Марки: от Империи к РСФСР

Все что не попало в тематические рубрики
Аватара пользователя
Таня
......................................
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 19 фев 2019, 13:44:37

Марки: от Империи к РСФСР

Сообщение Таня » 17 мар 2019, 10:12:43

У первой русской марки были свои предшественники. До ее появления в обращении находились так называемые «штемпельные куверты». Их покупали все желающие воспользоваться услугами почты. Штемпель гласил: «10 коп. за лот, 1 коп. за конверт». Если же письмо весило больше, то приобретали конверты более высоких номиналов: за 20 или 30 копеек (т.е. 2 и 3 лота соответственно). Такими и были прообразы современных маркированных конвертов.

«Штемпельные куверты» были введены в обращение в 1845 году городской почтой в Петербурге. В следующем году они появились в Москве. Конечно, гораздо удобнее было бы иметь небольшой значок для наклеивания на любой отправляемый конверт. И русская почта, вслед за другими странами, ввела в обращение первую марку. Она была издана в конце 1857-го и официально в обращение поступила 1 января 1858 года. Всего было три номинала: 10, 20 и 30 копеек.

Первая русская почтовая миниатюра выглядела скромно. На ней художник воспроизвел герб России и эмблему службы доставки — два перекрещивающихся рожка. Присмотревшись к марке повнимательнее, можно было заметить, что она представляет собой тонко выполненную гравюру. Номинал первого русского почтового знака — 10 копеек за лот:
14-1.jpg
Сюжет дореволюционных русских марок в подавляющем своем большинстве почти не менялся. На них изображали все тот же герб Российской империи.

В августе 1958 года в Ленинграде проходили торжества, посвященные столетию русской почтовой марки. В залах Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина была открыта грандиозная выставка. Экспонировались все вышедшие к тому времени в нашей стране знаки почтовой оплаты. Особый интерес для коллекционеров представляли марки так называемой русской земской почты, являющиеся теперь большой филателистической редкостью. Земским управам в свое время было разрешено организовать пересылку корреспонденции в пределах своего уезда. Для оплаты почтового сбора 164 земства организовали выпуск своих марок. Все они представляют большой интерес как своей сюжетной стороной, так и полиграфическим выполнением. Так, например, на земских марках Краснинского уезда Смоленской губернии были изображены картины разгрома армии Наполеона в 1812 году. На почтовых миниатюрах Полтавского земства репродуцированы исторические памятники, посвященные знаменитой победе русской армии над шведским войском Карла XII.

Кроме названных, были также и другие рисунки, символическое содержание которых своеобразно передавало образы нашего государства. Почти каждый уезд обладал какой-нибудь особенностью, отличавшей его от других. В Васильевском заготавливали мачтовый лес для кораблей. На земской марке этого уезда художник воспроизвел каркас корабельной кормы. В Бахмутском — добывали соль, что и отразили на его знаках почтовой оплаты. Весьегонский уезд на всю Россию славился раками, поэтому для украшения местных марок выбрали «портрет» этих членистоногих. Туляки, известные на всю страну своим мастерством изготовления оружия, изобразили на своих миниатюрах герб с перекрещенными шпагами, ружейным стволом и молотками.

Земские марки часто печатались на плохой бумаге, в местных типографиях с их бедным шрифтом. И все же эти «провинциальные» марки разнообразнее повествуют о России, чем миниатюры государственных выпусков с их примелькавшимся скупым сюжетом.

Ни царская, ни земская почта не могли удовлетворить нужд населения царской России. Как правило, на местах корреспонденция доставлялась лишь до волостного правления. Там письма лежали месяцами, так как доставка их адресатам, кроме помещиков и попов, не производилась. Что касается окраин Российской империи, то, по существу, там вообще почты не существовало. На территории нынешних Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Таджикистана были единичные учреждения. Бурное развитие почтово-телеграфной связи началось лишь после Октябрьской революции.

В 1965 году в обращение поступила серия советских марок, посвященная истории этой организации. Семь крупноформатных миниатюр представляют собой лаконичную летопись развития почтовой связи в нашей стране. Автором серии был художник В.В. Завьялов.

Из края в край древнего поселения перекатывается веселая песня рожка. По главной улице на взмыленном коне мчится княжеский гонец. За спиной у него сумка, в ней грамоты и указы. Много верст проскакал всадник, перебирался через реки, вяз в непролазной грязи, но вовремя доставлял послания. Этот гонец изображен на марке, которой открывалась «историческая» серия.
7-2.jpg
Вот мчится почтовая тройка. Мелькают верстовые столбы. Это уже регулярная почтовая связь, осуществляемая не от случая к случаю, а по установленному расписанию. По многоверстным трактам — из Москвы в Ригу, в Архангельск, в Киев и другие города и обратно — доставляли письма ямщики. Служили они на станциях, где меняли лошадей. На марке достоинством в одну копейку и была изображена ямская почта. Художник воспроизвел схему одного из старинных трактов, пролегавшего между Москвой и Ригой.

На третьей марке, показывающей средства почтовой связи в XIX веке, мы видим, как впервые используется техника. Более ста лет назад между Петербургом и Москвой начали курсировать поезда, в состав которых обязательно включались специальные служебные вагоны. Их отмечали государственным гербом и перекрещенными почтовыми рожками. Почтовые поезда останавливались на всех железнодорожных станциях, где производился обмен корреспонденцией. На этой же марке изобразили морской транспорт для перевозки писем и посылок. Парусный пакетбот, вышедший из города Любека, следует в Кронштадт. Оттуда почта доставлялась в русскую столицу, чтобы после сортировки уйти в различные города и села Российской империи.
8-1.jpg
События на четвертой марке переносили во времена первых лет Советской власти, когда у молодой республики не было возможности сразу же открыть большое количество почтовых отделений. В те годы была организована передвижная почта. На лошадях и грузовиках по определенным маршрутам, часто кольцевым, она объезжала все населенные пункты. Там же специальный служащий принимал корреспонденцию от жителей. На этой же марке изображен маленький самолет с почтовыми мешками на борту. Он летит по первой воздушной линии, открывшейся в 1923 году между Москвой и Нижним Новгородом.

На следующем знаке показаны современные средства перевозки почты. Привлекает внимание карта СССР с нанесенной на нее разветвленной схемой связи. Десятки железнодорожных и авиационных линий соединяют центр страны с самыми отдаленными ее уголками. На фоне карты изображен реактивный самолет, менее чем за полсуток преодолевающий расстояние от западных границ нашего государства до восточных. Тут же воспроизведен быстроходный лайнер, трюмы которого заполнены множеством почтовых тюков. Рядом стоят вагон, тепловоз и автомобиль.
11.jpg
Шестая марка посвящена механизации и автоматизации обработки почты. Здесь показаны операторы у специальных машин, обрабатывающих корреспонденцию. Слева виден большой механизированный конвейер, на котором автоматически сортируются посылки. Вверху художник изобразил большой железнодорожный почтамт, на крышу которого садится специальный вертолет, доставивший отправления с одного из московских аэропортов.

И, наконец, марка, завершающая яркую познавательную серию. Почта будущего по мнению художника! Автор изобразил вагон поезда, мчащийся с вихревой скоростью по подвесной монорельсовой железной дороге, и специальные грузовые почтовые самолеты. Справа от центра марки — ракета.
12-1 (1).jpg
Всего лишь семь марок СССР, а какая в них большая история!

Раньше было принято считать датой рождения первых советских марок август 1921 года. В то время вышла первая миниатюра, выполненная художником В. Куприяновым и изображавшая эмблемы крестьянского труда. Затем кубок первенства получила марка, поступившая в обращение почти на три года раньше. Переносу дня рождения способствовали исследования и поиски филателистов В. Карлинского, П. Мазурова и Ю. Парфенова.

В газете «Известия ВЦИК» от 12 октября 1918 года было опубликовано сообщение Наркомпочтеля:
1-1 (2).jpg
а

Выпуск новых знаков почтовой оплаты был приурочен к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Рисунок резко отличался своим содержанием от всех других марок, находившихся тогда в обращении. Дело в том, что еще целый год после установления Советской власти в ходу были дореволюционные знаки почтовой оплаты. Российская империя прекратила существование, Временное правительство было низвергнуто, а на письма еще клеили марки с двуглавым орлом и портретами царей. Для выпуска новых почтовых миниатюр требовались бумага, краски и время. Молодая Республика Советов не располагала тогда ничем из перечисленного, поэтому Наркомпочтель был вынужден временно использовать наследство, оставшееся от дореволюционной почтовой службы. Но уже к первой годовщине Октября в стране появились новые знаки оплаты для отправления корреспонденции.

Ответить

Вернуться в «Разное»