Инвестиции в искусство, кажется, настолько сложны, что посильны лишь искусствоведам. Стоит ли начинать, если сам не разбираешься, да и сведущих знакомых нет? На самом деле среди коллекционеров и инвесторов почти нет профессиональных искусствоведов или людей с профильным образованием. Коллекционированию нигде не учат.
Нет университетов, где преподают, как разбираться в шестидесятниках, «парижской школе» или импрессионистах, где учат торговаться и разбираться в ценности периодов. Вряд ли есть учебники, где перечислены фамилии «правильных» экспертов, галерей и таможенных брокеров. Дорога по изучению предмета коллекционирования у всех примерно одинаковая: чтение профильной литературы, посещение выставок, общение с арт-дилерами и опыт самостоятельных покупок..
Одно из правил: нельзя безоговорочно верить бумагам, разнообразным экспертным заключениям. По факту, экспертиза, в стране является сейчас репутационной.
Юридической ответственности эксперт не несёт, то есть имеет полное право безнаказанно ошибаться.Поэтому рынок экспертизы оказался скомпрометирован «проплаченными» заключениями. Как же тогда справляться? Есть круг узких экспертов (специализирующихся на одном-двух художниках), чье мнение высоко котируется на рынке.
Опытным коллекционерам достаточно бывает одного лишь их слова.
И наоборот: известны эксперты, чьи положительные заключения о подлинности являются недостатком атрибутированных ими работ. Представляете такое? И вещь-то вроде бы не вызывает сомнения, и заключение положительное, но подписано настолько «неправильным» экспертом, что продать работу с такой бумагой будет сложнее. Разбирающийся покупатель будет ожидать подвоха.
Экспертиза, конечно, необходима, особенно для дорогих работ, но нужно ответственно подходить к выбору кандидатуры эксперта (за содействием можно обратиться, например, в профильные галереи).
Нужно также учитывать, что для большинства первых имен существуют именные фонды, заключение которых является окончательным и единственно признаваемым, — например, Комитет Шагала, фонды Явленского, Кандинского,Пётр Кончаловский и т. д. Впрочем, это уже области не для начинающих инвесторов. Известно также, что одним из наиболее часто подделываемых направлений является русский авангард первой трети XX века, особенно революционный авангард (супрематизм и пр.) — вещи имеющие мировое значение.
Собирать их—это уже высший класс коллекционирования, требующий высочайшей компетентности и профессионального чутья, поэтому новичкам до поры об авангарде лучше и не мечтать.
Зачем рисковать, опасаясь за подлинность, если можно покупать работы на престижных аукционах? Там-то уж точно все проверяют…
Аукционы отнюдь не гарантия от «фальшака». Такие сделки не редкость, пусть они проходят и не умышленно. Аукционы стараются оградить покупателей от сюрпризов как могут. А что они могут? Ведь аукционы точно так же опираются на документы, на официальные экспертные заключения. О сложностях, с этим связанных, мы только что рассказали.
Еще проводят пред аукционные выставки, куда можно прийти со своим экспертом. Но тоже ничего нельзя гарантировать. Случаются «проколы». Вещь куплена в приличном месте, привезена в Россию и тут — провал на экспертизе. Тяжелый случай.
Возврат аукционному дому будет сопряжен со множеством тягостных формальностей.
Придется доказывать, что их эксперты ошиблись, а ваши атрибутировали верно. К тому же бремя расходов на сбор приемлемых доказательств поддельности вещи также придется нести несчастному владельцу.
Общий совет—не совершайте покупку при малейших сомнениях.
Лучше сильно переплатить за настоящую вещь, чем «выгодно» купить подделку.
Даже слишком дорого купленный подлинник когда-нибудь догонит и перегонит свою цену, став еще дороже.
Ходите в музеи, подолгу смотрите на подлинники полюбившегося вам художника. Это поможет вам многое понять.
Доверяйте своим глазам, вкусу и первому впечатлению.
Не переоценивайте значения сертификатов: не основанный на убедительных аргументах вывод подтверждает лишь самоуверенность эксперта, если не его нечистоплотность.
Идите к продавцам сами, чтобы заранее составить о них представление. Не ждите, когда вам принесут "именно то, что вы любите", именно сейчас обнаруженное на чердаке.
По большому счету, коллекционеры – это люди, которые готовы платить большие суммы, потому что верят, что так они могут попасть в историю.
Коллекция-это некий блеск бессмертия. Человек всегда хотел и мечтал преодолеть смерть. Есть несколько вариантов. Напишу книгу, ее издадут – я умру, а она останется. Или заведу много детей, они вырастут, будут похожи на меня... Собирание коллекции -это способ преодаления смерти.
Вот Третьяков – обычный промышленник, каких было много в России. Но он страстно коллекционировал, поэтому остался в нашей памяти и останется после нас.
Оттого и цена на произведение искусства может быть любая. Фауст готов был назначить любую цену за бессмертие – так и коллекционеры за какие-то вещи, которые могут стать историей искусства, готовы платить как за билет в вечность.
Инвестор должен всегда помнить о том, что вложения в искусство — долгосрочные. Кроме того, необходимо покупать только качественные работы.
Всегда лучше приобрести топовую вещь художника второго ряда, чем проходную даже великого мастера.Объяснение этому простое: слабая работа просто не отражает тех качеств художника, за которые его ценят.
Основа инвестирования: ликвидность,доходность и надёжность приобретаемого товара..
Коллекционирование-это познание,а настоящие познание-это всегда творчество.....
Чтобы собрать приличную коллекцию, необходимо соблюдение четырех условий:
1. На рынке должно быть представлено достаточное количество работ выбранного направления.
2. Эти работы должны быть достаточно высокого качества.
3. Они должны стоить разумные деньги.
4. Должна существовать концепция, объединяющая отдельно выбранные работы в нечто единое.
Десять советов от Валерия Дудакова..(Один из лучших коллекционеров России).
1. Приобретай только то, что тебе нравится, и прислушивайся к интуиции.
2. Никогда не покупай работу только потому, что она дорого стоит.
3. Собирай глазами, а не ушами. Худшая оценка коллекционера — «свиной глаз».
4. Воспитывай свое зрение на безусловных эталонах. Узнай о предмете своего собирательства как можно больше: собирай литературу, каталоги, мемуары. Избегай фальшивок, но не осуждай их в чужом собрании.
5. Художественная ценность и стоимость предметов часто не совпадают. Не уступай раритеты из-за прельстительной цены: они бесценны.
6. Не поддавайся сиюминутной конъюнктуре. Умей оценивать перспективы. Плати дороже других, это себя оправдает.
7. Не жадничай, давай работы на выставки, для публикации. Это принесет дополнительные выгоды и составит хорошую славу коллекционера.
8. Содержи свое собрание в полном порядке: это окупится втройне.
9. Постарайся приобрести даже пустяковые работы любимого автора.
10. Мерилом качества коллекции служат лучшая и худшая вещь. Избавляйся от худших, повышай планку лучших.
Cтарые мастера — это понятие обычно относят к мастерам, работавшим в эпоху Возрождения (примерно XIV–XVI века), но на международных торгах в аукционы искусства старых мастеров включают и тех, кто жил и творил в XVII–XVIII веках. Как значится на сайте Сотбис — от Джотто до Гойи, то есть примерно с начала XIV века до 1800 года.
Modern and contemporary art — эти английские слова встречаются в названиях западных аукционов и переводятся как «современное искусство». Однако под термином «modern» подразумевается искусство начала ХХ века, а «contemporary» означает то, что происходит в искусстве в последние десятилетия.
Михаил Перченко.(Коллекционер,владелец галереи "Старые мастера")
"....В мире очень много собирателей - великие подвижники, они перелопачивают громадное количество материала, выискивая какие-то ценности. И иногда видишь - замечательный человек, громадное количество предметов, а коллекции как таковой не существует. Коллекция - это уровень, уровень и уровень. Качество, качество и качество. А человек слаб. У него с покупкой той или иной вещи связана целая куча воспоминаний, радостей. И он не хочет расставаться с предметами. Результат - коллекция замусорена. Нужно четко осознавать вот висит на стене любимая твоя картинка, эмоциональные взрывы связаны с ее добычей, а рядом - еще три. И если любимая не выдерживает с ними сравнения по качеству - безжалостно от нее избавляться. Тот, кто смог преодолеть в себе это собирательство, накопительство - тот и становится серьезным коллекционером. И еще одно. Нелюбимый мной Чехов говорил, что нужно по капле выдавливать из себя раба. Коллекционер должен по капле выдавливать из себя покупателя. Этот восторг, когда ты покупаешь произведение искусства, - чувство, которое нужно из себя вытаскивать клещами, скальпелем, штопором. Чем угодно. Потому что в нем кроется 99% ошибок коллекционирования. Порыв, тебе хочется купить вещь - прекрасно, но на таком азарте теряются приоритеты. И можно накупить кучу всякого бесполезного хлама, вместо того, чтобы задавить в себе это 99 раз, но один - купить то, что действительно серьезно для коллекции. А весь мир совращает тебя покупкой. Ты приходишь в галерею, и видишь два-три десятка предметов. Проходит первый ажиотаж - ты понимаешь да, эти три десятка подошли бы тебе в коллекцию, но ни один из них не поднял бы ее ни на ступеньку выше. Значит, тебе это не нужно. Умение расставаться с некачественными вещами - то, что делает коллекционера из собирателя и, как мы говорим, мусорщика."
Поздравляем участников с обновлением сайта!
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Реклама