Внимание!!! Теперь фотографии можно загружать любых размеров. Чтобы выключить данное сообщение нажмите на крестик справа

Техника монетной чеканки

Все что не попало в тематические рубрики
Аватара пользователя
Aleks_num
......................................
......................................
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 04 янв 2018, 17:04:22
Ƶ: 0
Репутация: 498
Металлоискатель:: XP Дэус

Техника монетной чеканки

Сообщение Aleks_num » 11 апр 2018, 14:15:07

Изучение истории техники монетного дела — это не только один из разделов истории европейской техники. Знание процесса и приемов монетной чеканки облегчает нумизмату элементарное определение монет (по форме и внешним признакам сравнительно легко определить примерное время и территорию, где выпущена монета), установление их подлинности. Развитие методов нумизматического исследования невозможно без знания техники монетной чеканки.

Техника чеканки монет в античности имеет много общего с ручной чеканкой европейского средневековья, на которой мы достаточно подробно остановимся ниже. Основные характерные черты античной чеканки можно свести к следующему.

1) Ряд крупных медных монет античности изготовлялся с помощью литья. Это монеты Ольвии VI—IV вв. до н. э., древнеримские ассы, а также некоторые монеты Римской империи III в. н. э. Они обычно изготавливались в групповых литейных формах и нередко имеют следы литиков — остатков металла, застывшего в соединительных канальцах формы. В античном монетном деле техника литья не имела такого распространения и длительного применения, как, например, в Китае, но все же играла большую роль, чем в средневековой Европе, где литыми были немногие монеты чрезвычайных обстоятельств и фальшивые монеты.

2) Монетные кружки античных монет все были литыми. Это были слитки овальной, бобовидной, а иногда шаровидной (в Сицилии) формы. Этим определяется значительная толщина античных монет.

3) В архаический период истории Греции чеканка в значительном числе случаев производилась лишь с помощью одного штемпеля — нижнего, укрепленного в наковаленке. Чтобы удержать слиточек на нижнем штемпеле, он, слиточек, прижимался металлическим стержнем с шипами или несколькими металлическими стержнями, по нему или по ним и производился удар молотом, т. е. чеканка. Поэтому древнейшие греческие монеты имеют изображение лишь с одной стороны, а с другой — только следы стержня или стержней. Эти следы часто имели прямоугольную форму и получили название quadratum incusum. Квадратум инкузум долгое время сохраняется на афинских тетрадрахмах V—IV вв. до н. э., что обычно объясняется стремлением афинян сохранить прежний, привычный вид монет, к указанному времени завоевавших особое положение в торговле Греции.

Монеты городов Великой Греции (Южной Италии) около 550—475 гг. до н. э. имеют примечательную особенность: при обычном изображении на л. с. эти монеты на о. с. имеют, как правило, такое же, но вогнутое, вдавленное изображение. Это — nummi incusi. Архаические монеты некоторых городов Этрурии (особенно Популония) одну сторону имеют совершенно гладкую. Возможно, обе последние разновидности родственны монетам, имеющим квадратум инкузум: в одном случае кружок прижимался к наковальне стержнем с выпуклым изображением (часто упрощенного рисунка), в какой-то мере заменявшим шипы, в другом — вероятно, довольно широким плоским стержнем, имевшим углубление по диаметру большее, чем размер монеты.

Техника монетной чеканки нашла отражение в изображениях на античных нумизматических памятниках. На римском денарии с именем монетария Тита Каризия (45 г. до н. э.) представлены наковальня — нижний штемпель, молоток и щипцы, которыми подавались и придерживались перед чеканкой разогретые монетные кружки-слиточки. На медной монете города Пестум (Поседония) и на одной из римских бронзовых тессер можно видеть сам процесс монетной чеканки.

Вероятно, чтобы внушить доверие к качеству монет, которые нередко были субэратными (с медным или железным ядром), некоторые из римских республиканских денариев с середины II в. до н. э., некоторые монеты Карфагена и Сирии (также II в. до н. э.) получают зубчатый гурт (nummi serrati, или nummi dentati, т. е. «зубчатые монеты»).

Следует остановиться еще на одной особой форме монет, обусловленной какими-то техническими приемами, еще не объясненными исследователями. Имеются в виду скифатные монеты (nummi scyphati), вогнутые с одной стороны и имеющие форму мисочки. Термин скифатный для таких монет стал использоваться в нумизматической литературе (прежде всего английской) только со второй половины XIX в. До этого времени для вогнутых монет использовали термин concavus (лат.), concave (англ. и фр.) или ScMsselfdrmig (нем. — «блюдечкообразный»), хотя термин скифатный засвидетельствован источниками уже в 1024 г. Он применялся в Южной Италии и, по мнению известного английского нумизмата Ф. Грирсона, имеет арабское происхождение. Термин применялся для отличия более тяжелой монеты от более легкой . В Византии, с которой связана чеканка скифатных монет, имелся для вогнутых монет свой термин — трахея. Этот термин был прежде всего связан с появлением золотых монет-гистамен (стамен), сменивших византийский солид при Никифоре II (963—969), принявших при Алексее I (1081—1118) вогнутую форму. Имелись трахеи аспрон, т. е. «белые вогнутые монеты». Из электра это были 1/3 гиперпера (сменившего в 1092 г. гистамену), а из биллона первоначально 1/48 гиперпера. Скифатные монеты чеканились с середины XI до XIV в. и могли быть золотыми, серебряными и бронзовыми. После падения Византии чеканка скифатных монет продолжалась в государствах-наследниках Византии — Никее, Салониках, Эпире.

Мы уже сказали, что скифатная форма монет была безусловно связана с техникой их чеканки. Предполагается, что один из монетных штемпелей был вогнутым, другой — выпуклым. Какой из них был нижним, а какой верхним — неясно. Радиус верхнего штемпеля всегда должен был быть несколько больше радиуса нижнего. Форма штемпелей требовала не одного, а нескольких ударов молотком по верхнему штемпелю (естественно, не поднимая его). Металлургический анализ скифатных монет показал, что монетная пластинка была вогнутой прежде, чем было отчеканено изображение. Это позволяет предполагать, что выпуклым был именно нижний штемпель.

Техника европейской монетной чеканки с XVI в. достаточно хорошо изучена — в руках исследователей было для этого достаточно разнородных источников. Процессы металлургические, связанные с начальным, подготовительным этапом чеканки монет, описаны в работе начала XVI в., созданной фрейбергским бургомистром Ульрихом Рюлейн фон Кальбе, — «Nutzlich Bergbuchleyn» и в трудах Георга Агриколы, особенно в его «De re metal Пса» и «De precio metallorum et minetis libri tres» (Basel, 1550). В работе Иоганна Матезиуса, изданной в Нюрнберге в 1562 г. и также содержащей много сведений по истории горного дела и металлургии, имеется описание всего процесса изготовления монеты. Для XVII и особенно XVIII в. имеется ряд работ, специально говорящих о технике монетного дела.

Кроме того, имеются изображения процесса монетной чеканки или отдельных его эпизодов. Это изображение Дибольда Шиллинга в одной из швейцарских иллюстрированных хроник, датируемое ок. 1480 г., миниатюры из Кутногорского сборника духовных песнопений также конца XV в., известная гравюра Леонгарда Бека, иногда приписываемая Гансу Бургкмайру (1473—1531), из книги «Weisskunig» императора Максимилиана, датируемая около 1510 г. Не менее известны изображения различных моментов чеканки на витраждх монетного мастера Вернера Ценграффа из Шаффгаузена, датируемые 1565 г., и витражах Констанцского монетного двора (1624 г.). Нередко воспроизводят и гравюру Йоста Аммана (1568 г.), позднее помещенную в книге Гартмана Шоппера «Di omnibus illiberalibus sive mechanicis artibus» (Frankfurt am Mein, 1574).

Наши сведения о монетном деле до конца XV — начала XVI в. опираются на распространенную в литературе предпосылку, что в технике монетного дела до начала XVI в. особых изменений не произошло, и перечисленные здесь поздние источники дают нам возможность ретроспективно говорить о ней. Это сочинения, касающиеся ювелирного дела, имеющего много общего с изготовлением монет, прежде всего сочинение Теофила «Schedula diversarum artium» (X в.). Изображений монетчиков, таких детальных, как в XVI—XVII вв., от раннего средневековья не сохранилось. Среди наиболее известных — изображение монетчика на капители колонны аббатства Сен-Жорж-де-Бошервиль (XI в.). На витраже собора в Мансе (XIII в.) показан меняла, пришедший получить вновь отчеканенные монеты. Для истории средневековой чеканки особое значение имеет изучение немногих сохранившихся до нашего времени монетных штемпелей, материалов! и инструментов, открытых археологами мастерских фальшивомонетчиков и изучение самих монет. Кроме того, в последнее время в изучении истории техники монетной чеканки применяется эксперимент — изготовление монет в условиях, приближенных к античным или средневековым. Такие эксперименты производил и описал в «British numismatic journal» и в «Numismatic chronicle» английский нумизмат Д. Дж. Селлвуд (1963).

Опираясь на исторические свидетельства, современные исследователи следующим образом представляют себе процесс средневековой чеканки, который обычно называется ручной чеканкой.

Польский нумизмат С. Суходольский, опубликовавший в последние годы ряд работ на эту тему, предлагает условно разделить весь процесс монетной чеканки на четыре этапа: 1) подготовительные работы; 2) работа монетчиков (предшествующая чеканке); 3) изготовление штемпеля; 4) чеканка монет.

Английский нумизмат Ф. Грирсон также расчленяет этот процесс на четыре части, но его деление не совпадает с делением Суходольского: 1) изготовление штемпелей; 2) приготовление монетных пластинок; 3) процесс чеканки; 4) верификация монет.

Таким образом, Грирсон опустил по традиции подготовительные работы, связанные прежде всего с плавкой монетного металла, очищением серебра и меди и т. д. В то же время Суходольский не говорит о следующей за чеканкой верификации — проверке веса и качества монет.

Мы бы предложили разделить процесс ручной чеканки на пять частей: 1) подготовительные работы; 2) изготовление монетных пластинок; 3) изготовление штемпелей; 4) чеканка монет; 5) верификация монет.

Подготовительные работы — работы металлургического характера. Это — очищение серебра, а также очищение меди, которая рано стала примешиваться к серебру (в Польше, например, уже со времени Болеслава Смелого, т. е. с третьей четверти XI в.). Процесс плавки и очищения серебра и меди Суходольский дает по вышеназванному труду Теофила. Тигли монетчиков были, вероятно, больше по объему, чем тигли ювелиров, и вмещали в себя несколько килограммов серебра.

Об этом можно судить по тиглям, найденным в мастерских фальшивомонетчиков. Расплавленное серебро выливалось в канаву в земле или специальные глиняные формы. Полученный слиток носил название цан.

Изготовление монетных пластинок начиналось с расковки цанов молотками, чтобы сделать их более тонкими. Уже в XIV в. на Рейне для получения пластинок нужной толщины начал применяться плющильный стан. Более широкое распространение он получил в XVI в. Из раскованного листа изготовлялись монетные пластинки. С помощью ножниц сначала вырезались четырехугольные пластинки, а затем их углы срезались, приготавливался обычный для монеты кружок. Изготовление монетного кружка с помощью ножниц было трудоемким процессом. Потери времени пытались сократить различными способами. Иногда монетная пластинка оставлялась четырехугольной, что в раннем средневековье особенно характерно для скандинавских стран. Именно поэтому монеты на четырехугольной пластинке получили название клипп от шведского глагола klippa — «резать ножницами».

На территории Южной Германии и Австрии в XII —XIV вв. при изготовлении монетных пластинок применялся другой способ придания им удобной округлой формы — углы округлялись с помощью ударов молотом. Следы этих ударов хорошо заметны на монетах и получили название Vierschlag (Quadratum supercusum). Благодаря этому способу, применявшемуся в Меце в X в., а в Базеле — с середины XI в. и распространенному в Южной Германии в XII в., не только притуплялись углы монетной пластинки, но и уменьшались потери, которые бывают при переплавке обрезков, получающихся при работе ножницами. Более радикальный способ ускорения изготовления монетных кружков подтвержден находками в мастерской фальшивомонетчиков в Чехо-Словакии. Наблюдения Суходольского над польскими монетами позволили ему предположить, что уже в XI—XII вв. при изготовлении монетных кружков использовался инструмент, напоминающий охотничью высечку для пыжей, изготавливаемых домашним способом. Это металлический стержень, нижняя часть которого представляет трубку, рубящий край которой заточен. Кружки, полученные таким образом, имели форму мисочки и должны были после нагревания выравниваться. До сих пор не выяснены причины появления скифатных византийских монет. Один из штемпелей для чеканки таких монет был выпуклый, другой — вогнутый. Не было ли это способом избежать выравнивания полученных с помощью высечки кружков? По мнению Ф. Каха, высечка в 10 раз ускоряла изготовление кружков.

В № 1 журнала «Numismaticke listy» за 1972 г. была опубликована статья И. Панека о технологии изготовления монетных кружков на Кутногорском монетном дворе в начале XV в. Автор подсчитал, что изготовление монетных кружков путем вырезывания их из четырехугольных пластинок дает не менее 21,5% обрезков, а изготовление с помощью высечки только 9,3%. Однако Панек уверен, что в XV в. уже применялась еще более усовершенствованная технология изготовления монетных кружков. Такой вывод он делает на основании документов Кутногорского монетного двора 1474—1547 гг., которые показывают, что обрезков при изготовлении кружков было от 4 до 6%.

Перед чеканкой кружки обжигались, а затем чистились в растворе поваренной соли и винного камня или во вращающейся бочке, наполненной угольной пылью.

Несколько слов об изготовлении штемпелей. Штемпели — стальные или бронзовые стержни. На одном из торцов каждого из них выгравировывались или наносились пунсонами (чаще то и другое совмещалось) изображения и надписи (легенды). Основными инструментами монетчика были грабштихель и циркуль. Один из штемпелей обычно закреплялся в деревянной колоде, для чего нижняя часть его делалась конусообразной и острой. Второй штемпель помещался сверху. Между штемпелями прокладывалась монетная пластинка, чеканка производилась ударом молота по верхнему штемпелю. Подвергавшийся ударам молота верхний штемпель снашивался и выходил из строя значительно скорее, чем нижний. Обычно принято думать, что изготовление штемпеля требует длительного времени. Штемпели монет XI—XII вв. с несложным рисунком можно было изготовить за 15—30 минут. Только штемпели для монет с высоким рельефом и сложным изображением требовали от нескольких часов до 2—3 дней.

Верификация, юстировка, проверка монеты осуществлялись не только путем ее внешнего осмотра и взвешивания определенного количества монет для сопоставления с предписанным весом, а иногда даже поштучного взвешивания выборочного от той или иной группы монет. Примитивная проверка веса и величины монеты могла осуществляться путем опускания ее в специальный ящик через щель определенного размера в его крышке.

Техника русской ручной чеканки XIV—XVII вв. мало чем отличалась от такой техники других европейских стран. Основное отличие было в ином способе изготовления монетной пластины. На Руси проволоку резали на определенного размера кусочки, которые в результате расплющивания превращались в небольшие овальные монетные пластинки, что и определяло отличный от западноевропейских монет внешний вид русских денег.

Рассмотрим теперь дальнейшую механизацию процесса изготовления монеты и переход к машинной чеканке.

Мы уже упомянули о плющильных станах, которые приобретали все более широкое распространение. Техника изготовления кружков также не стояла на месте. Уже Леонардо да Винчи сконструировал аппарат, который вырезал монетные кружки с помощью пресса и чеканил монету с помощью молотового снаряда. Правда, Суходольский предполагает, что простейший молотовой снаряд в виде «бабы», копра, был уже известен в раннее средневековье. Машина для изготовления кружков была установлена в 1528 г. на Венецианском монетном дворе. Кружки вырезались ровные, не имели форму блюдечка, их не надо было выпрямлять.

С появлением крупной монеты в конце XV — начале XVI в. затруднился сам процесс чеканки молотом, а качество чеканки должно было ухудшиться. В это время стал усиленно применяться уже упомянутый молотовой снаряд. Верхний штемпель был вделан в бревно, поднимаемое на блоке нажатием ноги на стремя, а затем опускавшееся силой тяжести . Более совершенной была чеканка с помощью винтового пресса, изобретенного в Аугсбурге в середине XVI в. В этом прессе верхний штемпель был закреплен в нижней части винта, приводимого в движение рычагами.

Одновременно с винтовым прессом в Тироле была изобретена вальцевальная машина, где штемпели выгравировывались на валах. Такая машина, как известно, уже работала в Тироле, в Галле в 1566 г. Вальцевальная машина имела свои недостатки — достаточно сложно было добиться синхронного движения валов; так как на валах вырезывалось по многу штемпелей, то повреждение одного из них выводило из строя целый вал. Чтобы избежать последнего, стали применять вариант вальцевальной машины, который называется обычно «ташенверк». Валы имели «карманы» (Taschen) — углубления, куда вставлялись отдельные штемпели. При чеканке на вальцевальной машине и с помощью ташенверка монеты вырезались после чеканки, а изображение на монетах было несколько вытянутым.

Краткий перечень усовершенствований монетного дела был бы не полон без упоминания гуртильной машины. Серебряные и золотые монеты часто опиливались или обрезывались с целью похищения металла. Поэтому гурт старались сделать гладким и нанести на него рисунок или надпись. Это стало производиться с помощью кольца. Изобретение разъемного кольца, состоявшего из трех частей, приписывается Обену Оливье, работавшему на Парижском монетном дворе с 1552 по 1581 г. Как известно, гуртовая надпись появляется на французских экю 1577 г. Но этот способ был вытеснен применением гуртильной машины. К гурчению с помощью кольца снова прибегают с конца XVIII в.

На гуртильной машине, изобретенной в Лондоне в XVIII в., монета пропускалась через две дугообразные планки, сжимавшие гурт монеты; внутри планок был выгравирован рисунок или надпись.

Применение новой техники давало возможность использовать силу конской тяги, воды, а с конца XVIII в. — паровую машину.

В 1786 г. швейцарцем Пьером Дро был изобретен монетный станок, работающий на старых принципах винтового пресса, но с применением паровой машины и пневматического аппарата, с прибором, подкладывавшим и снимавшим монетные кружки, и с гуртильным кольцом.

Однако важнейшим изобретением, давшим возможность перейти к современной монетной чеканке, было создание машины с коленчатым рычагом. Автором этого изобретения был Иван Афанасьевич Неведомский. В 1810—1811 гг. он построил опытный образец машины и в 1811 г. в Петербурге издал о ней книгу на русском и французском языках. Неведомский не только применил коленчатый рычаг, но и внес ряд других усовершенствований в монетную технику: изобрел новый прибор для подачи и уборки кружков под штемпель с помощью вращающегося диска с гнездами, устройство для регулирования штемпельного нажима и др. Однако в России машина Неведомского не была использована. В 1840 г. на Петербургском монетном дворе установили машины немецкого механика Дитриха Ульгорна, который изобрел свою машину в Гревенбройхе в 1817 г.

Чтобы ясно представить прогресс в области монетной чеканки, приведем некоторые цифровые данные. При ручной чеканке (XI—XII вв.) можно было отчеканить 6 монет в минуту, на винтовом прессе — 30, на усовершенствованной в конце XIX в. машине Ульгорна — около 100, на современных машинах — 120. Конечно, надо учесть, что все подготовительные процессы уже в XIX в. были механизированы, а в наше время автоматизированы. Современная монетопечатающая машина, управляемая одним человеком, осуществляет различные процессы: от изготовления кружков и чеканки до выбраковки и упаковки готовой продукции.

Иноща монеты, выпущенные в обращение, имеют ошибки и дефекты чеканки. Это может быть случайная чеканка монеты на кружке из другого металла, ошибка в титулатуре или дате при изготовлении штемпеля. Например, на одном чентезимо королевства Италии 1808 г., чеканенном в Милане, вместо IMPERATORE читаем IMPETATORE. На талерах, выпущенных Георгом и Альбрехтом (1536—1543) в бранденбургских владениях во Франконии (Ансбах-Байрейт), стоит TAHLER и THAELR вместо THALER. Иногда ошибки в надписи образуются в процессе чеканки из-за выпадения, выкрашивания частей букв или даже целых букв. Так, на монете в 3 марки, чеканенной в Саксен-Веймаре Вильгельмом Эрнстом (1901— 1918) в 1910 г., читается WILHEIM вместо W1LHELM. Современные нумизматы США называют такие монеты эррорс (англ. error — ошибка, отклонение), а коллекционирующих такие монеты — «эррористами».

К другим дефектам можно отнести нарушение центровки штемпеля (смещение оттиска штемпеля на монетном кружке), что часто встречается на средневековых денариях, рижских шиллингах XVI—XVII вв., на польских медных солидах XVII в. Изредка такой дефект можно обнаружить и на современных монетах. Например, есть экземпляры со смещенным штемпелем среди монет в 2 марки 1970 г. ФРГ. Среди талеров можно довольно часто обнаружить монеты с трещиной на монетном кружке, которая возникала обычно при чеканке молотовым снарядом или балансиром, так как трудно было рассчитать силу удара или нажима верхним штемпелем на монетную пластинку.

Особо надо сказать о гибридных монетах, когда пара штемпелей, необходимая для чекацки, случайно или умышленно составлена из штемпелей для двух разных монет. Много гибридных монет среди фризахских пфеннигов (XII—XIV вв.). Известна серебряная монета Иоахима I и Альбрехта Бранденбургских (1499—1514), лицевая сторона которой чеканена штемпелем грошена, а оборотная — штемпелем золотого гольдгульдена. В 1855 г. для чеканки копейки с вензелем Александра II был использован штемпель реверса с датой 1854. Вариантом гибридной монеты является такая монета, где правильно использованы парные штемпели, но гуртовое обжимное кольцо взято от другой монеты и гуртовая надпись получается неправильной. На гурте так называемой рейхелевской полтины 1845 г. вместо веса в 2 золотника 41 7/25 доли указан вес рубля — 4 золотника 82 14/25 доли. При изготовлении некоторых полтин 1882 г. была неправильно указана проба серебра — было ошибочно взято полукольцо пробных полтин 1860 г.

Монеты, изготовленные с помощью молота ручной чеканкой, часто носят следы двойного удара: иногда при чеканке молотом изображение на монете оказывалось слабым, едва заметным. Производили повторную чеканку, при которой контуры рисунка и буквы обычно смещались по отношению к изображению, полученному в первый раз. Следы двойного удара могут быть и на современных монетах, если одна из них застревает в машине для чеканки.

Трещины, следы двойного удара значительно снижают коллекционную стоимость монет. Этого нельзя сказать о гибридных монетах, о монетах с ошибками в надписях. Среди коллекционеров они пользуются спросом, а гибридные монеты могут дать возможность для интересных наблюдений и выводов и нумизмату-исследователю.

От двойного удара — удара одним и тем же штемпелем по одной и той же монетной пластинке — следует отличать перечеканку. Перечеканка — чеканка новой монеты на старой, уже использованной монетной пластинке. При перечеканке повторно под штемпель шла обычно доброкачественная монета, как правило, уже побывавшая в обращении. Перечеканку мог производить правитель, выпустивший монету в первый раз, но чаще это был совершенно новый монетный сеньор. Целями перечеканки были экономия металла, переплавка которого ведет к неизбежным потерям, ускорение чеканки в связи с ненужностью изготовления монетной пластинки или финансовые выгоды в связи с изменением номинала монеты. Иногда здесь могли скрываться политические цели: превращение монет противника в свои собственные, изображениями и надписями подтверждающие территориальные или другие претензии и права. Перечеканка была широко распространена уже в античности. В средние века перечеканка часто могла быть связана с реновацией монеты — периодическим изъятием старой монеты и обменом ее на новую на выгодных для феодала — монетного сеньора — условиях. При повторной чеканке обычно стремились уничтожить следы старого штемпеля или ударами молотка, или пропусканием через вальцевальную машину; все же нередко старый штемпель бывает заметен и даже различим. Некоторые европейские талеры чеканились на испано-американских монетах в 8 реалов (песо). Рублевики царя Алексея Михайловича, рубли Петра I чеканились на европейских талерах (ефимках). Копейки 1704 г. перечеканивались в копейки 1724 г., а пятаки 1723 г. в копейки 1755—1757 гг. и т. д. Перечеканка представляет широкие возможности для историко-нумизматических наблюдений. Например, время чеканки некоторых средневековых монет было выяснено благодаря наличию перечеканки.

Близко к перечеканке по своей технике и назначению стоит надчеканка, или контрамаркирование, при которой на старой монете ставились лишь небольшой знак, отдельные буквы и цифры, не закрывающие большую часть прежнего изображения. Надчеканки чаще всего санкционировали обращение иноземной монеты на территории монетного сеньора, произведшего контрамаркирование, или означали изменение достоинства монеты. Надчеканки на европейских монетах начинают встречаться с XIII в. Особенно часто контрамаркировались пражские гроши знаками германских государств, монеты периода Тридцатилетней войны, медная монета Испании XVII в. Широко известны испанские монеты с надчеканкой польского короля Сигизмунда Августа (1545—1572) и с английскими контрамарками 2-й половины XVIII в. В России известны рязанские надчеканки конца XIV в. на татарских монетах, надчеканки «копеечным клеймом» и датой 1655 г. на европейских талерах («ефимки с признаком»), а также на русских медных и серебряных монетах XVIII—XIX вв. (например, клейма, обозначающие новую дату). По надчеканкам можно проследить движение монетного серебра, использование иностранной монеты, изменения монетной стопы и т. д.

Несколько слов следует сказать о соотношении штемпелей. Уже в античности использовались сопряженные, т. е. соединенные нижний и верхний штемпели. Если представить себе ось-диаметр нижнего штемпеля, проходящую через его верх и низ, и такую же ось верхнего штемпеля, то при условии сопряженности штемпелей соотношение осей будет в процессе чеканки ими всегда одинаково. Но и в классической древности и еще в большей степени в средние века штемпели были свободны, не были скоординированы. В таком случае каждая отдельная монета показывает разное соотношение штемпелей: все зависело от того, как монетчик взял верхний штемпель, как он его держал при чеканке. Вот как об этом писал большой знаток монетной техники А. Н. Зограф: «Поворачивая вокруг вертикальной оси современную монету, мы обнаруживаем, что ось шипа оборотной стороны (т. е. верхнего штемпеля) всегда совпадает с осью лицевой стороны (т. е. нижнего штемпеля), причем верх изображения либо, как на наших советских монетах, оказывается в одной и той же точке на обеих сторонах, либо, как на французских монетах, изображение оборотной стороны оказывается опрокинутым по отношению к изображению лицевой стороны.

Такие наблюдения над соотношением штемпелей важны для истории монетного дела, монетной техники; в научной литературе это соотношение указывается описанным выше способом. Обозначение положения штемпелей с помощью стрелок (или стрелки, так как л. с. всегда имеет положение t) используется и в настоящее время, но в последние годы прибегают к описанию с указанием градусов круга (например, t А " 180°) или к обозначению по стрелке часового циферблата (Т 4 - 6 ч.; f = 3 ч.). При таком обозначении положения штемпелей считается, что минутная стрелка стоит на 12, а часовая стрелка показывает положение верхнего штемпеля (о. е.). Только в том случае, если оба монетных штемпеля расположены одинаково t Т. это обозначается не цифрой 12, а нулем. Обозначение расположения штемпелей «часовым методом» позволяет также точно описать положение надчеканок, нахождение различных дефектов и т. п.

В заключение о работе монетных дворов — тех, где применяли описываемую выше технику.

Развитие денежного обращения, постепенное становление права монетной чеканки очень рано сделало монетный двор важным центром экономической жизни. Многие античные дворы располагались при храмах. Афинский монетный двор находился в храме Тесея, а римский — в храме Юноны на Капитолийском холме (только после пожара Рима при Нероне в 63 г. он был перенесен на Целийский холм). В средние века и даже в новое время монетные дворы располагались на территории замков и крепостей. Монетный двор города Висбю на острове Готланд помещался в крепостной стене. Старейший монетный двор Лондона находился в крепостном валу Тауэра, и только в 1810 г. было построено новое здание в классическом стиле на Тауэрском холме (Tower Hill), в непосредственной близости от самого Тауэра. Петербургский монетный двор был основан Петром I в 1724 г. в Петропавловской крепости, на территории которой он находится до настоящего времени.

Но были периоды и территории, где монетный двор странствовал за своим правителем, а по мнению М. Альфёльди, в кельтское время «каждая кузница была потенциально монетным двором». Число монетных дворов в том или ином государстве было различно в зависимости от политического строя, экономических или военных условий. В одних случаях — один или несколько монетных дворов, в других — поразительно много. Лангобарды чеканили свою монету на 6 монетных дворах — в Милане, Павии, Лукке, Пьяченце, Сутри и Ризе. Во Франкском государстве их насчитывают не менее 1100.

Число работавших на монетных дворах было также очень различно. Надпись 115 г., найденная на Целийском холме, называет 63 работников Римского монетного двора. При подавлении восстания монетариев в Риме при императоре Аврелиане (270—275) правительственные войска потеряли убитыми 7 тыс. человек, но едва ли все восставшие были непосредственно работниками монетного двора. Многие местные монетные дворы средневековья насчитывали всего по нескольку человек обслуживающего персонала. В новое и новейшее время росло как число работавшего на монетных дворах персонала, так и количество отчеканенных монет. На Лондонском королевском монетном дворе, например, в 1860-е гг. изготавливалось ок. 25 миллионов монет в год. В 1970—1971 гг. в связи с введением в Англии десятичной денежной системы монетный двор был перенесен в новое специально построенное для этого здание в Лантризенте в Уэльсе (см. ил. 37). В 1983—1984 хт. здесь работало около 950 человек и было выпущено 1 400 000 монет для 20 стран. Монетный двор работает в тесном контакте с фирмой Де ла Рю (печатанье банкнот и ценных бумаг), а также с «Империел метал индастриз», поставляющим монетные металлы. В этом отношении Королевский монетный двор напоминает по организации наш Гознак Министерства финансов, ведающий изготовлением банковских и казначейских билетов и руководящий монетными дворами в Москве и Санкт-Петербурге.

Кроме Королевского Монетного двора в Лантризенте, в Англии работает монетный двор в Бирмингеме и уже упоминавшийся частный монетный двор Дерека Побджоя в Саттоне, который чеканит монеты для многих территорий и стран (например, прекрасные монетные серии острова Мэн). Чеканка для других стран считается прибыльным делом, и здесь конкурентами Англии выступают Канада, Германия, Франция, Австралия, Сингапур, Мексика и Бразилия.

Надо отметить еще одну тенденцию в финансовой политике ряда стран: стремление заменить некоторые бумажные денежные знаки монетами, так как экономически это выгодно. Хотя отчеканить монету в 1 фунт в Англии стоит вдвое дороже, чем напечатать банкноту такого же достоинства, но монета может обращаться от 40 до 50 лет, а банкнота уже после года использования обычно приходит в негодность. Кроме того, сюда надо причислить доход от продажи монет на коллекционном рынке. По данным для Германии, себестоимость чеканки памятной монеты достоинством 5 марок — всего 50 пфеннигов. Следовательно, чистая прибыль составляет 4 1/2 марки.

В США активно работают 4 государственных монетных двора — в Филадельфии, Сан-Франциско, Денвере и Уэст-Пойнте. Филадельфийский монетный двор, основанный в 1792 г., — один из крупнейших монетных дворов мира. Здесь работают 80 машин-автоматов, которые чеканят по 500 монет в минуту (один рабочий обслуживает 6 автоматов). 75% чеканенных здесь монет — 1 цент (цинк, плакированный медью). Правда, из 195 миллиардов монет в 1 цент, чеканенных в 1959—1985 гг., только 91 миллиард находится в обращении, остальные или находятся вне обращения, или перечеканиваются частным образом и достаточно дорого продаются коллекционерам. Все монеты США особых выпусков — памятные, на полированной пластине и т. п. — чеканятся с 1968 г. в Сан-Франциско.

Наконец, еще одно явление нашего времени. В связи с инфляционными тенденциями в мире в ряде стран перестали чеканить мелкие номиналы монет. С 31 декабря 1984 г. в Англии чеканят только коллекционные экземпляры 1/2 пенни. Давно не чеканят чентезими в Италии, прекращена чеканка пара в Югославии и т. д.
Вложения
220px-Milling_of_coins.jpg
028.jpg
chekanka-serebrynih-monet.jpg
Всегда готов к диалогу, если не отвечаю, значит обдумываю ваше предложение или меня нет в сети

Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1355
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Техника монетной чеканки

Сообщение Нафталин » 06 май 2018, 16:51:28

Если позволите, в качестве дополнения к вашей статье - ограничусь ссылкой: Эволюция станков для чеканки монет - http://smolbattle.ru/threads/%D0%AD%D0% ... %82.34247/
Где очень доходчиво и наглядно показан и описан весь инструментарий, а также процесс изготовления и организация монетного производства. Присутствуют многочисленные ссылки и фотографии.
Нумизмат – это состояние души. :D55

Аватара пользователя
Aleks_num
......................................
......................................
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 04 янв 2018, 17:04:22
Ƶ: 0
Репутация: 498
Металлоискатель:: XP Дэус

Техника монетной чеканки

Сообщение Aleks_num » 06 май 2018, 17:11:31

Конечно Владимир, буду только рад
Всегда готов к диалогу, если не отвечаю, значит обдумываю ваше предложение или меня нет в сети

Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1081
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1355
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Техника монетной чеканки

Сообщение Нафталин » 07 июл 2018, 05:45:13

О монетных дворах России 1765 года и не введенном изобретении.

Еще в 1736 г., начиная медный передел на вновь открытом в Екатеринбурге монетном дворе, В. Н. Татищев завел там строгие московские порядки, в значительной степени затрудняющие воровство готовой продукции с этого казенного предприятия.

В Инструкции от 24 января 1736 г., очерчивающей общий круг обязанностей советника Хрущева, «коему было поручено наблюдение за чеканкою медных денег в Екатеринбурге», в пункте за номером шесть читаем: «... чтоб денег не крали... при выпуске людей непременно велеть осматривать, как обычай в Москве на монетных дворах раздеваться до нага, и для того в платье с подштанками и заплатами работников во двор не пущать...».

К началу 60-х гг. XVIII в. правила эти не изменились. Президент Берг-коллегии и руководитель монетного дела Империи И. А. Шлаттер об обязанностях караульного офицера при монетном дворе писал: «... Сходящих с монетного двора, кроме тех, кои состоят уже в Обер- Офицерских чинах и свыше, обыскивает, раздевая и разувая при себе и при Минц-Мейстере». Не исключено, что именно во время проведения такой повседневной «режимной процедуры», предшествующей выходу монетчиков с территории двора, и произошло событие, последствиям которого посвящена настоящая заметка...

Дело было в Екатеринбурге, скорее всего, в начале 1765 или конце 1764 г. Из досматриваемого монетчика или же из монетчика, еще только готовившегося к досмотру, вывалился пятак. Что греха таить - подворовывали некоторые из работных людей... Их строжайше наказывали... Но спустя время появлялись последователи... Только в этот раз последователи чрез меру затейниками оказались.

Самым занятным было то, что медяк вывалился не из-за щеки. Нет... Не из кулака шлепнулся на грубо струганный дощатый пол пятак...И не в одежде он был припрятан... Да и не один пятак за раз, видимо, выносился...В источнике относительно конкретно такого способа сокрытия украденного пятака (или пятаков) метко сказано: «... недавно в Екатеринбурге медным пятикопеечникам кражи чинены и со двора выношены были работниками чрезвычайным способом...». По всему получается, что выпал он в аккурат из того самого места, на чем мы все сидим.
5-kopeek-1765-goda.jpg
Характерный размер этого экземпляра колеблется от 42 до 43 мм. Как известно, в 1765 г. в Екатеринбурге продолжалась еще перечеканка монеты 32-рублевой стопы. Пятикопеечники, перечеканенные из гривенников образца 1762 г., имеют, как правило, диаметр на 2-3 мм больше по отношению к монетам, затиснутым на гладкой заготовке. Почему мы вдруг заговорили о геометрии монеты? Так это потому, что в рассматриваемом нами случае, как ни в каком другом, «размер имеет значение»...

А может и не падал на пол в досмотровой пятак. Может был просто донос... Или кто из начальства что-то неблаговидное заприметил... Науке на этот счет пока ничего не известно. Известно ей только одно, что вынос пятаков с монетного двора «чрезвычайным способом», все же состоялся. А также то, что уровень реакции власти на сей факт был также чрезвычайным...Именно тогда, с подачи Монетного Департамента и увидел свет - Указ I Правительствующего Сената от 31 мая 1765 г. Думается, что в своем роде - это уникальный документ.

Необычность ситуации заключается в том, что «по случаю учиненного при Екатеринбургском монетном дворе работниками затисненным казенным деньгам воровства» это сенатское решение не только регламентировало оснащение монетных станов специальным техническим средством, «дабы впредь таковые при монетном деле деньгах! кражи были пресечены», но и описывало их устройство.

Как в те времена протекал процесс чеканки монеты? Монетный стан, выполненный по схеме винтового пресса, с ручным приводом или приводом от вододействуемого колеса, например... В приямке (перед станом) работник - подкладчик. Одной рукой он брал монетную заготовку из мешка или корзины, подкладывал ее на нижний штемпель. Далее по заготовке следовал удар верхнего штемпеля. После этого отчеканенная монета (рукой все того же подкладчика) отправлялась в мешок или корзину для готовой продукции. В общем, примерно так, как это показано на известной гравюре в энциклопедии Дидро и Даламбера.
chekanka-monet.jpg
В этот процесс, после событий в Екатеринбурге, предполагалось внести коррективы. На фоне раскрытия факта воровства с оттенком «чрезвычайности» Правительствующий Сенат, озадаченный озорными выдумками подданных, выражаясь современным языком, пишет буквально «формулу изобретения».

«При тех печатных станах сделать и утвердить крепкие окованные железом ящики, кои и поставить возле станов под полом с откосными узкими кверху крышками с замком, под которые имеют падать запечатанные кружки по железным лоткам, утвержденным откосно к тем же станам к самому штемпелю, а те ящики иметь за его минцмейстерской печатью и замком же; и по наполнении того ящика деньгами по утру и ввечеру минцмейстеру.... осматривать у ящиков печати замок и ящики и буде все явится в целости, то... вынимать деньги... при монетном старосте и выносить на Счетную Палату, где оные браковать и поверять счетом...».

И далее:

«... а дабы через отнятие ящика не могло в тиснении денег быть остановки и времени продолжения, для того сделать таких ящиков на каждый печатный стан по два или более, сколько потребно будет...».

Справедливости ради, нужно сказать, что способ «сокращения» времени контакта работника с производимой им продукцией на монетных дворах XVIII в., через введение запирающейся на замок «емкости», как таковой уже практиковался. Правда, на дворах европейских.

Например, на фото гуртильного станка (выпущенного в 1763 г.), выполненное А. Ахмсджановым в музее г. Штольберга, что на востоке Германии (Museum «Alte Miinze» Stolberg (Harz)).
gurtilnyi-stanok-1763-goda.jpg
Деревянный стол, на котором собран станок, содержит и запирающийся на ключ ящик. В общем, примерно так же, как в современном письменном столе с центральным выдвигающимся ящиком под столешницей. В этот ящик, после прохода по гуртильным верейкам, через отверстие в столешнице падал монетный кружок. К сожалению, ящик не попал в поле съемки, поскольку при ее проведении ставились другие цели.

На нижнем обрезе фото видна только его ручка. Но пояснительный планшет, (под прозрачным пластиком на столешнице) «рассказывает» посетителям музея, как именно это «хранилище» запиралось на ключик. Но уж приоритет изобретения технического устройства, предназначенного для транспортировки отчеканенной монеты под действием силы тяжести в окованный железом ящик, видимо, следует оставить за нашими сенаторами, сделавшими его в соавторстве с чиновниками из монетного ведомства.

Посему возвратимся в Россию 60-х гг. XVIII в.

Известно: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Здесь был именно тот случай... Хоть и, как тогда говаривали, инвенция нужная, и по устройству проста, и даже сенатским, далеким от специфики монетного передела, все понятно в деталях... И решение о «внедрении» на монетных дворах разве что только самой Императрицей не утверждено... А вот не пошло в жизнь.

В задачке спрашивается: почему?

Причина, на наш взгляд, проста. Пылая в благородном гневе (или же находясь в полном мозговом оцепенении) по поводу кражи пятаков «чрезвычайным способом», государевы мужи, выставляя на будущее воришкам препоны в виде «крепких окованных железом ящиков», совсем забыли о двух моментах.

Первый из них финансовый. Для начала нужно было изготовить N-e количество такой, выражаясь современным языком, внутрицеховой тары. И чтоб она крепка была, и железом окована, и с замком... Следить за ее состоянием нужно было бы ежедневно. А двумя ящиками на стан не обойдешься. Даже на ручном приводе монетный стан за сутки набивал двадцать один пуд монеты. Если два раза вдень «кассу снимать»... Попробуй вынуть из приямка минимум 160 кг монеты... Сам ящик к тому же должен был весить не мало... Нет, вынуть-то его, конечно, можно, но человека четыре на этой процедуре задействовано было бы точно... К тому же, наверное, в конце 1764-начале 1765 гг. перешли в Екатеринбурге на привод монетных станов от вододействуемого колеса.

Удачные опыты проведены на эту тему были раньше, после пожара 1759 г., а в начале 1764 г. Екатерина II смету по переустройству Екатеринбургского монетного двора утвердила. И выработка по монете на один балансир выросла значительно. Раза в три... Нет, двумя ящиками на стан ни как бы дело не обошлось... Так, что ящички денег бы стоили и их содержание в исправности того же... А это рост накладных расходов.

Далее. Без сомнения, нужно было бы проводить переустройство приямков. Опять затраты. Железные лотки для сброса монеты... Тоже денежку потребовали бы на свое изготовление и установку... Некоторые «организационные перестройки» по сдаче-приемке готовой монетной продукции, влекущие за собой увеличение штатной численности... И снова затраты.
Впрочем, наверное, финансовый аспект был важным моментом, препятствующим внедрению, но не основным.

Когда страсти немного поутихли и чиновники Монетного Департамента от удивления пришли в себя, то сообразили, что нововведение, выполненное в виде ящика в железках, не решает вопрос по самой сути. Хотели они того или нет, но при каждом из станов оставались подкладчик, монетчик, от одного до восьми работников (в зависимости от типа привода стана). С готовой монетой на приемке контактировали счетчики, караульные, монетный староста, те же работники, что приносили бы ящики, как до этого они приносили мешки.

Т.е., количество работных людей, соприкасающихся с отчеканенной монетой, не изменилось, а накладные расходы и организационные трудности увеличивались. Видимо, осознав эту данность, чиновники монетного ведомства «на тормозах спустили» ими же инициированное через Правительствующий Сенат решение.

А вот еще, что сенаторы вкупе с членами Монетного Департамента удумали и в Указе затвердили! Это аналогов в законодательной практике, наверное, не имеет. Читатель, думается, уже и сам догадался о сути «чрезвычайного способа», придуманного в Екатеринбурге в 60-х гг. XVIII в.

Тем не менее, дочитаем Указ до конца и обнаружим там следующее:

«...чтоб иногда не могли и другими вымыслами деньгам кражи и выноса (как и недавно в Екатеринбурге медным пятикопеечникам кражи чинены и со двора выношены были работниками чрезвычайным способом) чинить, до испражнения их выдерживать на монетном дворе, и те места смывкою счищать через колодников, или профосов, при старосте монетческом и при особливо к тому определенном надежном человеке, а когда кто подозрительным не окажется, того со двора спускать».

Напомним значение слова «профос». По Далю - это «военный парашник, убирающий в лагере все нечистоты; встарь это были и военные полицейские служители, и полковые палачи.

Однако, от В. И Даля к нашей теме.

Согласитесь, что при известном размере пятикопеечника, даже отчеканенного на гладком кружке, такой способ тайного выноса монеты с территории «особо охраняемого объекта» иным словом, как «чрезвычайный», и не назовешь. Умели наши предки одним словом выражать неординарность и сногсшибательность явления. Сегодня, например, таможенники и тюремщики что-то мямлят о способах сокрытии чего-то во внутренних полостях. А здесь коротко и ясно - «чрезвычайный способ».

Нужно ли приводить аргументы, почему утвержденная Сенатом процедура досмотра не прижилась? Думается, что нет. И так все ясно. Кого больше всех стоило бы пожалеть, случись Сенатскому Указу «закрепиться» при караульных помещениях монетных дворов? На наш взгляд, «надежного человека».

Вот кому невезуха бы отвалилась на голову. Сами подумайте. Старался человек, из кожи лез, начальству угождал, за каждым словом и движением своим следил. Каждый звук организма в присутствии начальства контролировал... Добился своего... Стал для начальства «надежным человеком»... И нате вам... Удумали работнички чего... Да еще и «спалиться» умудрились... И он уже не просто «надежный человек», а «особливо к тому определенный надежный человек»...

Вот, такая необычная статья подвернулась к теме.

Восьмой заповедью " Не укради...." или проще говоря: - "Не воруй", Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.

Запрещая все виды отнятия собственности у ближнего, эта заповедь повелевает нам быть бескорыстными, щедрыми, честными, трудолюбивыми, милосердными и правдивыми. Чтобы не грешить против этой заповеди, необходимо любить другого, как самого себя, и не делать другим того, чего сам себе не желаешь.

Самая же высшая добродетель, внушаемая восьмой заповедью, - это совершенное нестяжание, отречение от всякой собственности и даже желания ее. Но к этой добродетели Господь обязывает не всех , а только тех, которые желают достигнуть высшего нравственного совершенства: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21).

Ссылка - http://10zapovedei.ru/zapovedi/8.htm
646a9fc1819b3f6837b28dfd44d509d1.jpg
Нумизмат – это состояние души. :D55

Ответить

Вернуться в «Разное»