Легендарный русский фарфор ИФЗ

Тарелки, стаканы, статуэтки и др.
Аватара пользователя
Shnurok
......................................
Сообщения: 3355
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 16:20:58
Откуда: Вихоревка
Интересы: копарь)))))
Банковская карта: 2200-1843
Имя и Отчество: Алексей

Легендарный русский фарфор ИФЗ

Сообщение Shnurok » 18 фев 2019, 16:15:20

Многовековая история

СОЗДАНИЕ ПОРЦЕЛИНОВОЙ МАНУФАКТУРЫ

В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.
1.jpg
Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.

Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.

РАСЦВЕТ ИФЗ

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.

Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.

ГФЗ И ЛФЗ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.

ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.
2.jpg
Вид на главное здание ГФЗ.

КРИЗИСНЫЙ ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности. Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.

В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.

ПОЛОЖЕНИЕ ИФЗ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

За последние годы фарфоровый завод выпускает меньше продукции, чем ранее, что объясняется переходом к производству изделий класса «люкс». В основу современных технологий производства классического русского фарфора положена технология, открытая основателем «белого золота» в России Д.И. Виноградовым. При декорировании фарфора на ИФЗ применяют комбинированный, ручной или механизированный методы.

В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.
3.jpg
Производство ИФЗ в настоящее время

Изделия предприятия

При Екатерине II созданная Виноградовым порцелиновая мануфактура начала стремительно расцветать. Большое значение для предприятия имело появление на нем талантливого французского скульптора Ж.-Д. Рашетта. Именно он создал знаменитую серию «Народности России», которая прославила ИФЗ. К числу его лучших работ также относится и бюст Екатерины II, выполненный из особой фарфоровой массы.
4.jpg

Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.

Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.
6.jpg
Предметы Кабинетского сервиза. ИФЗ. 1793-1796 гг.
5.jpg
Бутылочная передача. Арабесковый сервиз. ИФЗ. 1784 г.

В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.
7.jpg
7.jpg (26.99 КБ) 1571 просмотр
Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.

Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью. Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения. В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.

В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм. Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов. В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.

Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.
9.JPG
Чашки с блюдцами. Рисунок А.В. Воробьевского

За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Аватара пользователя
Shnurok
......................................
Сообщения: 3355
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 16:20:58
Откуда: Вихоревка
Интересы: копарь)))))
Банковская карта: 2200-1843
Имя и Отчество: Алексей

Легендарный русский фарфор ИФЗ

Сообщение Shnurok » 18 фев 2019, 16:46:32

Клейма ИФЗ

КЛЕЙМА НЕВСКОЙ ПОРЦЕЛИНОВОЙ МАНУФАКТУРЫ (1744-1765)

На Невской порцелиновой мануфактуре основатель российского фарфора Д.И. Виноградов клеймил первые работы с помощью первой буквы своей фамилии и года выпуска изделия. На некоторых изделиях указывали точную дату изготовления или отмечали номер рецептуры, по которой создали фарфор.
10.JPG
С 1750-х до середины 1760-х гг. клеймо изображали в виде разных вариаций двуглавого орла. В этот же период на изделиях мануфактуры встречаются различные обозначения в виде кружка с точкой, кружка со стрелкой. Клеймо могли поставить в любом месте изделия, поэтому порой его не так просто обнаружить.
11.JPG
КЛЕЙМА ИФЗ (1765-1917)

В 1765 году императрица Екатерина II переименовала порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. С этого периода на заводе стали ставить клейма в виде монограмм находящихся у власти монархов. Так, при Екатерине II это было изображение большой буквы «е», внутри которой обозначали римскую двойку.
12.JPG
При императоре Павле I монограмму монарха стали располагать под изображением короны. Этот же прием характерен и для монограмм последующих российских монархов. Обычно такие клейма ставили синей краской под глазурью, а в редких случаях использовали золотое надглазурное клеймо.
13.JPG
На ряде изделий кроме традиционных для этого периода клейм можно встретить нанесенные фиолетовой или черной краской буквы «п» и «к», обозначающие, что фарфор создан по заказу придворной конторы. На фарфоре, выпускаемом ко Двору, также ставили пометку «придвор».
14.JPG
Во время правления Александра I клейма ставили вручную, в то время как при других монархах могли использовать специальные трафареты. Ручные клейма отличаются большим разнообразием как по изображению монограммы Александра I, так и царской короны.
15.JPG
16.jpg
Во времена правления Николая I клейма были достаточно живописными. Монограмма монарха состояла из витиеватой буквы «н» и написанной в нижней ее части римской единицы. На некоторых клеймах ставили год изготовления фарфора. Корону изображали живописно, тщательно вырисовывая ее детали. Начиная с 1836 года надглазурные клейма стали вытесняться подглазурными, которые ставили с помощью синей или зеленой красок.
17.JPG
В этот период встречаются и подписи мастеров, участвовавших в создании изделий. Так, на одном из клейм 1850-х годов указаны инициалы живописца и рядом с ними инициалы модельмейстера. Подобные надписи присутствуют и на фарфоре, созданном во времена Александра II.
18.JPG
Для клейм, наносимых при Александре II, характерно значительное сходство исполнения, что было связано с применением трафаретов. По этой же причине они сходны с клеймами при Александре III и отличаются от них в основном только римскими цифрами.

Во времена Александра II также начали указывать год изготовления (часто две последние цифры года), а при следующем монархе указание в клейме года стало обязательным.
Вложения
19.JPG
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Аватара пользователя
Shnurok
......................................
Сообщения: 3355
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 16:20:58
Откуда: Вихоревка
Интересы: копарь)))))
Банковская карта: 2200-1843
Имя и Отчество: Алексей

Легендарный русский фарфор ИФЗ

Сообщение Shnurok » 18 фев 2019, 16:48:25

При Александре II встречаются клейма в виде императорской монограммы, помещенной в округлый венок, круг из звездочек или волнистых линий. Таким способом помечали те фарфоровые изделия, которые создавали во Франции, а расписывали на ИФЗ. Аналогичные клейма встречаются и при Александре III.
20.JPG
Во время правления Николая II традиция ставить на клейме дату изготовления сохранилась, однако теперь год ставили полностью из четырех цифр.
21.JPG
КЛЕЙМА ГФЗ (1917-1925)

После того, как последний российский царь отказался от престола в ходе революции 1917 года, завод больше не мог использовать прежние клейма, так как огромная Россия внезапно осталась без герба, флага и других государственных атрибутов. К тому же предприятие переименовали в Государственный фарфоровый завод. Этим объясняется тот факт, что на заводе несколько месяцев ставили клеймо только с датой изготовления изделия.
22.JPG
В марте 1917 года Временное правительство буквально засыпали запросами различные учреждения, так как им требовались печати на документы. Правительству пришлось привлечь к разработке нового российского герба опытных знатоков геральдики. Поскольку последние не решались принимать решение до созыва Учредительного собрания, а герб нужен был срочно, остановились на варианте изображения двуглавого орла, лишенного всяческих регалий. Этот герб в народе даже прозвали «ощипанной курицей», но он прекрасно подходил для завода ГФЗ, так как хорошо смотрелся в виде клейма и стал преемником прежних императорских клейм ИФЗ.
23.jpg
В это же время в клеймах появляется советская атрибутика: серп и молот, надпись РСФСР.
24.JPG
В 1921 году на заводе использовали специальные клейма с надписью: «В пользу голодающим». Связано это было с разразившимся в Поволжье в 1921-1922 годах массовым голодом, от которого пострадало более пяти миллионов человек.
25.JPG
25.JPG (5.16 КБ) 1568 просмотров
КЛЕЙМА ЛФЗ (1925-2005)

В 1925 году в связи с двухсотлетним юбилеем Российской академии наук ГФЗ присвоили новое имя. Теперь его полное название звучало как Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Сокращенно его обозначали ЛФЗ, что часто вызывало путаницу, так как под буквой «Л» можно было понимать как слово «Ломоносовский», так и «Ленинградский». Надо иметь в виду, что наименование Ломоносовский фарфоровый завод считалось кратким названием предприятия. В то же время аббревиатуру ЛФЗ на клеймах расшифровывают как Ленинградский фарфоровый завод.

Знаменитая аббревиатура ЛФЗ, применяемая и в современном клейме, появилось на предприятии в это время. Тогда буквы клейма были менее витиеваты, чем сегодня, и исполнялись по-разному. Буквы могли писать слитно или раздельно, придавая им разные очертания.
26.JPG
В период с 1970-х по 1989 гг. на клеймах стали также указывать группы сложности рисунка. Всего существовало несколько таких групп от 6 до 15, но бывали случаи, когда изделие выполнялось за рамками самой сложной 15-ой группы. Тогда на нем ставили пометку «ВНЕ ГР». Ниже аббревиатуры ЛФЗ указывали сорт изделия. Для фарфора первого сорта применяли красные клейма, второго — синие, третьего — зеленые.
27.JPG
27.JPG (5.44 КБ) 1568 просмотров
В это время для экспортных изделий применяли надпись MADE IN USSR, которая с распадом Советского Союза превратилась в MADE IN RUSSIA.
28.jpg
В это же время возникает новое клеймо с надписью HAND RECORATED, обозначающей ручной декор. В клейме начали указывать дату основания завода и город Санкт-Петербург.
29.JPG
29.JPG (4.45 КБ) 1568 просмотров
КЛЕЙМА ИФЗ (2005 Г. — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

В 2005 году акционеры решили вернуть предприятию историческое название и переименовали его в ИФЗ. Возврат к истокам произошел и в клейме завода. Теперь в нем появилась надпись Imperial Porcelain, обозначающая императорский фарфор (можно перевести и как величественный), двуглавый орел с атрибутами власти, год строительства завода и город, в котором он находится.
30.JPG
Представленное клеймо используют на Императорском фарфоровом заводе по сей день.
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Ответить

Вернуться в «Посуда, фарфор, бутылки»