Внимание!!! Теперь фотографии можно загружать любых размеров. Чтобы выключить данное сообщение нажмите на крестик справа

Бурятские казаки - верные стражи рубежей России

Техника и вооружение, атрибутика, описание, находки.
Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1304
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Бурятские казаки - верные стражи рубежей России

Сообщение Нафталин » 05 апр 2018, 15:25:33

Бурятские казаки Кроме русских казаков были еще и бурятские казаки. Это, кстати, еще один ответ тем, кто говорит, что Сибирь - не Россия. Местные народы служили Российской империи, а значит, были частью её.

В фондах Отдела памятников письменности Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН хранится небольшое сочинение, написанное известным составителем и переписчиком исторических произведений селенгинских бурят, бывшим головой I-го Селенгинского харанутского отока (рода) Селенгинской степной думы Будажапом Будаевым (ОПП ИМБиТ СО РАН, ф. М-1, инв. № 11). Оно изложено на трёх страницах обычной ученической тетради классическим монгольским письмом и посвящено истории бурятского казачества. Исходя из того, что автор заканчивает свою работу временем отмены казачьего войска, можно заключить, что она была написана около 20-х - 30-х годов прошлого века.

Из исторической литературы известно, что ещё до заключения Буринского договора 1727 года многие забайкальские буряты и эвенки наряду с русскими казаками несли пограничную службу. Бурятский отряд в 400 человек в числе русских войск обеспечивал нормальный ход переговоров при встрече графа Саввы Владиславича-Рагузинского с китайскими послами на реке Буре. Бурятские летописцы, сообщая об этом факте, часто упоминают о многочисленных наградах за оказанные услуги.

В 1728 году по представлению графа Рагузинского был издан указ о выдаче пограничным семи селенгинским и одиннадцати хоринским родам особых знамён «за их прилежную службу». Таким образом Российское правительство придало уже существовавшим к тому времени небольшим бурятским отрядам значение воинских единиц по охране границы. По словам Гмелина, в 30-х годах XVIII века селенгинский тайша (известный Окин-тайша – Авт.) гордился знаменем, полученным цонгольским родом за пограничную службу. На знамени красного цвета было изображено солнце и написаны слова «Никому не уступает».

В 1731 году войска, дислоцированные в Забайкалье, состояли из пехотного полка, роты драгун и 5000 бурятских и эвенкийских всадников. Гарнизоны пограничных крепостей (Селенгинской, Троицкосавской и др.) состояли из русских казаков и солдат. Непосредственно вдоль границы располагались караулы, представлявшие собой небольшие остроги, обнесённые частоколом. В караулах стояли бурятские и эвенкийские отряды в количестве от 5 до 10 юрт.

В 1764 году были сформированы 4 бурятских казачьих полка, имевших по 6 сотен в каждом: Ашибагатов, Цонголов, Атаганов и Сартулов. Названия полки получили от имён тех родов, наибольшее количество представителей которых входило в состав этих полков. Набор в эти полки первоначально был добровольным. Пожелавших зачислиться в казаки оказалось больше, чем требовалось по штату, что объяснялось не только желанием защищать свои земли, но и стремлением освободиться от уплаты ясака. Со временем служба в бурятских казачьих полках из добровольной стала воинской повинностью. Она проходила с перерывами: после 1 года службы следовало 3 года льготных. Выходить в отставку с особого разрешения губернатора могли лишь старики и недееспособные. Лошадей и вооружение бурятские казаки имели сначала своё, а затем снабжались ими за счёт своих обществ, причём почти до 40-х годов XIX века им не полагалось огнестрельное оружие, хотя оно было гораздо дешевле бурятских луков – русское правительство не доверяло своим верным стражам.

Принцип построения Бурятских полков носил характерную для кочевников десятичную систему построения. Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные: главный войсковой старшина - атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. Все они подчинялись пограничному начальнику.

Источники сообщают, что в Забайкалье существовали не только казачьи подразделения. В 80-х годах XVIII века, во время обострения русско-китайских отношений буряты и эвенки были призваны в ополчение, ставшее называться «иррегулярными войсками». Тогда под ружьё было поставлено до 2500 бурят и 1500 эвенков. 14 августа 1780 года им были пожалованы семь знамён.

В 1851 году в связи с реорганизацией казачьих формирований бурятские и тунгусские казачьи полки были включены в состав Забайкальского казачьего войска и с того времени перестали упоминаться как самостоятельные боевые единицы. В рядах Забайкальского казачьего войска бурятские кавалеристы принимали участие в русско-японской войне 1904-05 гг., в I-ой мировой войне.

На охране ли местной границы или в битвах на далёких полях сражений бурятские воины не жалея своих жизней верой и правдой служили интересам России и покрыли неувядаемой славой свои имена и знамёна.


Участие в военных кампаниях

Во время Крымской войны (1853—1856) бурятские казаки участвовали в Амурском походе с целью прикрытия морского побережья в устье реки Амур от возможной высадки англо-французского десанта.

В 1900 году бурятские казаки участвовали в подавлении «Боксёрского восстания» в Китае.

Сражались они в Маньчжурии во время Русско-японской войны (1904—1905).

В Первую мировую войну в составе 1-й Забайкальской казачьей дивизии воевали на полях Галиции и Польши.

Во время Гражданской войны в бурятском казачестве произошёл раскол: одни приняли сторону красных, другие воевали за белых. Последние, после поражения в войне, вынуждены были эмигрировать в Монголию и Маньчжурию. Некоторая часть казаков добралась до Австралии. С приходом Советской власти в 1920 году казачьи войска были упразднены, а двухвековая история бурятского казачества стала предметом исследования учёных, писателей и журналистов.

Современность

В настоящее время бо́льшая часть бурятских казаков приписана к 1-му отделу Забайкальского казачьего войска, куда входят следующие станицы:

Аракиретская станица, Атамано-Николаевская (Харацайская) станица, Боргойская станица, Верхнеудинская станица, Гыгетуйская станица, Желтуринская станица, Кударинская станица, Мензинская станица, Мурочинская станица, Селенгинская станица, Усть-Урлукская станица, Харьястская станица, Цаган-Усунская станица, Цакирская станица, Шарагольская станица, Янгажинская станица.

Известные бурятские казаки

Бато Айсуев (1863—1941) — атаман Гыгетуйской станицы (1897—1906), председатель Селенгинского аймачного комитета в 1918 году.
Цокто Бадмажапов (1879—1937) — переводчик с монгольского языка, участник экспедиции П. К. Козлова в Тибет[7].
Доржи Банзаров (1822—1855) — первый бурятский учёный европейского образца, происходил из казаков. Его отец — отставной пятидесятник Ашибагатского полка Банзар Борхонов.
Галсан Гомбоев (1818—1863) — учёный, буддистский религиозный деятель.
Дондок Иринчинов — проводник и переводчик всех четырёх центральноазиатских экспедиций Пржевальского.
Цыремпил Ранжуров (1884—1918) — первый бурятский революционер, участник установления Советской власти в Бурятии, активный деятель расказачивания.
Аюр Сакияев — полный Георгиевский кавалер.


Ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1 ... 0%BA%D0%B8
Литература. - Е. А. Высотина. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2007. — 226 с. — ISBN 978-5-9793-0007-8
Вложения
Бурятские казаки, сёдла, похожие на бурятские, видны на картине “Амурские казаки на пути к Порт-Артуру”. Явственные бурятские лица видны на фото Конвоя ...
Бурятские казаки, сёдла, похожие на бурятские, видны на картине “Амурские казаки на пути к Порт-Артуру”. Явственные бурятские лица видны на фото Конвоя ...
d54eef6d (1).jpg
Казаки-буряты.jpg
Казаки_улуса_Доода-Ичетуй.jpg
Бурят-казак в Мукдене во время русско-японской войны.
Бурят-казак в Мукдене во время русско-японской войны.
Нумизмат – это состояние души. :D55

Ответить

Вернуться в «Военная археология»