Страница 1 из 1

Монеты и музеи

Добавлено: 22 апр 2018, 18:02:54
Shnurok
Как только монета поступает в музей, там тотчас фиксируют все данные о ее происхождении (происходит ли она из клада, из коллекции того или иного лица и т. п.). Чем лучше мы знаем «биографию» монеты, тем легче удостовериться в ее подлинности, определить и атрибутировать. Эти данные, а также имя ее последнего владельца, дата приобретения или получения монеты в дар заносятся в специальные книги поступлений, которые в ОНГЭ, например, сохраняются с начала XIX в.

Если монета загрязнена, покрыта окислами или посторонними налетами, перешедшими с других предметов, то она должна подвергнуться чистке — только тогда ее можно достаточно точно определить и вложить в собрание. При чистке монет важно учесть следующее:

1. Загрязнения и окислы, покрывающие монету, весьма различны; поэтому, прежде чем выбрать химический реактив, применяемый для чистки, необходимо знать характер загрязнений и окислов.

2. Раствор, применявшийся для чистки одного металла, нельзя использовать для чистки монет из другого металла.

3. Старые медные и бронзовые монеты обычно покрывает патина — легкий и ровный слой безвредных окислов, не нарушающий формы монеты, не скрывающий изображений и надписей и предохраняющий ее от появления окислов. Блестящий красивый слой патины различного цвета — зеленого разных тонов, коричневого, синего, оранжевого и черного — является свидетельством древности монеты, предохраняет ее от порчи. Но и монета с патиной может быть покрыта сверху вредными окислами, образовавшимися на вещах или других монетах, с которыми она соприкасалась. Неправильная чистка уничтожает патину. Хотя есть способы покрытия монет искусственной патиной (например, путем выдержки монет в горячем растворе медного купороса и марганцово-кислого калия), но вместе с уничтожением натуральной патины исчезает коллекционная ценность монет. Покрытие монеты искусственной патиной и последующее ее консервирование парафином или синтетическими смолами сохраняет монету почти только в качестве историко-нумизматического памятника.

4. Применение химических реактивов для чистки монет, металл которых подвергся значительному разрушению (минерализации), может привести к полному исчезновению монеты. Особенно часто в таком состоянии бывают монеты, найденные во время археологических раскопок, — монеты, пролежавшие столетия, а иногда и тысячелетия в особо неблагоприятных для них условиях.

5. Оловянные, свинцовые и цинковые монеты, а также монеты из сплавов, содержащих олово, свинец или цинк, нельзя держать длительное время при высокой температуре в сушильном шкафу после промывки, а тем более — в пламени (например, прожигать в пламени спиртовки для удаления окислов), так как t° плавления этих металлов сравнительно низка: олова — 232°, свинца — 327°, цинка — 419°. Низкую t° плавления имеет, как известно, и алюминий — 658°.

Некоторые античные медные монеты имеют значительную примесь свинца. Например, римские ассы содержат около 22 % свинца. Монеты императоров Коммода и Гордиана — соответственно 7,2 и 10,9%. В меньшем количестве свинец имеется в монетах, чеканенных в древней Аттике, а также Филиппом и Александром Македонскими, римским императором Траяном. Олово и цинк также содержатся в значительной части античных монет, как и в монетах средневековья и нового времени. Не надо забывать, что бронза — распространенный монетный металл — есть не что иное, как сплав меди и олова, нередко с добавлением цинка. Если монеты покрыты желтовато-бледным налетом, то они, безусловно, содержат свинец: налет такого рода есть не что иное, как углекислый свинец. Следовательно, при реставрации таких монет надо быть осторожным с нагреванием.

6. Еще губительнее неумелая чистка монет, чеканенных на полированной пластине. Только при чистке золотых монет, не окисляющихся даже при долголетнем лежании в земле, обычно нет необходимости прибегать к особым реставрационным работам. Загрязненные золотые монеты достаточно обмыть в мыльной воде и из углублений на их поверхности удалить с помощью жесткой волосяной щеточки грязь. Промыв затем монеты в чистой горячей воде, их следует хорошо высушить. Во всех остальных случаях, кроме удаления спиртом, ацетоном или мыльной водой обычного загрязнения, мы рекомендуем в музейных условиях доверять чистку монет только опытному реставратору. Нумизматы-любители, обычно имея дело с менее ценными монетами, могут (с особой осторожностью) прибегать к самостоятельной чистке только после тщательного изучения всей доступной литературы по этому вопросу и консультаций со специалистами.

После установления веса и размера (диаметра) монеты можно приступить к ее точному определению. Массовость выпуска монет объясняет то, что в нумизматике четко различаются понятия «определение» и «атрибуция». Определить монеты — значит на основании специальной литературы выяснить, где, когда и кем она была чеканена, каков ее номинал (достоинство). Место чеканки может быть определено широко: государство, где была изготовлена монета. Это определение можно уточнить (по надписи или знакам на самой монете либо по литературным данным) установлением дат правления монетного сеньора, имя которого называет легенда, либо по дате чеканки, указанной на самой монете. Часто можно определить и имя монетного мастера, чеканившего монету. Сопоставление лет правления монетного сеньора и времени деятельности монетчика нередко позволяет установить дату чеканки монеты с очень большой точностью. Номинал монеты в XVIII—XX вв. обычно обозначен цифрой или словом на самой монете. Но номинал средневековых монет, как правило, определяется по их весу и периоду чеканки. Определение завершается ссылкой на литературу, где помещено описание подобной монеты. Если определяемая монета несколько отличается от ранее изданной, то перед ссылкой на использованное нумизматическое пособие ставится слово «сравни» (обычно в сокращении — «ср.»). Но время от времени в руки нумизмата попадают монеты, еще не опубликованные или опубликованные под рубрикой «неопределенные» — неустановленного времени или места чеканки. Тогда начинается длительная работа над атрибуцией монеты, определением ее не по литературе, но по совокупности признаков: металла и веса, характера чеканки, содержания и палеографии надписи, особенностей изображения. В таких случаях атрибуция маленького кусочка чеканенного металла требует не меньше знаний, внимания и времени, чем атрибуция большого полотна неизвестного художника.

Расскажем об одной из нумизматических атрибуций, осуществленных автором этих строк.

В Вихмязском кладе, хранящемся в Эрмитаже, имеется денарий, отнесенный известным немецким нумизматом Г. Данненбергом к неопределенным по месту и времени чеканки. Л. с. — погрудное изображение правителя вправо в три четверти и надпись ...RTUSEPS. О. с. — здание церкви с тремя башнями и надпись + BATTAVIA. Диаметр — 21 мм, вес — 1,22 г, инв. № 12367.

В инвентарном списке Вихмязского клада Н. П. Бауер дал месту чеканки публикуемого денария несколько фантастическое название «Баттен-Шпайер», так как читал легенду о. с. не как BATTAVIA, а как BATTANIA и считал денарий чеканенным шпайерским епископом Эйнгардом. Известен монетный двор графов Баттенберг, осуществлявший чеканку в 1197—1250 гг. Но в средневековых источниках Баттенберг никогда не назывался Battania и, кроме того, находится далеко за пределами шпайерского диоцеза и никогда не имел никакого отношения к епископам Шпайерским. Правильнее читать название места чеканки не BATTANIA, a BATTAVIA (Battavia, Patavia; встречается также вариант Battanus) — средневековое название города и епископства Пассау (в Баварии). По характеру своих изображений (правитель — церковь) денарий близок к монетам соседних баварских городов середины XI в. Был ли в Пассау этого времени епископ с именем, оканчивающимся -rtus? Действительно, в 1045—1065 гг. епископом здесь был Энгельберт (Engelbert, Engilbert, Engilbertus, Egilbertus). Начальные буквы имени епископа — EGI — сохранились на экземпляре денария, опубликованном Данненбергом. Учитывая пропуски и перестановки букв, частые в то время, а также варианты написания имени, можно считать, что на монете читается имя «Энгельберт». До сих пор наиболее ранние монеты Пассау датировались 1138—1148 гг., хотя право монетной чеканки епископство получило еще в 999 г. Таким образом, атрибуция эрмитажного экземпляра денария переносит факт существования монетного двора в Пассау почти на целое столетие назад.

Так, Р. Фольхубер в солидной работе о талерах, чеканенных во владениях Габсбургов, кроме обычных монет, отмечает монеты трех степеней редкости:

R — редкость

RR — большая редкость

Unicum — уникум.

А. Дельмонт в книге о серебряных монетах Бельгии, Голландии и Люксембурга использует следующие степени редкости:

R — не совсем обычная, малораспространенная (peu commun)

Rl — редкая (rare)

R2 — очень редкая

R3 — крайне редкая

R4 — совершенно редкая (известная в 2—3 экз.).

В определителе А. Н. Дьячкова и В. В. Узденикова степени сохранности даны условными обозначениями:

- не совсем обычная монета

- редкая монета

- очень редкая монета

- чрезвычайно редкая монета.

Получив все необходимые данные о монете, нумизмат — сотрудник музея заносит их в инвентарную книгу, а затем в научный каталог. Запись в инвентаре бывает обычно однострочной и носит учетный характер: краткое определение, указание о металле, весе, размере и сохранности монеты. Очень важно само по себе получение монетой инвентарного номера, а следовательно, и определенного места в собрании. Запись в научном каталоге более подробна: здесь отмечаются монетный двор, монетчик, происхождение, даются ссылки на литературу и т. д.

Раньше каталожные данные записывались в книгу, в настоящее время используется более удобная система каталожных карточек, причем каждая карточка обычно снабжается фотографией монеты.

Все собрание строится по историко-географическому принципу, согласно систематизации, разработанной специально для каждого раздела нумизматики. Например, собрание европейских монет Эрмитажа хранится по системе, выработанной французскими нумизматами А. Анжелем и Р. Серрюром и соответствующей построению их известной работы.

Большое значение имеет своевременное и правильное описание монетных кладов. Прежде всего должны быть зафиксированы место, время и обстоятельства находки клада, фамилия и адрес находчика, составлен список вещей, обнаруженных вместе с монетами. Важно сохранить сосуд, бересту, ткань, в которых находился клад. Обычно время зарытия клада датируется младшей (наиболее поздней) монетой клада, поэтому потеря даже одной монеты (она как раз может оказаться датирующей) может привести к совершенно ложной характеристике клада, ошибочности делаемых выводов.

Таким образом, обработка клада проходит следующие самостоятельные этапы:

1) фиксация обстоятельств находки;

2) чистка монет;

3) определение общего веса монет клада;

4) определение монет: а) систематизация монет по группам (подборка монет одного типа — в кладах бывает много одинаковых монет), б) распределение монет каждой группы по подгруппам (вариантам), в) собственно определение монет, г) взвешивание и определение размера каждой монеты в отдельности;

5) систематизация монет: по странам, в хронологическом порядке в рамках каждой страны, в пределах одного года от большего номинала к меньшему. Иногда при систематизации учитывается место чеканки, тогда монеты распределяются внутри хронологического порядка согласно монетным дворам. После систематизации — запись в инвентарную (или сразу в каталожную) книгу. Каждый клад, как единый комплекс, хранится отдельно от основного собрания и от других кладов. Этот важный научно-хранительский принцип отношения к кладу как к единому и неделимому комплексу нередко нарушается передачей сосудов клада или вещей, сопутствующих монетам, археологическому отделу, тогда как монеты остаются в отделе нумизматики.