"Калейдоскоп историй."

Все что не попало в тематические рубрики
Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:02:10

Тема: "Калейдоскоп историй". Пополняемая рубрика.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию материал обозначенный как "Калейдоскоп историй"

Дорогие друзья! Коллектив Горнозаводского краеведческого музея предлагает вашему вниманию выставочный альбом «Калейдоскоп историй». В нём будут представлены экспонаты, за которыми кроются удивительные и трогательные истории, загадочные легенды. Появление некоторых предметов до сих пор и для нас овеяно флёром таинственности.

Ровно 50 лет исполнилось в 2017 году Горнозаводскому краеведческому музею. Наше собрание впечатляет — 50 тысяч предметов. Это и изделия декоративно-прикладного искусства, и монеты, и живописные полотна, и плакаты, и медали, и чугунная утварь, и виниловые пластинки, и старинные фолианты, и ювелирные изделия, и крестьянские сундуки, и кристаллики алмаза, и изящные фарфоровые статуэтки, это африканская культовая скульптура из красного дерева, и продуктовые карточки, окопные печи и глиняные горшки, пика для охоты на медведя и билеты денежно-вещевой лотереи, видовые почтовые карточки прошлых столетий и ... невозможно перечислить весь состав фонда музея. Из них мы выбрали 50 — по числу лет, прожитых музеем.

Нам было очень сложно их отобрать, поскольку невозможно выбрать самое лучшее из всего, что по-настоящему дорого. Вы узнаете про экспонат № 1, о том, с чем можно сравнить чугун и кто такой экзарх Болгарский, какими были приветы, о чём говорят клады и многое, многое другое.

kalejdoskop-istorij.jpg

Некоторые из представленных на сайте Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина материалов уже были мной обозначены в тематических рубриках нашего форума (см. соответствующую ссылку). Публикацию некоторых интересных историй я хочу начать со швейной машины «Gritzner Durlach», качество изделий этой марки ни в чём не уступало известному «Зингеру».


Машина прабабушки Тани.

Что может быть общего между Дмитриевским заводом по производству уксуса, основанным известным российским промышленником Саввой Морозовым в 1899 г. в пустоши Дмитриевка близ города Кинешма, и германской компанией Гритцнер? Об этом сотрудникам музея рассказал Ячменёв Николай Геннадьевич, передавший в 1998 году в собрание музея швейную машину с клеймом «Gritzner Durlach». Швейная машина стала подарком молодожёнам в 1974 году от бабушки Николая Геннадьевича, Марии Ильиничны. Ей, в свою очередь, она перешла по наследству от матери (прабабушки Н.Г. — Татьяны Иосифовны Ячменёвой), семья которой (в частности, прадед Н.Г.) была поставщиком некоторых материалов для Дмитриевского завода. Прадед Н.Г. был купцом, владельцем небольшого дегтярного заводика в Костромской губернии.

На машине закреплён шильдик (информационная табличка) с клеймом «Gritzner Durlach» и выпуклым изображением паука. Это фирменный знак фабрики Maschinenfabrik Gritzner — немецкого производителя швейных машин, а позже — велосипедов и мотоциклов.

Фабрика была основана в 1872 году Максом Карлом Гритцнером. В своё время это был крупнейший завод по производству швейных машин в Германии. Качество изделий ни в чём не уступало известному «Зингеру». По одному из источников, к 1902 году завод Gritzner выпустил миллион швейных машин. На каждой из них стоял серийный номер — на рабочей панели вмонтирована металлическая полоска с номером, ни потерять, ни стереть которую невозможно. Машина, которая принадлежала прабабушке Тане, имеет номер 986537.

Компания Гритцнер успешно пережила Вторую Мировую Войну. В 1957 году завод был куплен фирмой Pfaff и фактически марка как самостоятельная, в отличие от «Зингера», существовать перестала.

Корпус швейной машины украшен растительным и цветочным орнаментом, инкрустирован перламутром. Интересна одна деталь — узоры у разных серий машин не повторяются.

Машина размещена на деревянном основании, его можно откинуть, чтобы увидеть механизм. Современные машины обычно оснащены круглым челноком, у этой же машины челнок пулевидный, заострённый. Такие челноки сейчас уже вышли из употребления.

К сожалению, утерян расписной деревянный футляр с надписью «Gritzner», которым закрывалась машина.

3 (3).jpg
Машина швейная «Gritzner Durlach». Германия. Конец XIX — начало XX века. Металл, дерево, заводское производство. 49×25×27 см.

Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Последний раз редактировалось SIMka51 03 июн 2019, 15:23:08, всего редактировалось 2 раза.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:09:42

Тринадцать медведей.

В музейном собрании есть необычные, порой даже уникальные предметы, как например, копьё для охоты на крупного зверя. Эту старинную вещь, которая называется «охотничья рогатина» передал в музей Субботин Б.А. в 1973 году. Принадлежала она Субботину Ивану Егоровичу.

В довоенные и военные годы он работал лесничим в Кусье-Александровском лесничестве Пашийского лесхоза. С рогатиной ходил на охоту до 1940 года. Убил 13 медведей. Последний, убитый Иваном Егоровичем медведь, повредил ему глаз, после чего он охотиться перестал.

Рогатина выполнена в классическом виде, для русской охоты на медведя.

Боевой наконечник рогатины (рожон) стальной, листовидный, с гранями по средней линии, сужающимися кверху, переходит в коническую втулку (тулею). Тулея украшена двумя травлеными картушами по стали. С одной стороны — сюжет охоты на медведя, с другой — Государственный герб Российской империи. Ниже круговая надпись «Златоустъ. Ор. Фабрика. 1887 г.».

Наконечник насажен на искепище (древко). Искепище рогатины деревянное, переплетено на древний манер кожаным шнуром, который жестко зафиксирован стальными заклепками с определенным интервалом, поверх шнура установлены пять плетеных кожаных муфт для фиксации рук охотника.

На первой муфте обычно располагался поперечник для удержания зверя на расстоянии от охотника. В нашем случае поперечник утрачен, как и чехол для наконечника, который обычно шили из двух слоёв кожи.
В представленном украшенном виде, рогатина, сделанная на оружейном заводе в Златоусте с клеймом герба Российской Империи, могла быть или дорогим подарком от человека, имеющего отношение к государственной службе, или могла иметь отношение к царской охоте.

Хотелось бы отметить, что рогатина очень продумана с точки зрения балансировки веса, при ее большой длине она не тянет назад и не перевешивает вперед — эта особенность часто встречается в других типах оружия произведенного Златоустовскими оружейниками.

При ударе рогатину держали двумя руками. Толстое прочное древко служило для того, чтобы принять нападающего зверя весом 150-180 килограммов. Конец рогатины упирали в землю, поэтому он снабжен металлическим наконечником.

С появлением огнестрельного охотничьего оружия рогатина постепенно отходила на второй план. Однако охотничьи ружья могли дать осечку в самый неподходящий момент, поэтому в охоте нередко принимали участие два человека: один с ружьем, другой с рогатиной. К тому же были смельчаки, ходившие на медведя с рогатиной и ножом.

8 (1).jpg
Охотничья рогатина. Российская империя. Златоустовская оружейная фабрика. 1887 г.
Сталь, дерево, кожа, гравировка по стали. Длина общая — 2010 см. Длина стального наконечника — 30 см. Диаметр древка — 3,9 см.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:12:06

Тайна старой шкатулки.

Веками век века сменяет…
Веками, бережно, рука
Века в шкатулку собирает
И сохраняет на века!

В фондах Горнозаводского музея есть вещица, которой в 2017 году исполнилось 110 лет. Это деревянная резная шкатулка, изготовленная в 1897 году топографом Пермского Съёмочного Отделения Коллежским Асессором Дмитрием Филипповичем Абрамовым. Шкатулка в форме восьмиугольника, окрашена в чёрный цвет, имеет несколько отделений, в том числе потайных. Внутри она оклеена цветной бумагой. Дно шкатулки покрыто картой, на которой изображено русло реки Коса с расположенными рядом урочищами и озёрами. На оборотной стороне одного из съёмных отделений есть интересная и подробная запись о расходных материалах, стоимости шкатулки и о потраченном на её изготовление времени.

В приведённом ниже тексте сохранены орфография, пунктуация и стиль автора:
«Стоимость Шкатулки.
Вышло матерiалу на Шкатулку.
Дерева со строганiемъ — 1 рубль.
Замокъ — 35 коп.
Шалнеры — 6 коп.
Цветной бумаги — 15 коп.
Клею на — 10 коп.
Винтиковь и гвоздочковь — 5 коп.
Простой бумаги для палочек — 15 коп.
Итого — 1 р. 86 коп.
Употреблено время на работу сто — девясто — Шесть часов, следовательно постоянной работы выходитъ 8 сутокь и 4 часа, подённую плату кому угодно расщитавайте сами.

Работалъ Топографъ Пермскаго Съёмочнаго Отделенiя Коллежский Асессорь Димитрiй Филиппович Абрамов.
Началась работа 5 марта, а кончилась 11 апреля 1897 года. Город Пермь».
К сожалению, на сегодняшний день остаётся тайной, кому принадлежала эта шкатулка. Мы можем лишь предположить, что в ней хранились ценные бумаги, деньги, и, возможно, драгоценности. И ещё одна тайна — почему коллежский асессор занимался изготовлением шкатулок? Ведь этот титул давал право его обладателю на потомственное или личное дворянство, а в армии он соответствовал сначала чину майора, но впоследствии — капитана. Может быть, это было, как говорят сейчас, хобби, может быть — какой-то заказ.

Наверное, одной из черт характера Дмитрия Филипповича была усидчивость.
И ещё трудолюбие. Им была проделана очень кропотливая, но достаточно монотонная работа. Абрамову пришлось скрутить из бумаги не один десяток миниатюрных палочек для того, чтобы украсить ими шкатулку.

Шкатулку передал музею в 1993 году почётный даритель Маленьких Владимир Михайлович. Она была найдена в одном из заброшенных домов в селе Коса Пермской области. Эта вещица проделала немалый путь: Пермь — Коса — Горнозаводск.

6 (2).jpg
7 (3).jpg
Шкатулка. Российская империя. Город Пермь. 1897 г. Абрамов Д.Ф. Дерево, бумага, металл. 38×32×12 см.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:14:01

Про портсигар, алмазы и связь времён.

Предметы попадают в музей разными путями: какие-то прямо из рук владельцев, другие приносят люди, случайно их нашедшие, третьи поступают после музейных экспедиций, а четвёртые, как например, личные вещи Михаила Ивановича Маланьина, через знакомых и друзей. Кисет с курительной трубкой и портсигар были переданы для Горнозаводского музея в 2005 году сыном Маланьина, Рудольфом Михайловичем через друга семьи Чельцова Владимира Николаевича.

Михаил Иванович Маланьин (1910 — 1997 гг.) — один из первооткрывателей алмазов на Урале, лауреат Сталинской премии (1955 г.). Работал в должности главного инженера-обогатителя Уральской алмазной экспедиции (УАЭ) Третьего главного геологического управления в 1940 — 1943 гг.

УАЭ за время своего существования не только открыла на Урале первые алмазоносные россыпи России, но и явилась своего рода научной лабораторией по разработке новых методов геологических поисков россыпей и новых методов их обогащения. Эта экспедиция стала школой воспитания не только молодых геологов, работавших в экспедиции, но и будущих первооткрывателей алмазных месторождений Якутии.

Молодой инженер Михаил Маланьин после окончания Московского горного института в 1936 году был направлен на работу во Всесоюзный институт минерального сырья (ВИМС, г. Москва). Именно Маланьин М.И., несмотря на его молодой возраст и, казалось бы, недостаточный опыт научно-исследовательских работ, был назначен руководителем темы правительственного задания: «Разработка методики и технологии извлечения алмазов при поисках и разведке алмазных месторождений». С этих пор служение делу поиска и открытию месторождений алмазов в стране станет основным смыслом и главной целью жизни М.И. Маланьина.

В 1938 году Михаил Иванович выехал на Урал, где осуществлял общее руководство обогатительными установками в отрядах поисковых партий в долинах рек Койва, Вижай, Чусовая.

В 1940 году был назначен главным инженером-обогатителем УАЭ и руководил производственными и научно-исследовательскими работами по совершенствованию технологии процесса обогащения алмазоносных проб в посёлке Кусье-Александровский. Он был молод, энергичен, общителен, и часто по-детски, застенчиво улыбался в разговорах. Увлекался шахматами, коллекционированием камней и растений. Был большой любитель походов за грибами. Он был влюблён в свою профессию, в поиски алмазов и в стихи. В одном из своих стихотворений он писал: «Мы сделали большое дело — зажгли в стране алмазную звезду».

Имея бронь от призыва в армию, он до конца 1942 года совершенствовал процессы обогащения алмазоносных песков. В начале войны организовал сбор средств на танковую колонну «Алмазник». В марте 1943 года Михаил Иванович ушёл добровольцем на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.

С этого момента он находился на самых передовых позициях, на горячих участках фронта в составе танкового корпуса, будучи командиром батареи миномётчиков. Прошёл боевой путь от Курской дуги до Праги, включая ликвидацию последней группировки фашистов в середине мая 1945 г. За успешное выполнение боевых заданий награждён многими орденами и медалями, является дважды полным Кавалером Ордена Отечественной войны. В конце 1945 г. был демобилизован и возвратился на прежнее место работы в Министерстве геологии СССР — к поискам алмазов на Урале.

Кисет с курительной трубкой и портсигар с надписью «Урал», хранящиеся в Горнозаводском музее, прошли вместе с Михаилом Ивановичем по дорогам войны. Портсигар спас офицеру Маланьину жизнь, защитив от немецкой пули. На портсигаре осталась памятная вмятина.

4 (5).jpg
5 (2).jpg
Портсигар. Урал. 1940-е гг. Металл. 9хх2 см. Трубка курительная. 1940-е гг. Дерево, пластмасса, металл, резьба. Габариты - 13,5×3х2,5 см. Кисет. 1940-е гг. Кожа, шитьё. 12×12,5×0,5 см.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:18:48

Колокола и колокольчики.

В Горнозаводском краеведческом музее скомплектована небольшая коллекция колоколов и колокольчиков, время создания которых первая четверть XIX — середина XX века.

Основную часть коллекции составляют поддужные колокольчики. Самый ранний предмет в собрании — колокольчик, отлитый кунгурским мастером Петром Кожевниковым в 1813 году. Предположительно, это не авторская отливка, а копия с неё, выполненная позднее неизвестным мастером с использованием авторской модели.

Несколькими предметами представлены изделия пурехских колокольных мастеров. Село Пурех Нижегородской губернии стало самым последним и плодовитым центром поддужно-колокольного промысла. В коллекции колокольчик, отлитый в 1876 на заводе братьев Трошиных. Эта династия занимает особое место в списке пурехских мастеров-литейщиков.

Колокольчик, отлитый на заводе Фёдора Алексеевича Веденеева, датируется 1880 годом. Собственный завод, основанный Фёдором в 1870 году, выпускал колокольчики с гербами Российской империи. На выставках кустарных изделий в Москве (1883 г.) и в Нижнем Новгороде (1885 г.) изделия его были отмечены медалями «За трудолюбие и искусство», изображения которых он впоследствии отливал на своих колокольчиках.

В собрании представлены также колокольчик и бубенец, выпущенные на наиболее крупном и известном предприятии — заводе крестьянина Егора Спиридоновича Клюйкова, основанном в 1863 году (по другим данным — в 1879). Колоколо-бубенно-медно-литейное заведение Клюйкова помещалось в деревне Останове, в 2 верстах от Пуреха. К началу первой мировой войны завод достиг расцвета. Изделия Клюйкова отличались огромным разнообразием и высоким качеством, и неоднократно завоёвывали награды на российских и международных выставках. На заводе Клюйкова была предпринята единственная попытка (в 1906 г.) применить для обточки отлитых колокольчиков двигатель.

На колоколо-литейных заводах выпускались и бубенцы, но лишь незначительная часть бубенцов, изготовленных не ранее конца XIX века, снабжена надписями, указывающими имя мастера, место производства и номер. Своё имя изредка ставил и Егор Клюйков. Бубенец, изготовленный на заводе Клюйкова, представлен в коллекции единичным экземпляром.

Литьём колоколов занимались и в Сибири. Центром колокольного промысла считалась Тюмень (Тобольская губерния), через которую проходил Сибирский тракт. Были популярны колокольные изделия мастеров Михаила Полякова и Якова Серебренникова. В собрании представлен единичным экземпляром поддужный колокольчик ступенчатой формы мастера Якова Серебренникова с надписью «Валдайской лучший Серебренникова».

В XIX веке в Тюмени работал самый крупный в Сибири колокольно-литейный завод П.И. Гилева, выпускающий и церковные колокола. Его дети создали в 1866 году торговый дом «П.И. Гилев и сыновья». Их продукция пользовалась спросом за качество и изящность изготовления. Хозяева давали полную гарантию музыкального звука колоколов (малиновый звон), подбирали колокола в тон для церквей. В фондах музея церковный колокол, отлитый на заводе сыновей П.И. Гилёва в 1906 году. Колокол снят с колокольни Свято-Троицкой церкви Архангело — Пашийского завода, закрытой в 1929 году.

Для валдайских колокольчиков характерна лаконичная форма, отсутствие всякого декора, а также надпись, поставленная на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому юбкой.

Единичным экземпляром представлен колокольчик, предположительно, мастеров Валдая Новгородской губернии с надписью «Купи не скупись, езди веселись». Это одна из самых ранних надписей, появившихся на валдайских колокольчиках. Широкое распространение она получает в 1840-е гг. В 1860-е гг. она ставится вместе с популярной тогда надписью «Дар Валдая».

В конце ХIХ века появилось большое количество предприятий, которые составили конкуренцию Валдаю, и многие изделия, выпущенные в это время, к настоящим валдайским колокольчикам отношения не имеют.

В собрание вошли также два колокольчика с надписью внутри изделия «СЪ СЕРЕБРОМЪ». Такая надпись отливалась, если колокольчик серебрился. Изготовитель данных изделий не установлен.

Единичными экземплярами представлены: декоративный и дверной колокольчики, сигнальный (пожарный) колокол и пастуший колокольчик — ботало.

Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах...

1_1.jpg
2_1.jpg
3_1.jpg
4_1.jpg
5_1.jpg
6_1.jpg
7_1.jpg
8_1.jpg
9_1.jpg
10_1.jpg
11_1.jpg
12_1.jpg
13_1.jpg
14_1.jpg
15_1.jpg

Гилёвский колокол.

Колокольный звон — одна из самых ярких черт русской жизни. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Но звон колоколов имел и богослужебное значение.

Один из соотечественников так писал в своем дневнике: «Звон — он от высоты, — не видишь, откуда он... Он носится над городом, как звуковое облако, белое, легкое, вольное. Он всегда и только — с высоты и о высоте. До него также „не достать“ как до туч, до бегущих облаков.

Он — над человеком. Это — вольное облако, согласное с лазурью неба и лучами солнца, с высью и волей высоты, прекрасное облако. Только из него падают на землю — не капли дождя и не белые хлопья снега, а звуки — только звуки»...

Вот и наш колокол в далёкие 1900-е годы вместе со своими собратьями красиво звучал с высокой колокольни Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви, возведённой в 1791 году, предположительно, по проекту известного архитектора А.Н. Воронихина. Уже с первого дня службы церковь стала играть важную роль в жизни жителей Архангело-Пашийского завода. Здесь проводились крестные ходы, венчались, крестили детей. Службы в храме велись почти 140 лет. Колокольня, встроенная в верхнюю часть здания, имела 16 колоколов различного звучания.

В октябре 1929 года храм был закрыт по решению Чусовского райисполкома. Зимой 1930 года
с церковной колокольни были сняты колокола, а с куполов спилены кресты. Металл колоколов и крестов был использован при отливке медных форм и холодильников для доменных печей только что введённого в действие Магнитогорского металлургического комбината.

И только каким-то невероятным чудом сохранился один из колоколов, отлитый в 1906 году в Тюмени на самом крупном в Сибири колокольно-литейном заводе сыновей П.И. Гилёва. Продукция торгового дома «П.И. Гилёв и сыновья» пользовалась спросом за качество и изящность изготовления. Хозяева давали полную гарантию музыкального звука колоколов (малиновый звон), подбирали колокола в тон для церквей. Согласно рекламе, «колокола отливаются из лучшей в мире уральской штыковой меди весом от 10 фунтов до 1000 пудов и более».

В 1905 году на всемирной выставке в Брюсселе тюменские колокола завода Гилевых поразили искушённых европейцев, и за свой малиновый звон были отмечены Большой золотой медалью и Крестом бельгийского короля. А в 1907 году на всероссийской выставке в Ростове-на-Дону гилёвские колокола были также названы лучшими.

Наш «гилёвский» колокол был передан в фонды музея Рожковым К.Л., жителем посёлка Пашия, в 1972 году. На сегодняшний день остаётся тайной, как ему удалось его сохранить.

2 (5).jpg
3 (4).jpg
Колокол церковный. Российская империя. Тобольская губерния. Тюмень. Завод сыновей П.И. Гилёва. 1906 г.
Бронза, литьё. Диаметр — 36,5 см, высота — 42 см.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:33:25

«Раз, два, три, ёлочка, гори!»

Впервые идея осветить ёлку электрическими лампочками вместо традиционных свечей пришла в 80-х гг. XIX века Т. Эдисону и его коллегам. Популярность в США они приобрели в 1920-е годы. В нашу страну электрические гирлянды попали куда позднее: после Октябрьской Революции празднование Нового года сочли пережитком прошлого, 1 января стало обыкновенным рабочим днём. Ёлок в то время было не достать, завоз игрушек из Германии прекратился, разве что люди делали простейшие украшения сами. Лишь в 1935 году принято решение возобновить празднование Нового года, тогда Сталин произнес лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее», а в январе 1937 года состоялась первая советская торжественная новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов – с этих пор праздник вновь завоевал популярность в нашей стране.

Заработали фабрики ёлочных игрушек, постепенно стали появляться и электрические гирлянды. Первые гирлянды стали выпускаться в конце 30-х годов с перерывом на годы войны, они выглядят почти кустарными: обыкновенные автомобильные лампочки соединены проводом и покрашены в разные цвета. Тем не менее, эту продукцию выпускал Московский электроламповый завод (МЭЛЗ). Особой художественной ценностью такие гирлянды не отличаются, однако советские ёлки освещались ими довольно долго: в последующие военные годы было не до изысков.

Зато на период «оттепели» приходятся настоящие произведения искусства в сфере иллюминации новогодних ёлок. В конце 50-х появляются гирлянды из лампочек-фигурок. Внутри фигурки из толстого стекла размещена нить накала, фигурка закреплена в цоколе, как у обычной маленькой лампочки, и раскрашена. Выпускались лампочки, стилизованные под китайские фонарики. А были и более интересные гирлянды: с фигурками поросёнка, медвежонка, автомобиля, дирижабля и др. Лампочки ввинчиваются в патрончики с прищепками, а те крепятся на ёлку. В те времена такие гирлянды относились к разряду роскоши. Да и выпустили их не так уж много.

С 60-х гг. в СССР начинается широкое производство ёлочных гирлянд. Помимо обычных круглых крашеных лампочек появляются гирлянды лампочек с удлиненной колбой в виде свечек, раскрашенных в разные цвета, и вкрученных в патрончики на прищепках. Позднее такая гирлянда известна под названием «Капелька» (на фото).

Тогда же появляются более привычные для нас гирлянды с колпачками из цветной пластмассы, которые надеваются на прозрачные маленькие лампочки.

После полёта Юрия Гагарина и других успехов нашей страны в освоении космоса, в ходе «космической гонки» тема космоса приобретает огромную популярность, появляются игрушки в виде космических спутников и ракет. С 1967 года Киевский кабельный завод «Укркабель» начинает выпуск электрогирлянды «Космос»: на патрончики с маленькими лампочками надеваются разноцветные колпачки из мягкой тонкой пластмассы в виде Сатурна, Земли, Солнца, Луны, космического спутника, летающей тарелки, ракет, астероида. Выпускалась гирлянда примерно до середины 70-х годов.

В 70-е годы очень популярными для освещения ёлок становятся фонарики. Их выпускали в огромном количестве, самых разных видов и форм. Тот же Киевский кабельный завод с начала 70-х выпускает аналогичную «Космосу» модель «Фонарики»: патрончики те же, только на них крепятся абажурчики из цветной пластмассы, стилизованные под забавные китайские фонарики.

В Москве и близлежащих областях популярностью, начиная с 70-х, пользуется продукция Московского электролампового завода (МЭЛЗ). Здесь в виде фонариков выполнены сами лампочки. Выпускалась гирлянда «Московский фонарик». Лампочки округлой формы красились в разные цвета (впрочем, цвета немногочисленны: жёлтый, фиолетовый, и голубой или зелёный), по окружности лампочки-фонарики обведены контуром – имитация витражной пайки.

Была аналогичная гирлянда «Польский фонарик», отличие её в том, что лампочки в ней гранёные и отлиты из цветного стекла, а не покрашены. К этому же времени относится любопытная гирлянда с лампочками в виде разноцветных ёлочных шариков, украшенных завитушками.

Однако гирлянды выпускались не только в столицах – Москве и Киеве, но и в других городах Советского Союза, например, в Воронеже.

Так, Воронежский завод электровакуумных приборов, совместно с Усманской воспитательно-трудовой колонией для несовершенно-летних с начала 70-х годов ставит на поток производство двух видов гирлянд с колпачками из разноцветной пластмассы: «Ёлочные фонарики» и «Лесная сказка» с абажурчиками в виде разноцветных шишек. Позднее завод выпускает и другие гирлянды: «Снежинка», «Светлячок», «Сюрприз».

Ещё один экземпляр другого Воронежского завода – Воронежского электротехнического – гирлянда «Золотой фонарик». Выпускалась всего несколько лет в 80-е. Тут совершенно иная технология: на патрончики крепятся решетчатые фонарики, отштампованные из тонкой жёлтой жести, каждый фонарик легко разбирается на 2 половинки. Рисунок решётки в стиле китайских фонариков, а внутрь вставляется цилиндр цветной плёнки. Гирлянда невероятно красивая, но, пожалуй, самая хрупкая из всех советских: жесть очень легко сминается, от малейшего неловкого нажатия фонарик может потерять форму.

Довольно часто встречается у нас электрогирлянда “Luminare” («Свет») из социалистической Румынии, выпускалась в 1970-е годы. Плафончики из плексигласа в виде лилий.

В 80-е годы производство гирлянд ставится на поток, к их проектированию уже не подходят «с душой», поэтому и изделия не отличаются красотой и оригинальностью…

1 (3).jpg
2 (6).jpg
3 (5).jpg
4 (6).jpg
5 (3).jpg
6 (4).jpg
7 (4).jpg
8 (2).jpg
9 (1).jpg

По материалам сайта ChristmasHeaven.ru

Ссылка - Информация для сайта предоставлена коллекционером электрогирлянд Петром Лемени-Македоном.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:44:46

Новогодняя открытка.

Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день.

А новогодняя открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства.

Известно, что аналоги современных поздравительных открыток китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте.

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир.

В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. По другой версии, это случилось только в 1912 году, и отцом русской новогодней открытки был библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам.

После революции кончилась светская жизнь новогодней открытки — она стала символом политического строя. Любые напоминания о Рождестве запрещались — под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние елки, не было новогодних открыток, а при возобновлении новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды.

Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов. Новогодняя открытка была средством пропаганды советского образа жизни.

Но особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась после нескольких десятилетий запретов. Это были не простые новогодние открытки с привычным пожеланием счастья.

«Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было новогоднее поздравление.

Открытки послевоенных лет кажутся нам сегодня домашними, теплыми и уютными, воспевающими мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, чистой скатерти и звенящим бокалам, к чистым румяным детям, занимающимся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Однако, что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

1960-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете. Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади.

Во времена СССР открытки, наряду с мандаринами, салатом оливье и кинокартиной «Ирония судьбы или С лёгким паром!» были непременным атрибутом праздника. Скорее, открытки были на первом месте в этом списке — их рассылали заблаговременно, и они будто предваряли наступление Нового года и обещали чудеса, которые непременно должны произойти в новогоднюю ночь. Те, чье детство пришлось на советское время, на всю жизнь запомнили этих миловидных зайчиков, трогательно сжимающих в лапках пакеты с подарками, белочек с гигантскими шоколадными конфетами, мишек с бочонками меда, улыбчивых снеговиков, добродушного Деда Мороза, нарядную Снегурочку.

Красочные карточки, выпущенные еще в Советском Союзе, создают зрителям новогоднее настроение, старшим дарят приятную ностальгию, а маленьких впечатляют своей добротой. Но технологии не стоят на месте, и уже сегодня мы всё чаще отправляем новогодние открытки по электронной почте, отписываемся в социальных сетях и на форумах, рассылаем смс- поздравления и голосовые открытки.

А чуть более десяти лет назад в нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, и рождественская открытка. Теперь мы вновь можем увидеть все многообразие открыток, украшенных надписями, вполне соответствующими Великому Празднику – «С Рождеством Христовым!»

1 (4).jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
10.jpg
11.jpg
12.jpg
13.jpg
14.jpg
15.jpg
16.jpg
17.jpg
18.jpg
Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 14:59:37

Хозяином дом ставится, хозяйкой - держится.

В Горнозаводском краеведческом музее работает этнографическая выставка «Хозяином дом ставится, хозяйкой — держится». На ней представлены орудия труда и домашняя утварь, то есть предметы, характеризующих культуру и быт крестьян конца XIX — середины XX века. В выставочном зале музея размещены орудия сельскохозяйственного труда: плуг, грабли, серпы, коса-горбуша, а также чёски для вычёсывания шерсти домашних животных, ножницы для стрижки овец, доска для стирки, корыто и сечка для измельчения капусты и многое другое. Экспозицию дополняют предметы домашнего убранства и многочисленная утварь, без которой трудно было представить крестьянский дом. Она накапливалась десятилетиями, если не столетиями и буквально заполняла всё пространство дома.

Утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари — корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.

Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали всё: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, вёдра, корыта и т. д.), которые были легки в использовании. Долблёное корыто, например, изготавливалось из целого куска дерева. Чем толще ствол дерева, тем больше и вместительнее получится корыто. В нём рубили начинки для пирогов и измельчали капусту при её заквашивании. Во время работы приговаривали: «Вилки в ведро, руби серебро, сечи — мельчи, в кадку топчи». Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы. Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.

Распространенным материалом на Руси была и глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Позже появилась железная посуда. На выставке представлены чугунки. Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугунка является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.

Традиционной утварью были: кочерга, ухват, подовая лопата. Это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Ни одна крестьянская семья не обходилась без прялки. Прялка — орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

В русской деревне очень ценились и самовары. Они применялись в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Их наличие в семье говорило о её благополучии, достаточности, богатстве и высоком положении хозяина дома. Хорошие самовары давались дочерям в приданое. На выставке вы увидите самовары, изготовленные в конце XIX — начале XX века на знаменитых фабриках императорской России: братьев Баташевых в Туле, братьев Поповых в Слободском, Тейле в Туле, Горнина в Туле.

1 (2).jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
9.jpg
Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Последний раз редактировалось SIMka51 03 июн 2019, 15:02:46, всего редактировалось 1 раз.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:01:59

Сравнится с золотом чугун.

Невзрачный, как простой валун,
Равняться с бронзой он не может,
Но если мастер сердце вложит,
Сравнится с золотом чугун.

Эти поэтические строчки говорят нам о высоком мастерстве и таланте русских литейщиков, доказавших, что серый чугун может стать прекрасным материалом для художественных отливок. Ведь нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России.

В музейной коллекции художественного литья более 100 предметов. Это скульптура малых форм, утилитарные изделия, кабинетная скульптура и садовая мебель.

Но особое внимание обращает на себя уникальное и редкое изделие — барельеф «Портрет императора Александра I». Автор этого портрета Леберехт Карл Александрович (1755-1827), о чём свидетельствует монограмма «К Л». Леберехт родился в Германии, но в 1794 г. принял русское подданство. Работал медальером на Санкт-Петербургском монетном дворе.

В квадратной профилированной раме с растительным орнаментом — погрудное рельефное изображение мужчины в военном мундире. Ниже — монограмма «К Л». На рельефе надпись «Александр I Император».
Александр Павлович Романов (1777-1825) — старший сын императора Павла I и его второй жены, императрицы Марии Фёдоровны, российский император с 1801 года.

Оборотная сторона изделия имеет выборку, тождественную лицевому изображению, вокруг которого выпуклая литая надпись курсивом: «Кушвинский заводъ. 1811 года».

Барельеф — одно из первых художественных изделий, отлитых на Кушвинском чугунолитейном заводе. Он поступил в фонды музея в далёком 1975 году. Даритель, к сожалению, неизвестен. В книге поступлений сделана запись: «находка».

Чугунные художественные отливки изготовляли во многих районах России, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.

Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Многие литые произведения этих и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных собраниях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки вообще утеряны. Однако то немногое, что можно узнать по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, свидетельствует о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.

В Кушве первые художественные изделия из чугуна были отлиты в 1811 году. Впоследствии художественное литьё на Кушвинском заводе приобрело необычайный размах. В этот период в Россию были приглашены для работы по контрактам на казенных и частных металлургических предприятиях литейные и оружейные мастера из Пруссии. Многие из них имели опыт работы на литейных заводах Берлина, Гляйвица и в других европейских центрах производства оружия и художественного литья. Часть приехавших на Урал немецких литейщиков была направлена на Кушвинский завод. Они не только обучали своему ремеслу местных мастеров и совершенствовали технологию выпуска основной заводской продукции, но и организовали производство кабинетного художественного литья из чугуна. Так, в прейскуранте Кушвинского завода за 1815 год насчитывалось более 300 наименований различных изделий из чугуна, в том числе художественных. А в 1820-м кушвинские доменщики братья Самойловы отливали бюсты и другие художественные изделия из доменного чугуна. Они и обучили фигурному литью первого каслинского мастера Никиту Теплякова.

3.jpg
Барельеф «Портрет императора Александра I». Российская империя. Кушвинский чугуноплавильный и железоделательный завод. К.А. Леберехт. 1811 г. Чугун, литьё. 35×35×5,5 см.

Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:05:29

«…В дар от Князя Голицына…»

В истории всегда кто-то или что-то бывает первым. В фондах Горнозаводского музея хранится интересный документ 1883 г., так называемый «Вводный лист», записанный в Книге поступлений под № 1.
В музейное собрание передал этот документ в 1967 году Заморин Геннадий Иванович, житель посёлка Пашия Горнозаводского района.

Вводный лист предусматривает «Ввод во владение».

Ввод во владение в гражданском праве императорской России конца XIX века означал судебный порядок оглашения перехода права собственности на недвижимость от одного лица к другому.
Лист является образцом делопроизводства XIX века и содержит все необходимые элементы вводных листов этого времени.

В вводном листе сообщается, что «Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года 23 дня ... суд в присутствии нижеозначенных свидетелей ввёл сего числа Василия Васильева Заморина во владение деревянным домом с надворными строениями и усадебной землёй, ...всего триста сорок квадратных сажен; находящимися в Архангело-Пашийском заводе ... приобретёнными в дар от Князя Голицына». Ниже перечислены свидетели, присутствовавшие при вводе во владение. В конце листа указано, что ввод во владение совершил почётный мировой судья. В нижнем левом углу — гербовая печать.

4 (1).jpg
Вводный лист. Российская империя. 1883 г. Бумага, чернила; типографская печать, рукопись. 33,2×22,2 см.

Такие типовые вводные листы в конце XIX века подтверждали собственность владений мастеровых Архангело-Пашийского завода. В 1882 — 83 гг. князь Сергей Михайлович Голицын, один из последних владельцев Архангело-Пашийского завода Пермской губернии, «одарил» потомственных заводских мастеровых безвозмездным владением той усадьбой, которую они обрабатывали почти сто лет.

«Дар» князя был совершён спустя двадцать лет после отмены крепостного права (1861 г.) и введения уставных грамот (1862 г.; акт, определяющий новые взаимоотношения между мастеровыми и заводовладельцами, крестьянами и помещиками), когда установленный грамотой оброк за усадьбу в большей части своей, если не весь, был уже оплачен. Обращает на себя внимание и тот факт, что приобреталась в дар не только усадебная земля, но и собственный, выстроенный руками мастерового «дом с надворными строениями».

Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:14:14

Сибирский пятак или Соболя.

«Соболя» — так коллекционеры называют монеты, на реверсе которых изображены два соболя.

Эти медные деньги выпускались в период правления Екатерины Второй сравнительно недолго — с 1763 по 1781 год — и имели хождение исключительно на территории Сибирской губернии, которая именно в то время официально именовалась Царством Сибирским.

Чеканились эти монеты из меди, добытой на Колыванском руднике, принадлежащем Демидовым. Выпускал же их Сузунский монетный двор при специально построенном медеплавильном заводе на реке Нижний Сузун. До 1830 года данный монетный двор производил чеканку монет штемпелями с обозначением Колыванского монетного двора (КМ). 3,5 млн. имперских рублей — на такую сумму было выпущено сибирской монеты в Сузуне.

Внешний вид сибирской монеты совершенно не соответствовал принятым тогда стандартам. На ее аверсе вместо двуглавого орла Российской империи изображен несколько упрощенный герб Сибирского царства: два поднявшихся на задние лапы соболя, которые держат щит с обозначением номинала и датой выпуска монеты. Над щитом — корона, а по окружности надпись: «Монета Сибирская».

Реверс более соответствует привычному. В центре — вензель Екатерины II, составленный из литеры «Е» (Екатерина) и литеры «II» (Вторая) в окружении венка, в котором традиционные лавровые ветви дополнены еловыми. И еще одна деталь: под вензелем буквы «К» и «М» — колыванская медь.

У сибирской монеты рифленый, или, как говорят нумизматы, шнуровой, гурт, характерный в то время исключительно для серебряных денег. В 1763 и 1764 годах выпускались образцы даже с надписью на гурте, что совсем удивительно для медных монет.

В фондах музея сибирские монеты номиналом деньга (1/2 копейки), копейка, 5 копеек.

9 (1).jpg
Монета Сибирская. 5 копеек. Российская империя. Сузунский монетный двор. 1777 г. Медь, штамповка. Диаметр 37 мм.

10.jpg
11.jpg
Монета. 10 копеек. Российская империя. Сузунский монетный двор. 1775 г. Медь, штамповка. Диаметр 45 мм.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:15:36

Медные плиты.

Есть в коллекции музея квадратные монеты Российской империи — платы, которые не прижились в народе, они не нужны были ни купцам, ни крестьянам, ни служилым людям.

Плата появилась в царствование Екатерины I, финансовые советники которой обратили ее внимание на возможность замены серебряной монеты медной по шведскому образцу (в первой половине XVII века в Швеции было введено новое средство платежа: квадратные плиты). Это в значительной степени снизило бы расходы казны на приобретение вечно недостающего и дорогого серебра.

Согласно сенатскому указу от 28 июня 1725 года было решено делать квадратные платы из чистой красной меди, выплавляемой на уральских заводах. С этой целью на Урал был послан шведский мастер Дейхман для организации монетного передела. Так появились на свет монеты-платы, иметь которые в коллекции — мечта каждого нумизмата, собирающего монеты императорской России.

Квадратные монеты номиналами от гривны (10 копеек) до рубля были выпущены в виде медных плит, на лицевой стороне которых, в углах были отчеканены двуглавые орлы с тремя коронами. На груди орлов был виден щит с изображением вензелей Екатерины I (две литеры «J» и «Е»), а в лапах они удерживали державу и скипетр. В центре лицевой стороны платы размещался оттиск с обозначением номинала монеты, года выпуска и места чеканки. Оборотная сторона монет была гладкой.

В 1726 году были выпущены и квадратные пятаки и копейки, имевшие немного другой рисунок лицевой стороны. В центре аверса в круговом точечном ободке был изображён герб Российской империи — двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах, была обозначена дата, а также место чеканки монеты — Екатеринбург.

Чеканка всех медных плат производилась на Екатеринбургских казённых горных заводах, на базе которых в 1727 году был создан Екатеринбургский монетный двор. Основной тираж медных монет-плат был отчеканен в 1726 году и составил 38 730 рублей.

12.jpg
Плата «гривна». Российская империя.
Екатеринбург. 1726 г. Медь. Штамповка. 66х66 мм.

Плата 5 копеек.Российская империя.
Екатеринбург. 1726 г. Медь, штамповка. 40,5х40,5 мм.

Платы изготавливались до тех пор, пока на Урал не был доставлен указ от 31 декабря 1726 года о прекращении их производства. Указ был вызван неудобством в обращении крупной тяжеловесной монеты. Впоследствии платы были выменяны и переплавлены в денежки и полушки Анны Иоанновны. Сейчас они представляют большую редкость.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:17:18

«Масонский» орёл.

Среди всех медных монет Российской империи есть по-своему уникальные монеты номиналом 10 копеек, выпущенные в период правления Николая I. Это единственный случай, когда такой номинал чеканился из меди.

На аверсе этих монет — герб Российской империи — двуглавый орел или «орел с распростертыми крыльями», на котором отсутствуют знаки царской власти — скипетр и держава; вместо них орел несет в лапах лавровый венок, факел, горящий с двух концов, двойной перун со стрелами и ленты.

На груди орла помещён большой ромбовидный щит с московским гербом: Святой Георгий на коне, поражающий копьём змеевидного дракона с крыльями. Под гербом знак минцмейстера «ФХ» — Федор Хвощинский и дата чеканки монеты.

На реверсе обозначен номинал «10 копеек» и две горизонтальные черты, разделенные точкой, под ними буквы «ЕМ» (Екатеринбургская монета).

Многие нумизматы называют данные монеты «масонскими», потому что символы на этих монетах напоминают символы масонов.

Масонство — движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обрядами. Название «масон» переводится как «вольный каменщик». Идеология масонства основывается на религиозном толковании мира. Их цель — свобода, счастье и процветание.

На деле же «масонские» символы на монетах Николая I таковыми не являются. Варианты орлов с вытянутыми в стороны крыльями, преобладавшие в эпоху императоров Александра и Николая Павловичей и серьезно отличавшиеся от гербового (крылья которого подняты, а лапы держат скипетр и державу), употреблялись вполне официально.

Как отмечают современные исследователи, «это явилось в стилистическом плане итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом — отражением немецкой, прежде всего прусской практики использования официальных знаков власти, вольно варьирующих элементы герба». Вольность эта проявлялась в замене скипетра и державы в лапах орла венком и молниями, факелом или пучком стрел, а вместо трех корон над орлом могла помещаться одна. Поэтому орёл на данных монетах называется не «масонским», а «ампирным».

7 (1).jpg
8 (1).jpg
Монета. 10 копеек. Российская империя. Екатеринбург. 1836 г. Медь, штамповка. Диаметр 43 мм.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:18:59

Памятный рубль.

Памятные монеты отражают не только дух и главные особенности целой эпохи, но и погружают нас в историю тех времён.

В фондах музея хранится самая распространённая юбилейная и памятная монета Российской империи. Она была выпущена в 1913 году по случаю празднования 300-летия восшествия на престол династии Романовых. Монета отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе тиражом 1 500 000 штук.

На аверсе монеты два погрудных изображения: на первом плане — императора Николая II в форме полковника лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка и на втором плане — основателя династии Романовых царя Михаила Фёдоровича в бармах и шапке Мономаха.

На реверсе изображён герб Российской империи — пятая разновидность герба: рисунок орла более стилизован, короны над орлом украшены лентами. На груди орла помещен видоизмененный Московский герб. На крыльях орла расположены гербы царств — Казанского, Польского, Херсонеса Таврического, Астраханского, Сибирского. Грузинского, княжества Финляндского и объединенный герб великих княжеств Киевского, Новгородского и Владимирского. Над гербом полукругом вдоль канта указан номинал — «РУБЛЬ», внизу полукругом даты правления династии Романовых «1613-1913». По краю монеты круговой византийский орнамент из бус. На гурте надпись «Чистаго серебра 4 золотника 21 доля (ВС)» 300-летие восшествия на престол первого царя из династии Романовых отмечалось 21 февраля (6 марта по новому стилю) 1913 года. Торжества продолжались полгода и охватили самые удалённые части империи.

В честь праздника была подарена амнистия некоторым заключённым, сняты мелкие задолженности с мелких предпринимателей и землевладельцев. Во всех городах в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады, проводились балы и народные гуляния, устраивались исторические выставки. Витрины домов и магазинов были украшены флагами и портретами царя Михаила Романова и правящего императора Николая II.

По своему масштабу мероприятие стало одним из самых грандиозных в истории Российской империи.

5 (1).jpg
6 (1).jpg
Монета юбилейная. 1 рубль. Российская империя. Санкт-Петербургский монетный двор. 1913 г. Медь, Серебро, штамповка. Диаметр 33,5 мм.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Аватара пользователя
SIMka51
......................................
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: 07 сен 2018, 13:01:50
Откуда: Самарская область
Интересы: Выращивание цветов, вышивка бисером, токинистика - символизматика и активный отдых.

"Калейдоскоп историй."

Сообщение SIMka51 » 03 июн 2019, 15:20:52

Двухгрошевик.

Есть в нумизматической коллекции музея монетка очень необычного номинала — 4 копейки. Это один из редких номиналов, когда-либо чеканившихся во времена Российской империи.

4 копейки 1796 года — медная монета с рисунком аверса и реверса не характерным для других монет периода правления Екатерины II. В качестве материала использовали медь от других монет (копейки, гроши, гривенники), вышедших из обращения. Чеканка осуществлялась на монетных дворах Сестрорецка и Екатеринбурга. Вес монеты — 20,48 гр при диаметре 33 мм.

На аверсе монеты вензель, составленный из литер «Е» («Екатерина») и «II» («Вторая»), над ним императорская корона.

Вокруг вензеля небольшие окружности, в которых находятся 4 выпуклые счётные точки, по две на каждой стороне вензеля. Точки обозначают (дублируют) номинал монеты.

Двухгрошевик, как прозвали монету в народе, выпускался в 1796 году при Екатерине II. Существовал и ранний чекан монеты. В 1762 году во время царствования Петра III было изготовлено небольшое количество монет аналогичного номинала.

Четыре копейки 1762 года были пущены в обращение, однако впоследствии были изъяты и перечеканены обратно в монету достоинством две копейки.

Четыре копейки 1796 года не были пущены в обращение. Екатерина Вторая планировала их пустить в обращение в 1797 году, но взошедший на престол Павел Первый в конце 1796 года отменил данное решение. Монеты были перечеканены в две копейки с использованием штемпелей с вензелем Екатерины Второй с датой до 1796 года.

Четыре копейки или двухгрошевик редкий и весьма необычный номинал монет в Российской империи.
Такая монета чеканилась только два раза с разницей 34 года.

3 (1).jpg
4 (2).jpg
Монета. 4 копейки. Российская империя. 1796 г. Медь, штамповка.Диаметр 35 мм.

Главный хранитель фондов Костарева В.А.

Источник - http://almazmuseum.ru/vystavki.html
Сaмoe пpияmнoe – эmo кoгдa xopoшeгo нe ждeшь, a oнo бepem и случaemся.

Ответить

Вернуться в «Разное»