Мир филателии
Добавлено: 05 апр 2018, 09:47:24
Глава 1. Немного истории
Появление почтовой марки тесно связано с развитием почты. Потребность в обмене информацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу. Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. Сигнальные барабаны в Африке, дым костров у индейцев и, наконец, гонцы. Гонец заучивал сообщение и отправлялся в путь, пока не доставлял весть по назначению. Вспомним же знаменитую историю воина Диомедона. Около 490 года до нашей эры афиняне, победившие в битве при Марафоне превосходящих числом персов, отправили его с этим известием. Диомедон бежал не щадя себя и вступил в Афины, напрягая последние силы.
«Радуйтесь, мы победили!» - воскликнул он и упал мертвым.
Знаменитая марафонская дистанция и в настоящее время напоминает нам о подвиге греческого гонца. Символично вдвойне (С.Луис во-первых – грек, а во-вторых – почтальон) , что на самой первой Олимпиаде в 1896 году, которая состоялась в Греции, первым олимпиоником (олимпийским чемпионом) современности стал победитель марафонского бега греческий письменосец Спирос Луис. На греческой марке 1971 года изображен приз, которым был награжден Спирос Луис за свою победу.
Как не торопился гонец, большого расстояния он преодолеть не мог. После приручения лошади появились конные гонцы. Но у гонцов был один большой недостаток – несовершенная память. Он мог забыть или что-то перепутать в сообщении. Возможность «консервирования» сообщений появилась только с изобретением письменности.
Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.
4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.
Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение.
Во времена Кира и Дария в Персии(558 – 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.
Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (считается, что это слово в современном значении впервые было употреблено парой Гонорием III в XIII веке) (“Posta”).
Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 – 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 – 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров. Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.
В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год). «Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».
Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в 16 веке. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.
Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.
Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в 14 – 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.
Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве. В 1501 году Франц Таксис становится генерал – почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал – почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.
В 1973 году в Бельгии вышла марка (4.5 F), посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек. В то время толькj служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру (В наше время подобные льготы присвоили себе чиновники разного ранга. Вот только почтовый рожек ушел в прошлое. На смену этому символу появился другой – автомобиль с мигалкой).
В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту. Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.
Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг. Еще до татаро–монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты. Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные – барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик – человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.
Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты .
Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.
История почты развивается дальше. У почтарей появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.
Глава 2. Предшественники почтовой марки
Вопрос о наиболее целесообразной оплате почтовых отправления занимал многих людей в различных странах задолго до 19 века. Соответственно у почтовой марки были и предшественники. Рассказывая о почтовой марке невозможно не упомянуть о самых известных предшественниках почтовых марок.
1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …... 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.
Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную «Penny Post».
Свое название она получала от величины тарифа – за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как «Penny Post» (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква “L” в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква “P” – почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью «PENNY/post/paid». При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово «Mor» или «Af» (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки. Следует отметить, что «Penny Post» была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем «Penny Post» занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты.
На одном из них (со штемпелем с буквой “P”), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит».
1819 год Италия. В королевстве Сардиния были выпущены листы почтовой бумаги. Они назывались Carta postala bolata (штемпельная почтовая бумага) и продавалась по цене в 15, 25 и 50 чентазими.
От номинала зависело расстояние доставки. Цена указывалась в штемпеле. Вместе с ценой на штемпеле был изображен мальчик на коне, трубящий в почтовый рожек. Форма штемпеля зависела от цены листа (соответственно круглый, овальный, восьмиугольный). По рисунку эти листы именуются у коллекционеров «маленькие всадники» или «маленькие лошадки». Бумага продавалась во всех королевских конторах и табачных лавках. В 1837 году листы изъяли из обращения.
1838 год Австралия. В Новом Южном Уэльсе были выпущены конверты с вытесненным на них королевским гербом. В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.
1845 год Россия. Первым использовало штемпельные конверты почтовое ведомство Финляндии, входившей в ту пору в состав России. Великое княжество Финляндское пользовалось некоторыми привилегиями, среди которых – право на организацию собственной почты, фактически независимой от российской. Более решительная почтовая администрация Финляндии раньше, чем в России, пришла к необходимости проведения преобразований на почте. Циркуляром от 23 ноября 1844 года уведомлялись почтовые отделения Великого княжества, а также почтовый департамент в Санкт-Петербурге, что с 1 января 1845 года в Финляндии вводятся в обращение штемпельные конверты.
В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. Император Николай I, по докладу главноначальствующего над Почтовым департаментом, 19 октября 1845 года одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты. 23 ноября 1845 года читатели петербургской газеты «Северная пчела» прочитали сообщение о том, что для удобства публики признано полезным введение в употребление особых почтовых «кувертов» со штемпелями, установив цену за каждый по 6 коп. серебром: по 1 коп. за «куверт» и по 5 коп. за пересылку.
К этому времени в Санкт-Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день.
До 1843 года городская корреспонденция доставлялась в единственное отделение Санкт-Петербургской городской почты в почтамте, откуда разносилась адресатам 3 раза в день. Ко времени введения штемпельных конвертов было открыто второе отделение городской почты, и доставка корреспонденции осуществлялась уже 6 раз в день.
В связи с введением штемпельных конвертов почтовый департамент обязал управляющего Санкт-Петербургской городской почтой открыть дополнительные приемные пункты в семи больших магазинах на главных улицах города. Было решено снабдить магазины «ящиками для приема писем, подобно ящикам, которые находятся в мелочных лавках, но не простого, а дубового или ясеннего дерева».
Сами «штемпельные куверты » выпускались различным форматом из белой бумаги без водяного знака, верхний клапан конверта не гуммировался. Выглядели они довольно просто. Это впечатление усиливалось тем, что штемпеля ставились на ручном прессе. Место штемпеля на лицевой стороне не было строго определено, поэтому до нас дошли конверты со штемпелями в разных углах лицевой стороны, а также на клапане. Не сразу окончательно определилось и место знака почтовой оплаты на конверте – правый верхний угол.
В 1846 году были введены в употребление штемпельные почтовые листы, в том числе совмещенные с раскроем штемпельного конверта.
Кроме внутригородской корреспонденции, в этих конвертах принималась, в летние месяцы, корреспонденция для дачных мест под Санкт-Петербургом. В 1846 году на вокзалах первой в России Царскосельский железной дороги, в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Павловске для писем в штемпельных конвертах были установлены почтовые ящики, которые функционировали с мая по ноябрь.
В последующие годы сфера деятельности Санкт-Петербургской городской почты постепенно распространяется на весь столичный уезд. К концу 60-х городская почта действовала между населенными пунктами уже круглогодично.
Успех штемпельных конвертов побудил почтовый департамент незамедлительно ввести это новшество и в Москве. Здесь продажа «штемпельных кувертов» была открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась двумя отделениями городской почты, а также всеми отделениями общегосударственной почты. Кроме действовавших в мелочных лавках пунктов приема корреспонденции, московский почт-директор счел целесообразным учредить для Москвы приемные места для писем в больших кондитерских, так как они работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позднее всех остальных магазинов.
Штемпельные конверты намного облегчили работу городской почты. Отпала необходимость денежных расчетов с лавочниками, упростилось ведение регистрации почты, до минимума свелся учет, и повысилась оперативность. Быстрое распространение конвертов повлекло за собой совершенствование способов отправки корреспонденции, Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве появляются почтовые ящики. В отличие от ящиков городской почты они устанавливались прямо на улице, доступ к ним обеспечивался в любое время. Почтовые ящики быстро прижились в России, получив признание сразу, а во многих странах Европы на их распространение понадобилось не менее 50 лет.
Популярность штемпельных конвертов в Санкт-Петербурге и Москве была настолько велика, что в 1848 году почтовым департаментом было принято решение ввести штемпельные конверты для иногородней корреспонденции.
В 1858 году их ввели для Варшавы и ряда других городов. Причем в 1858 году в Варшаве для пробы в течении года использовались конверты петербургской городской почты, и только с 1 января 1859 года были выпущены специальные конверты с печатью Главного почтового казначейства., которая ставилась вручную.
Введение общегосударственных штемпельных конвертов для иногородней, простой, частной корреспонденции внутри России, а также для адресуемой в Финляндию, было рассмотрено Государственным советом и утверждено 26 января 1848 года Николаем I.
Почтовый департамент вводил эти конверты согласно почтовых тарифов 1843 года (10 коп. серебром с каждого лота веса письма). Конверты были выпущены для писем весом 1,2 и 3 лота соответственно; стоимость в 10+1 коп. с черным штемпелем на верхнем клапане конверта, 20+1 коп. – с синим и 30+1 коп, – о красным штемпелем. Одна копейка взималась за конверт.
В 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах были закрыты, а вместо них установлены обычные почтовые ящики.
1840 год Англия. Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика, члена королевской Академии изящных искусств Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов.
Выглядели «конверты Малреди» весьма внушительно. Всю лицевую сторону его занимает аллегорический рисунок. В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано «Postage. One penny”, у другого с синим рисунком «Postage. Two pence”. Все было сделано таким образом, чтобы конверты пришлись по вкусу населению и могли достойно представлять в мире Британскую империю.
«Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1940 года. И хотя королевский почтмейстер Р.Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». Не совсем так, как ему хотелось, на Уильям Малреди добился для себя мировой известности. Приведу иллюстрации нескольких карикатурных вариантов конверта Малреди. Хочется отметить, что карикатурные "конверты Малреди" появляются на аукционах и цена их частенько превышает цену оригинального конвета.
Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения, но и сейчас они представляют огромный интерес. Их можно встретить в коллекциях на крупных филателистических выставках и конечно на аукционах.
Почтовая же марка начала свое триумфальное шествие по планете...
Автор: Новоселов В.А.
Появление почтовой марки тесно связано с развитием почты. Потребность в обмене информацией возникла еще при первобытном обществе. Для того чтобы выжить, первобытные люди стали сознавать необходимость совместной деятельности. При этом появилась потребность в передаче сообщений друг другу. Вначале передача сообщений выражалась только жестами и звуками. Передача сообщений голосом имела ограниченные возможности. И человек столетиями искал и находил все более и более совершенные средства для передачи сообщений. Сигнальные барабаны в Африке, дым костров у индейцев и, наконец, гонцы. Гонец заучивал сообщение и отправлялся в путь, пока не доставлял весть по назначению. Вспомним же знаменитую историю воина Диомедона. Около 490 года до нашей эры афиняне, победившие в битве при Марафоне превосходящих числом персов, отправили его с этим известием. Диомедон бежал не щадя себя и вступил в Афины, напрягая последние силы.
«Радуйтесь, мы победили!» - воскликнул он и упал мертвым.
Знаменитая марафонская дистанция и в настоящее время напоминает нам о подвиге греческого гонца. Символично вдвойне (С.Луис во-первых – грек, а во-вторых – почтальон) , что на самой первой Олимпиаде в 1896 году, которая состоялась в Греции, первым олимпиоником (олимпийским чемпионом) современности стал победитель марафонского бега греческий письменосец Спирос Луис. На греческой марке 1971 года изображен приз, которым был награжден Спирос Луис за свою победу.
Как не торопился гонец, большого расстояния он преодолеть не мог. После приручения лошади появились конные гонцы. Но у гонцов был один большой недостаток – несовершенная память. Он мог забыть или что-то перепутать в сообщении. Возможность «консервирования» сообщений появилась только с изобретением письменности.
Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.
4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.
Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение.
Во времена Кира и Дария в Персии(558 – 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.
Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (считается, что это слово в современном значении впервые было употреблено парой Гонорием III в XIII веке) (“Posta”).
Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 – 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 – 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров. Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.
В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год). «Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».
Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в 16 веке. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.
Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.
Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в 14 – 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.
Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве. В 1501 году Франц Таксис становится генерал – почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал – почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал – почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.
В 1973 году в Бельгии вышла марка (4.5 F), посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек. В то время толькj служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру (В наше время подобные льготы присвоили себе чиновники разного ранга. Вот только почтовый рожек ушел в прошлое. На смену этому символу появился другой – автомобиль с мигалкой).
В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту. Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.
Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг. Еще до татаро–монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты. Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные – барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик – человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.
Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты .
Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.
История почты развивается дальше. У почтарей появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.
Глава 2. Предшественники почтовой марки
Вопрос о наиболее целесообразной оплате почтовых отправления занимал многих людей в различных странах задолго до 19 века. Соответственно у почтовой марки были и предшественники. Рассказывая о почтовой марке невозможно не упомянуть о самых известных предшественниках почтовых марок.
1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …... 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.
Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную «Penny Post».
Свое название она получала от величины тарифа – за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как «Penny Post» (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква “L” в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква “P” – почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью «PENNY/post/paid». При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово «Mor» или «Af» (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки. Следует отметить, что «Penny Post» была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем «Penny Post» занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты.
На одном из них (со штемпелем с буквой “P”), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит».
1819 год Италия. В королевстве Сардиния были выпущены листы почтовой бумаги. Они назывались Carta postala bolata (штемпельная почтовая бумага) и продавалась по цене в 15, 25 и 50 чентазими.
От номинала зависело расстояние доставки. Цена указывалась в штемпеле. Вместе с ценой на штемпеле был изображен мальчик на коне, трубящий в почтовый рожек. Форма штемпеля зависела от цены листа (соответственно круглый, овальный, восьмиугольный). По рисунку эти листы именуются у коллекционеров «маленькие всадники» или «маленькие лошадки». Бумага продавалась во всех королевских конторах и табачных лавках. В 1837 году листы изъяли из обращения.
1838 год Австралия. В Новом Южном Уэльсе были выпущены конверты с вытесненным на них королевским гербом. В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.
1845 год Россия. Первым использовало штемпельные конверты почтовое ведомство Финляндии, входившей в ту пору в состав России. Великое княжество Финляндское пользовалось некоторыми привилегиями, среди которых – право на организацию собственной почты, фактически независимой от российской. Более решительная почтовая администрация Финляндии раньше, чем в России, пришла к необходимости проведения преобразований на почте. Циркуляром от 23 ноября 1844 года уведомлялись почтовые отделения Великого княжества, а также почтовый департамент в Санкт-Петербурге, что с 1 января 1845 года в Финляндии вводятся в обращение штемпельные конверты.
В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. Император Николай I, по докладу главноначальствующего над Почтовым департаментом, 19 октября 1845 года одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты. 23 ноября 1845 года читатели петербургской газеты «Северная пчела» прочитали сообщение о том, что для удобства публики признано полезным введение в употребление особых почтовых «кувертов» со штемпелями, установив цену за каждый по 6 коп. серебром: по 1 коп. за «куверт» и по 5 коп. за пересылку.
К этому времени в Санкт-Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день.
До 1843 года городская корреспонденция доставлялась в единственное отделение Санкт-Петербургской городской почты в почтамте, откуда разносилась адресатам 3 раза в день. Ко времени введения штемпельных конвертов было открыто второе отделение городской почты, и доставка корреспонденции осуществлялась уже 6 раз в день.
В связи с введением штемпельных конвертов почтовый департамент обязал управляющего Санкт-Петербургской городской почтой открыть дополнительные приемные пункты в семи больших магазинах на главных улицах города. Было решено снабдить магазины «ящиками для приема писем, подобно ящикам, которые находятся в мелочных лавках, но не простого, а дубового или ясеннего дерева».
Сами «штемпельные куверты » выпускались различным форматом из белой бумаги без водяного знака, верхний клапан конверта не гуммировался. Выглядели они довольно просто. Это впечатление усиливалось тем, что штемпеля ставились на ручном прессе. Место штемпеля на лицевой стороне не было строго определено, поэтому до нас дошли конверты со штемпелями в разных углах лицевой стороны, а также на клапане. Не сразу окончательно определилось и место знака почтовой оплаты на конверте – правый верхний угол.
В 1846 году были введены в употребление штемпельные почтовые листы, в том числе совмещенные с раскроем штемпельного конверта.
Кроме внутригородской корреспонденции, в этих конвертах принималась, в летние месяцы, корреспонденция для дачных мест под Санкт-Петербургом. В 1846 году на вокзалах первой в России Царскосельский железной дороги, в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Павловске для писем в штемпельных конвертах были установлены почтовые ящики, которые функционировали с мая по ноябрь.
В последующие годы сфера деятельности Санкт-Петербургской городской почты постепенно распространяется на весь столичный уезд. К концу 60-х городская почта действовала между населенными пунктами уже круглогодично.
Успех штемпельных конвертов побудил почтовый департамент незамедлительно ввести это новшество и в Москве. Здесь продажа «штемпельных кувертов» была открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась двумя отделениями городской почты, а также всеми отделениями общегосударственной почты. Кроме действовавших в мелочных лавках пунктов приема корреспонденции, московский почт-директор счел целесообразным учредить для Москвы приемные места для писем в больших кондитерских, так как они работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позднее всех остальных магазинов.
Штемпельные конверты намного облегчили работу городской почты. Отпала необходимость денежных расчетов с лавочниками, упростилось ведение регистрации почты, до минимума свелся учет, и повысилась оперативность. Быстрое распространение конвертов повлекло за собой совершенствование способов отправки корреспонденции, Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве появляются почтовые ящики. В отличие от ящиков городской почты они устанавливались прямо на улице, доступ к ним обеспечивался в любое время. Почтовые ящики быстро прижились в России, получив признание сразу, а во многих странах Европы на их распространение понадобилось не менее 50 лет.
Популярность штемпельных конвертов в Санкт-Петербурге и Москве была настолько велика, что в 1848 году почтовым департаментом было принято решение ввести штемпельные конверты для иногородней корреспонденции.
В 1858 году их ввели для Варшавы и ряда других городов. Причем в 1858 году в Варшаве для пробы в течении года использовались конверты петербургской городской почты, и только с 1 января 1859 года были выпущены специальные конверты с печатью Главного почтового казначейства., которая ставилась вручную.
Введение общегосударственных штемпельных конвертов для иногородней, простой, частной корреспонденции внутри России, а также для адресуемой в Финляндию, было рассмотрено Государственным советом и утверждено 26 января 1848 года Николаем I.
Почтовый департамент вводил эти конверты согласно почтовых тарифов 1843 года (10 коп. серебром с каждого лота веса письма). Конверты были выпущены для писем весом 1,2 и 3 лота соответственно; стоимость в 10+1 коп. с черным штемпелем на верхнем клапане конверта, 20+1 коп. – с синим и 30+1 коп, – о красным штемпелем. Одна копейка взималась за конверт.
В 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах были закрыты, а вместо них установлены обычные почтовые ящики.
1840 год Англия. Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика, члена королевской Академии изящных искусств Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов.
Выглядели «конверты Малреди» весьма внушительно. Всю лицевую сторону его занимает аллегорический рисунок. В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано «Postage. One penny”, у другого с синим рисунком «Postage. Two pence”. Все было сделано таким образом, чтобы конверты пришлись по вкусу населению и могли достойно представлять в мире Британскую империю.
«Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1940 года. И хотя королевский почтмейстер Р.Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». Не совсем так, как ему хотелось, на Уильям Малреди добился для себя мировой известности. Приведу иллюстрации нескольких карикатурных вариантов конверта Малреди. Хочется отметить, что карикатурные "конверты Малреди" появляются на аукционах и цена их частенько превышает цену оригинального конвета.
Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения, но и сейчас они представляют огромный интерес. Их можно встретить в коллекциях на крупных филателистических выставках и конечно на аукционах.
Почтовая же марка начала свое триумфальное шествие по планете...
Автор: Новоселов В.А.