Все, что вы знаете о Смутном времени - под вопросом

Все что не попало в тематические рубрики
Аватара пользователя
Shnurok
......................................
Сообщения: 3355
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 16:20:58
Откуда: Вихоревка
Интересы: копарь)))))
Банковская карта: 2200-1843
Имя и Отчество: Алексей

Все, что вы знаете о Смутном времени - под вопросом

Сообщение Shnurok » 29 май 2021, 04:19:10

Вероятно, вы не догадываетесь, что большая часть ваших знаний о Смуте основана на художественном вымысле писателей и историков XIX -XX веков.



Известно, что социальная и культурная обстановка всегда влияет на процесс создания художественного произведения. Но также существует и обратная связь: художественные тексты формируют массовое восприятие исторических фактов и явлений культурной жизни. Художественная интерпретация событий, грубо говоря, преобразует объективные исторические сведения в исторический миф. Этот вымышленный образ замещает в сознании историческую действительность. И часто исторический миф обретает более ощутимую конкретность, чем действительные исторические факты.

Такой мифологизации как правило, подвергаются переломные, значимые для последующего развития общества исторические события. Одно из таких событий произошло на рубеже XVI-XVII веков. Этот период истории принято называть Смутным временем.


2.jpg


Первые попытки осмысления сути Смуты были предприняты современниками и участниками этой социальной трагедии. Одним из наиболее ранних произведений о Смуте считается «Повесть о честном житии царя Фёдора», написанная патриархом Иовом в 1598 году. Цель создания данного документа - не столько описать славный жизненный путь царя Фёдора, сколько показать роль соправителя при нем Бориса Годунова. Фёдор - идеальный правитель с точки зрения Иова, Борис Годунов его достойный соправитель. Часто действия Фёдора объясняются вдохновением со стороны патриарха Иова. Эта повесть, по замыслу создателя, должна была помочь в борьбе за престол Борису Годунову.

После прихода к власти Василия Шуйского появляется целый ряд произведений, порочивших его предшественников, например «Повесть како отмсти» и её редакция «Повесть како восхити». «Сказание о Гришке Отрепьеве», написанное во время прихода к власти Василия Шуйского, служило для обоснования законности свержения Самозванца и прославления Шуйского как возможного претендента на трон. Еще один источник этого периода - «Сказание о смерти Фёдора Ивановича и приходе к власти Бориса Годунова». Его отличительной чертой является подробное описание репрессий в адрес Шуйских, также подробно описаны гонения на Романовых. Причина - ненасытное властолюбие Годунова.


3.jpg
Борис Годунов



С приходом к власти Романовых появились произведения, доказывавшие легитимность новой династии (Хронограф 1617 г.) Вернувшийся из плена патриарх Филарет создает своё видение событий Смутного времени в «Рукописи Филарета», «Повести Катырева», «Повести Шаховского», «Словесах дней и царей И. Хворостинина», «Новом летописце», в которых делается попытка героизации Филарета и его сторонников, создается официальная версии Смуты.

И если в XVII-XVIII веке отбирали героев Смуты, выдвигая своеобразный иконостас, то XIX век принес нечто новое - пересмотр уже избранных героев. Сразу же возникло два главных течения, которые с изменением форм и методов сохранились доныне. Официозная наука (начиная с Н.М. Карамзина) придерживалось традиционных, так сказать, канонизированных списков героев Смуты. Второе течени пыталось ниспровергнуть стереотипы, и наиболее профессионально это делал Н.И. Костомаров.

Важно в этой связи напомнить о полемике между Н. М. Карамзиным и М.М. Сперанским, следствием которой стало создание «Записки о древней и новой России», где Н.М. Карамзин доказывал, что монархическая власть - единственно возможная форма правления для России. Именно вопрос личности и власти, легитимности власти у Карамзина выходят на первый план при написании последних X и XI томов, посвящённых Смуте. Для современников эти проблемы крайне актуальны; так, Пушкин в письме Жуковскому от 17 августа 1825 года писал, что последние 2 тома Карамзина «злободневны, как свежая газета».

Традиция интерпретировать взаимоотношения между властью и социумом через сравнения с историческими событиями, в данном случае - событиями Смуты (выступающей моделью социальной катастрофы), закрепилась в общественном сознании, следствием чего стало появление целого ряда художественных произведений, актуализировавших отдельные эпизоды, а главное, общую атмосферу Смутного времени. Прежде всего, это «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» А.К. Толстого, «Дмитрий Самозванец» и «Василий Шуйский» А.Н. Островского.

Именно благодаря этим произведениям и мифологизировались исторические факты. И вот уже читатель, не являющийся профессиональным историком и далёкий от публицистической полемики XVII века, где большинство авторов так и не сошлись во мнении относительно причастности Годунова к смерти царевича Дмитрия, изначально признает царя Бориса виновным в данном преступлении только благодаря знаменитому монологу Годунова в драме Пушкина, где «и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах».

Сегодня тенденция обратная. Происходит своего рода «ревизия» сюжетов и ремифологизация исторических событий. В последние десятилетия появился целый ряд серьёзных научных исследований, посвящённых персонажам и событиям Смутного времени, например, монографические исследования Л.Е. Морозовой, В.И Ульяновского, в которых авторы, используя новые методы исследования источников, по-новому их интерпретируют, пересматривают традиционно сложившееся представление о деятелях и событиях Смуты. Так, Морозова подвергает сомнению причастность Бориса Годунова к смерти царевича Дмитрия, а также слабоумие царя Фёдора Иоанновича.


4.jpg



Но в массовой культуре все еще бытуют созданные в XVIII-XIX веках основные константы мифа о Смуте - такие, как: «слабоумный Фёдор», «убийца Годунов», «мученики Романовы». Примером может служить публицистический очерк Эдуарда Радзинского «Тайна Иоаннова сына» из цикла «Загадки истории».



Таким образом, несмотря на попытки профессиональных историков уточнить оценки событий и личностей основных деятелей Смутного времени, миф о Смуте существует в художественной практике и общественном сознании безотносительно к научным знаниям.

По статье И.М. Артамоновой
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Ответить

Вернуться в «Разное»