Хранение и экспонирование предметов нумизматики.

Аватара пользователя
Нафталин
......................................
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 27 мар 2018 12:45
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Сообщение Нафталин » 21 ноя 2018 21:20

ХРАНЕНИЕ И ЭКСПОНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НУМИЗМАТИКИ

Автор - Кудрявцев К.А.

Монеты, медали, жетоны, ордена - все это предметы, составляющие коллекции Отдела нумизматики ГИМ. Они могут быть сделаны из одного или нескольких металлов (комбинированные предметы), покрыты эмалями. Поскольку предметы нумизматики предназначались для широкого обращения, все они отличаются высокой химической и механической устойчивостью при обычном бытовании. Однако с течением времени свойства металлов, особенно их комбинаций друг с другом и неметаллическими элементами, меняются: предметы становятся хрупкими, в большей степени подверженными химическому воздействию. Для сохранения и поддержания их целостности требуются определенные условия.

Хранение. Предметы нумизматики хранятся в воздушной среде, а не в вакууме, и так или иначе взаимодействуют с ее элементами, подвержены воздействию влажности и температуры воздуха.

Чаще всего встречается так называемая атмосферная коррозия, т.е. окисление незащищенных поверхностей предметов кислородом воздуха, а также реакции металлов с примесями, содержащимися в нем. Влажность и температура воздуха играют в этих процессах главную роль.

При влажности воздуха более 70 % (и прочих нормальных условиях) на поверхности предметов возникает тончайшая пленка воды. На границе двух сред возникают благоприятные условия для электрохимических реакций, протекающих особенно быстро на комбинированных предметах (скорость реакции окисления возрастает в сотни и тысячи раз). Взаимодействие металлов и загрязняющих воздух примесей (углекислый газ, соединения серы, хлориды, фториды и т.д.), особенно в больших городах, неблагоприятно сказывается на целостности предметов. Увеличение температуры и влажности воздуха ускоряет их разрушение. Присутствие окислов, особенно рыхлых и пористых, на поверхности медных предметов ускоряет процесс коррозии, что может привести к полной утрате памятника.

Не менее опасны для сохранности памятников резкие перепады температуры воздуха. При определенной влажности воздуха резкое падение температуры ведет к конденсации воды на поверхности предметов. Последующее повышение температуры создает условия для начала атмосферной коррозии. Особенно неблагоприятны колебания температуры для предметов с эмалями. Поскольку коэффициенты термического расширения эмалей и металлов сильно разнятся, эмали не «успевают» за металлами, что приводит к растрескиванию и последующему скалыванию эмалей с поверхности предмета.

Для лучшей сохранности нумизматических памятников следует избегать резких перепадов температуры и влажности воздуха, соприкосновения разных металлов между собой, механических повреждений поверхности памятников.

Экспонирование. Создание благоприятной среды для нумизматических памятников при экспонировании не менее важно, чем при их хранении. При этом нельзя ограничиться лишь поддержанием определенной температуры и влажности воздуха, нужно придерживаться следующих рекомендаций.

Витрины для демонстрации нумизматических памятников следует изготавливать из нейтральных материалов, которые не вступают в реакцию с предметами. Если планируется использование драпировок, лучше отказаться от применения синтетических тканей, которые могут разрушаться с выделением вредных веществ, и отдать предпочтение натуральным материалам, в отделке которых не применяются агрессивные красители.

Чтобы убедиться в том, что условия в витрине безопасны для предметов, можно провести простой тест. В готовую витрину необходимо поместить полированную пластинку из меди (или современную новую монету). Если пластинка в течение некоторого времени не потускнеет, витрина «безопасна»; если же она потускнеет, необходимо заменить материал витрины.

Размещение и закрепление памятников в витрине также следует проводить осторожно. Желательно отказаться от вертикального крепления предметов, особенно с применением металлических штифтов, поскольку материал крепежа может вступить в реакцию с металлом предмета. Если это невозможно, необходимо изолировать штифты от соприкосновения с памятником, закрыв их пластиковыми оболочками. Оптимальным решением в данном случае станет горизонтальное расположение памятников или размещение их в специальных креплениях из плексигласа, которым задана соответствующая форма. Последний способ размещения памятников наилучшим образом подходит для демонстрации крупных и тяжелых вещей, например медалей и орденов, особенно если предполагается круговой обзор витрины.

При горизонтальном расположении памятников (мелких жетонов, монет и др.) следует избегать соприкосновения предметов из разных металлов, поскольку это ускоряет разрушение более активного из них (например, при соприкосновении цинка и серебра цинк разрушается быстрее из-за возникновения в этом случае гальванопары). Это особенно важно при демонстрации кладов и иных археологических находок, поскольку такие предметы изначально могут иметь плохую сохранность и повышенную склонность к коррозии. Комбинированные предметы или предметы, соединенные пайкой, подвержены этому процессу сильнее, чем однородные. В первую очередь разрушаются швы, так как припой (даже серебряный) всегда является за счет примесей более активным компонентом, чем основной металл.

Крепление памятников при помощи клеящих составов - наиболее опасный метод монтирования предметов в витринах. При демонтаже экспозиции это может привести к механическому повреждению предметов, а при длительном контакте металла с клеем может начаться их разрушение. Так, из поливинилацетатного клея (ПВА) на свету выделяется уксусная кислота, которая реагирует со свинцом, входящим в некоторые сплавы, например в вислых печатях.

Сохранение. Важным условием сохранности музейных предметов является постоянное наблюдение за их состоянием. Перед выдачей предмета на экспозицию следует с особой тщательностью осмотреть его и в случае необходимости, провести очистку, реставрацию и консервацию. Такую работу выполняет только квалифицированный реставратор в специальных условиях и соответствующими инструментами. Следует отметить, что пробирование предмета перед его выдачей на экспозицию лучше проводить до работ по его реставрации и консервации, чтобы после пробирования не консервировать его повторно.

Особая осторожность требуется при работе с археологическими находками. Как было отмечено выше, эти предметы часто имеют плохую сохранность. Помимо загрязнений, они покрыты окислами различной природы. Данные соединения из-за своей рыхлости являются гигроскопичными и удерживают воду, что ведет к дальнейшему разрушению предметов вплоть до их исчезновения. Сохранить предметы в такой ситуации может только немедленная консервация, которая позволит затормозить или вовсе остановить их разрушение.

Необходимо сказать несколько слов о металлах, которые применяются при изготовлении монет, медалей, орденов и жетонов, и их способности противостоять негативным факторам.

Золото при обычных условиях хранения устойчиво почти ко всем химическим средам, но взаимодействует с йодом, от которого темнеет. Низкопробные золотые сплавы со временем тускнеют.

Серебро темнеет от контакта с соединениями серы, содержащимися в воздухе или воде.

Медь, один из самых распространенных материалов, активно реагирует с кислородом, соединениями серы и азота, углекислым газом. Сплавы на основе меди имеют те же свойства.

Олово активно окисляется на воздухе. В чистом виде оно более остальных металлов нуждается в соблюдении температурного режима: при снижении температуры воздуха до - 13,2°С изменяется структура металла и начинается так называемая «оловянная чума». Пораженный участок быстро увеличивается, возможна утрата не только зараженного предмета, но и всех находившихся с ним в контакте.

Свинец окисляется на воздухе, быстро разрушается при высокой влажности и низкой температуре. Вступает в реакцию с уксусной кислотой, которая выделяется из клея ПВА.

Железо подвержено коррозии при высокой влажности вне зависимости от температуры.

Алюминий окисляется на воздухе, образовавшаяся оксидная пленка защищает его от коррозии.

Цинк, в том числе и в составе сплавов, окисляется кислородом и реагирует с углекислым газом, находящимся в воздухе.

Никель устойчив к воздействиям окружающей среды при обычных температурах.

Таким образом, для сохранения нумизматических памятников необходимо поддерживать рекомендованный в нормативных документах уровень температуры и относительной влажности воздуха в помещениях, предназначенных для хранения этих предметов. Не менее важно следить за чистотой воздуха.

Правильное устройство витрин, грамотное размещение и закрепление предметов, их своевременная очистка, реставрация и консервация, проведенные в надлежащих условиях и соответствующим образом, позволят сохранить памятники и передать их будущим поколениям.

Первоисточник: Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007

Ссылка - http://art-con.ru/node/5962


Вполне вероятно, что в будущем все больше и больше нумизматических музейных коллекций будут оцифрованы. Вскоре редчайшие раритеты будут в мгновенной доступности для всех пользователей Интернета со множеством цветных фотографий с высоким разрешением и нумизматы смогут рассмотреть все музейные экспонаты в трехмерной визуализации близко со всех необходимых сторон, в том числе и гурта.

Тема: ТЕОРИЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ.
Ссылка - http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=4454.0
Ссылка - https://www.youtube.com/watch?v=NyO2ATl8l94

Источник - http://forum.castlecoins.ru/index.php?P ... 4557ab14e6&


В продолжение темы:

Несколько фотографий на тему о том как можно красиво экспонировать свою коллекцию.

Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - k3XxCjL4lWg.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - aY-ZbuS_Xso.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - a2Ens_pliew.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - f3Ah7KVQ4TE.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - OKpa8BTFb5c.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - q6a20lq8XtY.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - Tcr3NHHJF54.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - 6f5fc047b3196cbc34b91fbef8516e69.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - images.jpg
images.jpg (12 КБ) 2237 просмотров
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - 3946613715.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - 833c20e2e86d50f9f7eade4cd6662bea.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - 17181_1297079998.jpg
Хранение и экспонирование  предметов нумизматики. - 26286dd78c8ce8a96403875a03818e74.jpg

Господа нумизматы, если у вас есть дополнительный материал по теме - добавляйте свои фото и комментарии о том как лучше экспонировать коллекцию монет. Что касается ее сохранности - потом подойдёте к необходимости хранить наиболее дорогие монеты в банковских ячейках или на крайний случай в специальном защитном геле и антивандальных капсулах. Захотел посмотреть - забрал из ячейки...чуть не дописал - из собственного Фамильного Банка. Но, это как говорится - уже совсем другая история про то, кто и на что накопил..., хотя и привлекался. Шучу!
Нумизмат – это состояние души. :D55

Вернуться в «Аксессуары и хранение монет»