Внимание!!! Теперь фотографии можно загружать любых размеров. Чтобы выключить данное сообщение нажмите на крестик справа

Забытые имена старого русского фаянса

Тарелки, стаканы, статуэтки и др.
Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1304
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Забытые имена старого русского фаянса

Сообщение Нафталин » 04 апр 2018, 12:02:07

"ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА СТАРОГО РУССКОГО ФАЯНСА"

Фабрика Широбокова, Дипедри и Борисова

Фаянс - Материал утилитарный, предназначенный для удовлетворения, как писал современник, "общей потребности" в изготовлении посуды, редко становился объектом увлеченного коллекционирования, увидеть в этом, как может показаться на первый взгляд, грубом материале изделия из которого лишены ярких внешних эффектов, источник для создания произведений большого вкуса, изящных, изысканных, а порой даже художественно совершенных оказалось под силу немногим. Оттого особенно ценны редкие примеры включения в свои личные собрания изделий из фаянса.

Такая традиция исторически была присуща старым московским коллекционерам, хорошо разбиравшимся в этом материале, любившим фаянс и сохранившим для нас целый ряд редких, иногда уникальных изделий, в том числе малоизвестных фабрик и мастерских, к числу которых принадлежит и предприятие по выпуску фаянса Широбокова, Дипедри и Борисова.

Фабрика была основана в селе Городище Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в 1844 году и просуществовала совсем недолго. По одним сведениям - до 1854 года, по другим - всего несколько лет, до 1847 года. В специальной литературе и немногочисленных статистических обзорах мануфактурной промышленности Российской империи о ней сохранились весьма отрывочные и скудные сведения. Так, согласно данным, содержащимся в издании "Состояние мануфактурной промышленности Тверской губернии в 1845 году", в момент основания фабрики на ней работало сорок человек, имелось четыре горна и две муфельные печи. Изделия сбывались частью в столицах, частью внутри губернии на многочисленных ярмарках.

Сведения о владельцах предприятия практически не сохранились, мы знаем лишь их имена, предусмотрительно включенные в маркировку изделий. Известно, что Широбоков был местным помещиком, на землях которого и размещалась фабрика, а Дипедри и Борисов, фамилия которого в соответствии с традициями старой русской орфографии писалась с буквой "а", были, очевидно, его компаньонами.

О причинах, которые побудили этих трех человек открыть фабрику, основать новое фаянсовое дело, сегодня тоже остается только догадываться. Однако если вспомнить, что вторая четверть XIX века стала временем расцвета в России искусства художественного фаянса, то можно сделать вывод о том, что открытие нового фаянсового предприятия сулило его владельцам явный коммерческий успех.

Если внимательно провести классификацию разновидностей фаянса, производимого в России в XIX веке, станет очевидно, что основной, в чем-то даже наиболее "прогрессивной", категорией стал тогда так называемый тонкий фаянс - следующий за полуфаянсом, усовершенствованный с точки зрения технологии, более пластичный материал.

Основной продукцией фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова и были как раз изделия из тонкого фаянса. Для этого здесь использовали как обычную белую глину, которую традиционно привозили из Глухова, так и свое местное сырье, добываемое тут же, в Вышневолоцком уезде, - глину слегка желтоватого оттенка, которая из-за своего столь своеобразного цвета получила название бланжевой.
Следует отметить, что, по мнению специалистов, история тонкого фаянса целиком связана с XIX веком, промышленный прогресс которого благодаря широкой механизации производства очень скоро вытеснил ручной труд. Однако машинный способ декорирования вовсе не сделал фаянс антиэстетическим материалом, не обезличил его. Изделия из него, созданные в XIX веке, и особенно в его первой половине, сохранили значение художественных предметов. Объясняется это повсеместным использованием при декорировании фаянса печатного рисунка, отличающегося огромным разнообразием сюжетов и высоким качеством исполнения.

Техника переводной печати на фаянсе стала самым распространенным и типичным в фаянсовом производстве XIX столетия типом декора. Образцом подобных изделий традиционно выступал английский фаянс. Однако русским мастерам довольно скоро удалось создать свою неповторимую манеру печатания на фаянсе. Почти каждая фабрика имела свой почерк, была привержена к определенному ассортименту, формам, способам декорирования. Однако, являясь детищем художественной промышленности, фаянс всех фабрик нес и общие черты, присущие искусству своей эпохи.

Дешевый в производстве способ декорирования фаянса, когда с одной гравированной доски можно было получить до ста отпечатков, дал великолепные художественные результаты. Тонкие, прекрасно организованные с точки зрения композиции рисунка декоры стали своего рода энциклопедией художественных вкусов эпохи. В них нашли отражение увлечение россиян видовой гравюрой, любовь к искусству бытового жанра, увлечение литературой, и, конечно же, фантазия мастеров создавать уникальные по своему разнообразию, выдумке и богатству деталей орнаментальные и цветочные декоры.

Расцвет русского фаянса с печатным рисунком приходится на 1820 - 1830-е годы. В русском искусстве этого времени господствовал стиль классицизм. Для искусства фаянса это выразилось в приверженности его мастеров к использованию простых по форме предметов, уравновешенных пропорций и ясного классического декора, органично подчеркивающего и эти формы, и размеры, и пропорции предметов.

Первой освоила метод переводной печати Киево-Межигорская фабрика, приступившая к выпуску "опечатанных" изделий в 1813 году. Затем многочисленные купеческие и крестьянские фабрики стали очень широко применять на фаянсовых изделиях печатные рисунки.

Изделия фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова, созданные с использованием бланжевой глины, выделялись среди продукции других, в чем-то, возможно, более крупных и именитых производств. Как известно, фабрика находилась неподалеку от знаменитого завода Ауэрбаха, продукция которого была известна во всей России, однако мастера фабрики сумели найти свою манеру исполнения, не повторяя ауэрбаховских изделий.

Формы посуды, выпускаемые здесь, были достаточно просты. Это в основном столовые предметы - мелкие и глубокие тарелки с гладким краем, а также декоративные вазы. Изделия отличаются уравновешенностью пропорций и ясностью декоров. Немногочисленную группу предметов составляют произведения, исполненные в традициях английского фаянса, прежде всего знаменитой фабрики Веджвуда, украшенные рельефными декорами, отформованными в массе. Однако большая часть изделий, сохранившихся до наших дней, - это мелкие плоскодонные тарелки с нешироким, слегка вогнутым бортом, украшенные печатным рисунком. Именно они и принесли фабрике заслуженную славу художественного предприятия. Из общей массы предметов 1840-х годов тарелки выделяются своей декоративностью, основанной на сочетании темно-желтого золотистого цвета массы и тонкого кружева печатного рисунка, корректно дополненного элементами надглазурной живописи. Излюбленными сюжетами мастеров фабрики были пейзажи Петербурга и его окрестностей.
Как известно, начало XIX века - время расцвета жанра видовой гравюры. Вновь возникший после Отечественной войны 1812 года интерес к памятникам отечественной архитектуры, городскому пространству и его обитателям среди прочего привел к созданию большой серии видов императорских дворцов и парков Санкт-Петербурга и окрестностей. Ее выполняли по высочайшему заказу Павла I. Руководителем работ был назначен Сем. Ф. Щедрин (1745 - 1804), с 1776 года возглавлявший пейзажный класс Академии художеств. Именно по его инициативе и по указу императора для выполнения этой серии в конце 1799 года был образован специальный гравировально-ландшафтный класс. Сам Щедрин выбрал исполнителей гравюр из числа недавних выпускников гравировального класса академии. Ими стали пять мастеров: С.Ф. Галактионов, А.Г.Ухтомский, братья К.В. и И.В.Ческие и И.Д.Телегин. Наблюдение за гравированием осуществлял их учитель по академии И.-С. Клаубер. Среди любимых сюжетов выделяются виды Гатчины, Павловска, Петергофа, а также Каменного острова и Старой Деревни.

Гравюры выполняли на медных досках резцом по офортной подготовке; в некоторых использовали акватинту. Над одной доской мастер работал от 1 года до 2 лет. Отпечатки с готовых досок рассматривал Совет Академии художеств, который давал им оценку и назначал их продажную стоимость. Тираж каждого эстампа был не очень велик - до 100 экземпляров. Некоторые экземпляры, предназначенные для подарков, раскрашивали.

Эта видовая сюита сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры. Хронологически серия охватывает период с 1800 по 1813 год, при этом большая часть листов была издана с 1802 по 1807 год. Серия включает 23 листа. Оригиналами для 21 из них послужили живописные или акварельные пейзажи Сем. Ф. Щедрина. На них запечатлены виды, некоторые из которых были перенесены на фаянсовые произведения фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова.

Все тарелки с видами Петербурга и его пригородов выполнены из бланжевой массы нежно-лимонного цвета, по борту многих из них идет "цветочный" декор в виде гирлянды из крупных цветов: мака, примулы, вьюнка; на других, напротив, "фруктовый" рисунок в виде винограда, груш, слив и персиков. Образцами для этих декоров, как и для некоторых других, которые использовались мастерами фабрики, послужили английские оригиналы.

Использование видовой гравюры с изображениями памятников архитектуры весьма характерно для фаянсового производства в России XIX века, однако большая часть подобных изделий была создана, как уже отмечалось, в 1820-х годах - в эпоху классицизма, и на таких крупных предприятиях, как Киево-Межигорская фабрика или завод Ауэрбаха. Продукция совсем небольшого с точки зрения производственных мощностей предприятия, как фабрика Широбокова, Дипедри и Борисова, относится уже к 1840-м годам, когда в искусстве русского фарфора и фаянса распространялось направление историзма. В связи с этим особенно интересно посмотреть, как мастерам удалось обыграть декоративные возможности видовой гравюры в условиях господства иной художественной ситуации.
По сравнению с изделиями со слегка дробной разделкой, характерной для 1820-х годов, изделия фабрики 1840-х годов отличаются большим мастерством в построении композиции и размещении ее отдельных элементов. Как правило, рисунок был помещен на зеркале мелких тарелок или блюд и обрамлен богатыми цветочными и растительными орнаментами, идущими по борту. Несмотря на большое количество различных деталей, включенных в композицию, мастерам фабрики удавалось всегда распределить их с большой свободой, вследствие чего изделия несли в себе черты благородных декоративных произведений, а не утилитарных предметов. Подчеркивало этот эффект умелое и всегда корректное включение в печатный рисунок элементов надглазурной монохромной живописи.

Подлинных маркированных изделий фабрики до наших дней сохранилось совсем немного. Благодаря своей редкости и качеству исполнения они представляют большой интерес для коллекционеров и специалистов. Первые попытки обратить внимание на продукцию фабрики Широбокова, Депедри и Борисова относятся к началу XX века. Так, в собрании знаменитого знатока и коллекционера русской керамики А.В.Селиванова была всего одна тарелка, исполненная из желтой бланжевой глины с маркой предприятия, и даже в этом случае он выделял изделия предприятия за их высокое качество. Сегодня в различных музейных собрания страны хранится не более полусотни изделий фабрики. Наиболее крупные их подборки находятся в музее "Петергоф", Русском музее, Тверском художественном музее, Музее керамики в Кусково, ГИМе. В марочнике А.В. Селиванова указаны три марки фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова. М.Л. Егорова-Котлубей в издании "Русский фаянс с неизвестными марками" (Л., 1935) привела еще три. Среди основных известных вариантов марки можно указать следующие: "ШИРОБОКОВА И КОМПАНIИ" в тесте (марка N1); черная надглазурная марка в фигурном обрамлении в виде печатной виньетки с именами всех трех владельцев и надписью "ВЪ ГОРОДИЩЪ" (марка N 2); производными от нее являются черная надглазурная марка с фамилиями всех трех владельцев, но без обрамления и черная надглазурная марка в обрамлении с надписью "Ф/Г: широбокова/въ Городищъ", которая, вероятно, использовалась тогда, когда Дипедри и Борисов уже отошли от дел. Все эти марки опубликованы в литературе. К числу уникальных, не встречавшихся прежде марок относится не известная ранее марка в тесте в виде надписи "ШИРОБОКОВЪ ДЕПЕДРИ БАРИСОВЪ", в центре которой расположена оттиснутая в массе фигурная розетка (марка N 3).

Источник - /clubklad.ru/blog/ Из блога - Сергей Михайлович (s513ss);
Последний раз редактировалось Нафталин 04 апр 2018, 14:24:52, всего редактировалось 1 раз.
Нумизмат – это состояние души. :D55

Аватара пользователя
Нафталин
......................................
......................................
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Ƶ: 0
Репутация: 1304
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Забытые имена старого русского фаянса

Сообщение Нафталин » 04 апр 2018, 14:24:19

Фарфоровые и фаянсовые изделия. Они будут, пожалуй, самыми распространенными неметаллическими изделиями, которые встречаются в кладах. Такое заключение можно сделать на основе анализа найденных кладов, а объясняется это явление очень просто: золото и серебро накапливалось у малой части состоятельных граждан, а посудой и простенькими фарфоровыми украшениями пользовалось большинство населения двух последних столетий. Большую часть таких изделий, конечно, составляли простые предметы, не обладающие художественной ценностью, но в кладах, датируемых периодом советской власти, нередки неожиданные находки, как-то: редчайшие изделия из собраний фарфора разных стран и исторических эпох. Объяснения тому долго искать не надо: в эпоху всеобщего отрицания художественных ценностей коллекции из разоренных особняков просто растаскивались по избам да квартирам. В клады же они попадали, в основном, во времена германского нашествия Второй Мировой войны когда жители прифронтовых селений повсеместно закапывали свой скарб, который не могли унести с собой, подле оставляемых жилищ.
Помимо перечисленных выше путей оседания редкостей из фарфора и фаянса в простейших бытовых кладах, существует еще одна возможность обнаружить очень дорогую вещь среди простеньких керамических изделий прошлого. Дело в том, что некоторые предметы неожиданно приобретали какую-либо скандальную известность, в результате чего становились предметом "охоты" коллекционеров. Примером такого изделия может служить фарфоровая статуэтка, изготовленная 150 лет тому назад на заводе Гарднера. Фигурка "Монах, несущий в снопе девушку" пользовалась огромной популярностью среди покупателей, поэтому ее "продублировали" много раз. Затем "тираж" был изъят и уничтожен; тем самым оставшиеся экземпляры перешли в категорию коллекционных редкостей.
В России первый фаянсовый завод появился в 1799 году под Киевом, а в конце прошлого столетия русское фаянсовое производство сосредоточилось на заводе в Тверской губернии. Рождение главного русского фаянсового предприятия началось в 1809 году, когда аптекарь Ф. К. Бриннер начал строительство небольшой фабрики около деревни Домкино. Через два года фабрика продала первую большую партию фаянса - на три тысячи рублей, а еще через четыре года - почти в тридцать раз больше. В 1829 году второй хозяин фабрики перевел производство в село Кузнецове, той же губернии, а в 1870 году хозяином стал "король русского фарфора" М. С. Кузнецов. Он с размахом расширил и усовершенствовал производство. Кроме массовой посуды, здесь стали изготовлять статуэтки и различные предметы хозяйственного обихода - пепельницы, солонки, чернильницы. По техническому исполнению продукция была безупречной, но художественные достоинства оставляли желать лучшего.
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
В настоящее время изучено и опубликовано свыше 600 марок русской керамики. Но нередко еще и сейчас на изделиях старинного русского фарфора встречаются загадочные марки.
Марки обычно располагали на основании изделий. Подобно росписи на фарфоре и фаянсе, марки бывали расписные надглазурные и более устойчивые - подглазурные; нередко маркой был просто оттиск знака в необожженной массе.
Самой ранней маркой считают личную метку изобретателя русского фарфора Д. И. Виноградова (1720-1758 го-ды). На первых изделиях, созданных на императорском фарфоровом заводе в Петербурге под его руководством и непосредственном участии, имеется подглазурная ко-бальтовая марка: латинская буква W и, чаще всего, рядом с ней указан год изготовления. Такой маркой изделия клеймились примерно с 1748 по 1754 годы. фарфор с этой маркой чрезвычайно редок: всего в России известны 8 вещей. После 1754 года появляются знаки: маленький кружок со стрелкой или такой же величины кружок с точкой в центре. С 1758 года рядом с этими знаками на изделиях соседствует черный двуглавый орел (редко - золотой). В дальнейшем марка этого завода стала стандартной - первоначальная буква царского имени.
С царской мануфактурой состязался в качестве товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербильках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова.
На ранних изделиях Гарднера вручную писалась размашистая латинская буква С. В 70-90-х годах XVIII века, одновременно с этим отличительным знаком, уже меньшего размера, ставилась марка в виде скрещенных мечей (подражание марке знаменитого Мейссенского завода). В самом конце XVIII - начале XIX веков на изделиях Гарднера, рядом с небольшой буквой С, ставится полная фамилия владельца: "САКВМЕК" латинскими или "ГАРДНЕР" славянскими буквами. Это было вызвано тем, что его продукция пользовалась огромным спросом, и некоторые фабриканты на своих изделиях предпочитали ставить марку Гарднера, а не свою.
Из прочих фарфоровых заводов России достойны упоминания Корецкий в Волынской губернии, где управителем был живописец Меро из Севра, и основанный в 1811 году в Горбунове под Москвой завод Попова.
В 1724 году в Москве возник первый русский керамический завод Гребенщикова. Вначале здесь вырабатывались изразцы и другие керамические изделия. В 40-х годах XVIII века в значительном количестве выделывали майоликовую посуду, которой пользовались даже при царском дворе. Завод просуществовал до 1774 года. Марка Гребенщикова - большие буквы синего цвета, написанные или вдавленные в "тесто"

Немногочисленны изделия казенной фаянсовой фабрики вблизи Петербурга. Известна марка этой фабрики 60-80-х годов XVIII века: два перекрещивающихся морских якоря (герб Петербурга) и сверху - корона (см. рис. 15). Марка обязательно сопровождается датой изготовления. Таковы марки русской керамики XVIII века - самых редких и ценных изделий из фарфора и фаянса.

Из сети интернета.
Вложения
-08dectarelka.jpg
Нумизмат – это состояние души. :D55

Ответить

Вернуться в «Посуда, фарфор, бутылки»