Бонистика – специальная историческая дисциплина, которая изучает бумажные денежные знаки и боны как источник экономической и политической истории общества.
Отечественные политологи снова реанимируют тему политической обусловленности внесения изменений в дизайн украинских банкнот. Так, на одном из отечественных сайтов появилась статья Александра Палия "Как штабист Януковича отрастил бороды Великим Киевским князьям".
Тема, которую поднял автор – действительно интересная. Версия господина Палия о том, откуда "ноги растут" у заказа на подобные изменения, представляется в общих чертах верной. Однако было бы, наверное, неправильно все сводить лишь к периоду прошлогодней избирательной кампании и участию в ней тогдашнего главы Нацбанка Сергея Тигипко. Также бесплодной в данном контексте является и затеянная уважаемым политологом дискуссия о том, как на самом деле выглядели Великие Киевские князья.
Вероятность того, что портреты Владимира и Ярослава на банкнотах 1992 года наиболее соответствуют истинной внешности этих исторических персонажей, очень мала. Пару лет тому назад выдвигались предположения, что это... лишь вариации автопортрета художника-оформителя банкнот. Однако дело совсем не в этом.
В действительности, денежная единица является таким же символом государства, как флаг, герб или гимн. Уже забыты и дискуссии вокруг этих символов, и как очень серьезные силы боролись и против сине-желтого флага, и против гимна "Ще не вмерла Україна", и против внесения изображения трезуба в Большой Герб Украины (хотя он (трезуб) уже повсеместно и официально использовался).
Денежной единице, которая была введена в обращение с некоторой отсрочкой – лишь в сентябре 1996 года, – в этом смысле повезло. Дизайн гривны тогда уже не дискутировался, что однако, не означает, что он понравился (в политическом смысле) всем. Чего стоит наличие на 10-гривенной купюре "красной тряпки" для всех поклонников "єдиної та неділимої" – Ивана Мазепы!
Для подтверждения того тезиса, что концепция, положенная в начале 1990-х в разработку оформления украинской гривни, "мозолила" глаза гражданам, ориентированным "северо-восточнее", проанализируем изменения, которые произошли в 2003-2004 годах в дизайне купюр номиналом 1, 2, 5, 10, 20 и 50 гривен.
Номинал 1 гривна
Выпуски 1992, 1994 и 1995 гг.
На лицевой стороне размещено изображение Владимира Великого. На голове – символ княжеской власти – диадема (венец).
Размещение на оборотной стороне купюры изображения развалин Херсонеса можно назвать чрезвычайно удачной находкой авторов концепции. Это одновременно и подчеркивание причастности Украины к наследству греко-римской цивилизации (ведь Херсонес, основанный греческими колонистами в VІІ в. до н.э., входил в состав Римской и Византийской империй), и выразительный символ глубоких христианских корней (именно в Херсонесе Владимир Великий принял крещение). А также ненавязчивое напоминание, что Крым является неотъемлимой частью украинского государства.
Выпуски 2004, 2005, 2006 гг.
Диадема исчезает, вместо нее – "шапка с соболями". У Владимира "вырастает" борода, он становится подохож на мультипликационные стилизации "древнерусских бояр".
На оборотной стороне купюры изображены Град Владимира, то есть центральная часть Киева конца Х – нач. ХІ вв. Особой символической нагрузки это изображение не несет.
Во-первых, Святой Равноапостольный князь Владимир известен совсем не тем, что отстроил Киев. Но о том, что именно он был тем властителем, который принес христианство на Русь, из изображения догадаться невозможно.
Во-вторых, ни один (подчеркиваю – ни один) из изображенных на обороте элементов Града не сохранился до наших дней, то есть это абсолютно виртуальная реконструкция, которую очень тяжело связать с конкретной местностью.
Номинал 2 гривны
Выпуски 1992, 1995, 2001 гг.
На лицевой стороне – изображение Ярослава Мудрого. "Источником вдохновения" для художника послужила реконструкция, осуществленная советским антропологом Герасимовым по черепу, найденному в гробнице этого Великого Князя. Однако на реконструкции Герасимова был пожилой мужчина с бородой, а на банкноте – скорее среднего возраста и без бороды. Головной убор также, вероятно, перекочевал "от Герасимова".
На оборотной стороне купюры изображены Собор Святой Софии в Киеве в том виде, в каком он дошел до наших дней. Любой, посмотрев на изображение, легко может узнать это здание. Изначальный замысел, вероятно, как раз и состоял в том, чтобы подчеркнуть данный факт и продемонстрировать связь между Киевской Русью и современной Украиной.
Выпуски 2004, 2005 гг.
У Ярослава также "выросла борода", а на голове у него корона, очень похожая на те, которые одевали ... княгини того времени. Великий князь "стал моложе", что особенно контрастирует с размещенной рядом надписью "аще будете в любви межи собою, и Богъ будеть в вас", поскольку эти слова в "Повести Временных лет" помещены в сообщении о смерти князя.
Кроме того, хотя Ярослав чеканил собственные деньги, на банкноте почему-то помещено изображение византийской монеты...
То, что на обороте изображена Св. София, можно догадаться лишь из подписи. На самом деле там помещена реконструкция (если не ошибаюсь, "источником вдохновения" художника стала версия Юрия Асеева), то есть то, как мог бы этот собор выглядеть в ХІ столетии. Никаких визуальных ассоциаций с реально существующим зданием.
Номинал 5 гривен
Выпуски 1992, 1994, 1997, 2001 гг.
На оборотной стороне размещено изображение церкви в селе Суботово на Черкасщине, родовом имении Богдана Хмельницкого, где он и был похоронен. Эта церковь не сохранилась и была отстроена в наше время. Общая концепция, насколько ее можно понять, – подчеркивание роли Богдана – основателя государства (для этого и помещена церковь-усыпальница).
Выпуски 2004, 2005 гг.
Изображение церкви остается (хотя уже без колокольни), однако добавляются "изображения казацкого оружия и гетманские клейноды темно-синего цвета".
Особенно интересно созерцать изображение колчана со стрелами. Казаки, конечно, широко пользовались луками, но в массовом сознании он, скорее ассоциируется с оружием кочевников.
Кроме того, напомним, что Хмельницкий жил в XVII столетии, когда уже доминировало огнестрельное оружие. В общем, на этой банкноте сделана попытка подчеркнуть роль Богдана как полководца, воина, а не государственника.
Номинал 10 гривен
Выпуски 1992, 1994 и 2000 гг.
На лицевой стороне – портрет Ивана Мазепы. Изображение не соответствет ни одному из сохранившихся портретов, однако в целом на купюре помещен пожилой человек, с "казацким типом" лица, соответственно подстриженный и наряженный.
На обратной стороне изображена Киево-Печерская Лавра. На первый взгляд, это не очень удачное сочетание, поскольку Лаврская колокольня, которая находится по центру изображения, построена после смерти Гетмана. Да и Гетман Мазепа как меценат все-таки больше помогал в восстановлении и строительстве других монастырей (Михайловского Златоверхого, Братского и др.).
Однако возможно, замысел авторов состоял в том, чтобы намекнуть на исторический курьез: до нашего времени не снята наложенная по приказу Петра І анафема Мазепе, и именно в Лавре, которая находится в подчинении УПЦ в единстве с Московским патриархатом, его ежегодно (хотя и не называя имени) продолжают проклинать в Воскресенье Торжества Православия, вместе с еретиками и святотатцами.
Выпуски 2004, 2005 гг.
Изображение на лицевой стороне купюры изменилось до неузнаваемости. Гетман неожиданно "омолаживается". В прошлом году уже высказывались версии, что изображение на самом деле срисовано с портрета преемника Мазепы – Филиппа Орлика.
Так или иначе, вместо поседевшего государственного деятеля мы видим молодого казака. Замысел, вероятно, состоял в том, чтобы усилить акцент на опереточном образе "Мазепы-Любовника", того Ивана Мазепы, который вошел в художественную литературу.
Усиливает подозрения в наличии именно такого замысла и изображение на оборотной стороне купюры художественной композиции, "которое включает атрибуты жизнедеятельности и творчества Ивана Мазепы" (то есть – музыкальный инструмент, перо и книжка).
Кроме того, вместо общего вида Киево-Печерской Лавры, на обороте размещено изображение Успенского Собора этого монастыря, причем не в том виде, который он имеет после восстановления в 2001 году, а в некоей эфемерной реконструкции (вероятно, так, по мнению художника, собор выглядел во времена Мазепы). То есть, при всем желании обычному украинцу тяжело идентифицировать это сооружение "на местности".
Номинал 20 гривен
Выпуски 1992, 1995 и 2000 гг.
На лицевой стороне изображен Иван Франко, а на оборотной – Львовский оперный театр. Мотивы, по которым на эту банкноту попал Франко, довольно прозрачные – он является условным представителем западной части Украины, то есть – символизирует соборность украинских земель.
Выпуски 2003, 2005 гг.
Все якобы остается на своих местах. Отличия во внешности поэта – не очень существенные (ради справедливости отметим, что в этой версии портретное изображение более качественное, чем было в 1992 году).
Единственная новация – на лицевой стороне добавлено факсимиле фрагмента стихотворения Ивана Яковлевича: "Земле, моja всеплодьучаjа мати!..." Очевидно, была острая потребность подчеркнуть не соборность Украины, а отличие ее западной части, в которой даже говорят и пишут "не на общепонятном". Ради этого неизвестные "трудяги" не поленились найти факсимиле Франко, написанное в отличной от современной орфографии – в таком виде произведения писателей ХІХ – нач. ХХ столетия не публикуются уже лет восемьдесят.
Номинал 50 гривен
Выпуск 1996 года.
На лицевой стороне изображен Михаил Грушевский, причем примерно так он выглядел после 1917 года, а на оборотной – дом Верховной Рады.
Здесь, как и в случае с Мазепой, можно отметить определенный анахронизм – здание современной Верховной Рады построено после смерти Михаила Сергеевича. Однако замысел состоял именно в том, чтобы подчеркнуть роль Грушевского в восстановлении украинской государственности в 1917-1920 годах и определенную наследственность между УНР 1917-1918 годов и Украинской Советской Социалистической Республикой, парламент которой размещался в упомянутом здании.
Выпуски 2004, 2005 гг.
Михаил Сергеевич на лицевой стороне купюры "стал моложе" – так выглядел профессор Грушевский в начале ХХ столетия. Надписью "История Украины" дополнительно подчеркивается, что он не столько государственный деятель, сколько историк.
А на оборотной стороне помещено изображение Дома Учителя, в котором, собственно, и заседала Центральная Рада. Однако, в отличие от дома современной Верховной Рады, это здание не "опознается". Для эксперимента можете спросить у прохожих киевлян об этом доме, и максимум один из двадцати скажет, что здесь находился украинский парламент, возглавляемый Грушевским.
Итак, вышеупомянутых отличий слишком много, чтобы объяснить их случайным совпадением. И в 1992, и в 2004 годах внесение тех или иных лиц и изображений на купюры отвечало определенной концепции.
В первом случае гривна должна была подчеркнуть давние исторические корни украинской государственности, принадлежность украинцев к семье европейских народов, единство востока и запада Украины – соборность Украины, борьбу за независимость от России, преемственность государственной традиции в ХХ столетии.
Во втором случае речь шла о внесении бутафорских элементов в банкноты (несуществующих зданий, например), подчеркивание отличий между разными частями страны, акцент не на государственной, а на научной (Грушевский) или творческой (что особенно цинично выглядит в случае с Мазепой) деятельности.
Произошла своеобразная "белорусизация" банкнот – внесением в них изображений всяческих "зайчиков" и "зубров". Особым достижением "редакторов" 2003-2004 годов стало то, что их труд оставался фактически не замеченным научными работниками и общественностью...
Автор: Андрей Стародуб, кандидат исторических наук.
Поздравляем участников с обновлением сайта!
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Карточки лотов, фильтры по разнообразным критериям, новая главная страница и другое.
Описание новых функций читайте в специальной теме.
Реклама