Мужской
Банковская карта 1111-1111
Имя и Отчество Павел Константинович

Admin 

Abu Ali, для чего жалоба на свое же сообщение? :D53
"В банный день, у нас не парятся"
Аватара пользователя
Нафталин
Профи
Сообщения 1092
Стаж с 27 мар 2018
Откуда г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Нафталин 

Друзья, всем доброго времени суток! Похожее изображение динаров присутствует на форуме нумизматов.

Ссылка - https://m.gdenashel.ruforu

Исламская нумизматика - Изображение 7
Источник - https://forum.gdenashel.ru/index.php/topic/8300-dinar/

Схожая по аверсу Монета «Динар Хашими» - обозначена на форумах как одна из дорогих арабских монет в мире.

Исламская нумизматика - Изображение 5
Исламская нумизматика - Изображение 6
****Самый редкий и старейший золотой "Динар Хашими", давший название населённому пункту в Саудовской Аравии, был продан за $1 миллион на британском аукционе исламских монет "Болдуин". Этот динар считается самой значимой монетой, когда-либо отчеканенной на Аравийском полуострове.

Из комментариев на обозначенном по ссылке форуме:

***Есть ссылка и на золотой динар династии Омейядов, правивших в 65-132 годах хиджры.

Исламская нумизматика - Изображение 10
Год чеканки: 701 по 800 годы н.э. Вес: 4.28 г. Стоимость: $6.000.000 долларов

Этот Золотой Динар стал рекордсменом среди лотов на торгах Лондонского аукционного дома Morton & Eden. Ценная находка времен династии Омейядского халифата была обнаружена на северо-западе Мекки (территория современной Саудовской Аравии). Специалисты по исламской нумизматике выдвинули версию о том, что памятная монета была посвящена паломничеству главы сирийского государства в Мекку.

Источник - https://www.globalintergold.info/ru/mon ... osti-zo50/

***Золотой динар Саудовской Аравии, связанный с паломничеством халифа Умара бин Абд аль-Азиза. На Зено выложены 49 монет этой династии. Но Вашей монеты среди них нет. Хотя эти монеты очень похожи, у них есть отличия в круговых надписях. Из этих монет больше всех похожа на Вашу круговыми надписями монета № 41297, отличия минимальны, разница в нижней букве круговой надписи на первом фото. Возможно это отличие изготовления двух родственных штемпелей. Если это так, то скорее всего Вашу монету тоже чеканил халиф Хишам (правил в 724-745 годы по нашему календарю) в 125 году хиджры, или в 742 году по нашему календарю.

*** Даты можно определить, но сложность в том, что они написаны словами, а не цифрами. Тут в центре монет всегда написана калима, а в круговую написано: "Во имя Аллаха бит сей динар на таком-то монетном дворе в таком-то году..." ( прописью).

*** Любая золотая монета возрастом в 1200-1300 лет уже сама по себе является редкостью, если учесть количество коллекционеров, желающих ею обладать. Как сообщает Tigrokozerog: Вот динар Омейядов, датируемый 723 годом нашей эры и содержащий 4.28 граммов золота. Естественно, что материал изготовления в данном случае роли не играет. Монета имеет огромную историческую ценность. Это первый подобный экземпляр, когда-либо выставляемый на публичные торги. Цена продажи составила 3,700,000 фунтов стерлингов, что эквивалентно 6,029,400 долларам США.

Источник - https://forum.gdenashel.ru/index.php/topic/8300-dinar/

Похожее изображение аверса в сети интернета присутствует и у Исламского золотого динара 696 г. до н.э.

Исламская нумизматика - Изображение 8
Копия.jpg (16.37 КБ) 4472 просмотра
Источник - https://myndipood.ee/ru/tooted/toode-75/

Но, встречаются и копии этих редких монет:

Исламская нумизматика - Изображение 9
Во всяком случае - любая информация может оказаться в какой-то части достаточно полезной при поиске ответов на вопрос по идентификации монеты. Возможно, что среди наших форумчан кто-то даст более точную информацию именно по вашей монете. Если найду для вас что-то более определенное, то обязательно приложу ссылку.
Нумизмат – это состояние души. :D55
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения 2158
Стаж с 3 янв 2018
Откуда Кинешма
Интересы Монеты раннего СССР
Металлоискатель: XP Deus
Пол Мужской
Банковская карта 1111-1111
Имя и Отчество Павел Константинович

Admin 

динар Омейядов, 116 г.х., халиф Хиша́м ибн Абдул-Ма́лик по весу сходится с оригиналом
"В банный день, у нас не парятся"
Аватара пользователя
Abu Ali
Участник
Сообщения 5
Стаж с 19 июн 2019

Abu Ali 

Примерная стоимость какая?
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения 2158
Стаж с 3 янв 2018
Откуда Кинешма
Интересы Монеты раннего СССР
Металлоискатель: XP Deus
Пол Мужской
Банковская карта 1111-1111
Имя и Отчество Павел Константинович

Admin 

Abu Ali писал(а): 19 июн 2019 13:26 Примерная стоимость какая?
Видел на самаре оценку такой. Оценивали 10-15т.р
"В банный день, у нас не парятся"
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения 2158
Стаж с 3 янв 2018
Откуда Кинешма
Интересы Монеты раннего СССР
Металлоискатель: XP Deus
Пол Мужской
Банковская карта 1111-1111
Имя и Отчество Павел Константинович

Admin 

На мешке висит 30000р. Очереди не наблюдается :D53
"В банный день, у нас не парятся"
Аватара пользователя
Abu Ali
Участник
Сообщения 5
Стаж с 19 июн 2019

Abu Ali 

🖐😁
Поддержать проект