Соударение (холостой удар) - что это такое
Добавлено: 04 апр 2018, 11:01:11
Брак при тиснении монет - "соударение штемпелей"
Одним из интереснейших браков периода правления Екатерины II (и не только), является брак штемпеля, образовавшийся вследствие холостого соударения поверхностей двух рабочих штемпелей, в процессе тиснения монет. Данный брак рассмотрим подробнее, так как именно брак под названием «соударение штемпелей» вызывает у нумизматов неоднозначные трактовки природы его происхождения и многочисленные споры. Попробуем разобраться, что представляет из себя «соударение штемпелей» и с чем его зачастую путают.
Для наглядного понимания причин и механизмов происхождения данного брака, коротко коснёмся технологии производства медных пятикопеечников на Екатеринбургском монетном дворе в период правления Екатерины II, так как именно в этот период на продукции Екатеринбургского монетного двора и в частности на монетах достоинством в 5 копеек, брак в следствии «соударение штемпелей» носит массовый характер, что отчасти обусловлено необходимостью выпуска огромного количества самой ходовой монеты того периода, в замен качеству по причине дороговизны применяемого при их производстве оборудования и расходных материалов.
Производство медных монет осуществлялось на «печатном стане» (винтовом прессе), где монетная заготовка укладывалась «кладчиком» вручную на неподвижный нижний штемпель и вследствие нажима на оную движущегося верхнего штемпеля, происходило тиснение монеты. Верхний же штемпель приводился в движение винтом посредствам вращения находящегося на нём коромысла, которое в свою очередь получало усилие от водяного колеса. Тем самым мы видим, что монетный стан на Екатеринбургском монетном дворе при производстве пятикопеечников приводился в движение силою воды, а монетные заготовки укладывались между штемпелями вручную, что в совокупности даёт нам представление о неизбежности влияния человеческого фактора на появление брака. Сперанский М.Н. в своём труде «Практическое описание монетного производства в Екатеринбурге 1780 года» объясняет причины происхождения одного из браков (в частности «двойного удара») ссылаясь именно на человеческий фактор. И хотя в работе Сперанского М.Н. ничего не сказано про «соударение штемпелей», тем неменее приведённая им информация в достаточной мере отражает влияние человеческого фактора на природу появления того или иного брака.
На основе приведённой выше информации, вырисовывается следующая картина: «кладчик» выполнял монотонную, однообразную работу, размещая монетную заготовку на нижний неподвижный штемпель непрерывно работающего «монетного стана», а после её затиснения убирал готовую монету и на её место укладывал новую монетную заготовку. При работе в таких условиях «кладчик», будь то в виду усталости, либо невнимательности или по нерасторопности, не всегда, убрав готовую монету, успевал вовремя поместить новую монетную заготовку между непрерывно работающими штемпелями, следствием чего служило холостое «соударение штемпелей», когда верхний штемпель «бил» напрямую по нижнему, без наличия между ними монетной заготовки. Конечно же одиночная ошибка «кладчика» не могла привести рабочие штемпеля к каким либо серьёзным изменениям. Однако учитывая неоднократность данной ошибки и силу «удара» верхнего штемпеля о нижний, в определённый момент холостое «соударение штемпелей» принимало своё материальное воплощение, путём переноса в зеркальном отображении контура рисунка нижнего штемпеля на верхний, а верхнего в свою очередь на нижний. Происходило это следующим образом: каждый из штемпелей имеет заглублённое изображение рисунка будущей монеты, а в местах отсутствия какого либо изображения, штемпель имел ровное поле. При наличии монетной заготовки между движущимися навстречу друг другу штемпелями, вся сила «удара» передаётся на гораздо более пластичную, относительно самих штемпелей, монетную заготовку, которая, под воздействием давящей на неё силы, деформируется и заполняет заглубления в штемпеле. В том случае, когда в момент «удара» штемпелей монетная заготовка отсутствует - происходит «соударение штемпелей» (верхнего о нижний) и при данных обстоятельствах вся давящая сила приходится на сами штемпеля. В связи с чем, не смотря на закалённый метал штемпеля, он со временем так же деформируется. Причём деформация происходит именно в тех местах штемпеля, где заглублённое изображение одного из штемпелей совпадает при соударении с ровным полем другого штемпеля. В местах же совпадения вогнутых изображений обоих штемпелей, никакой деформации не наблюдается, так как на этих участках нет соприкосновения металлов одного штемпеля с другим, так же как и нет деформации в местах соударения гладких (без рисунка) участков обоих штемпелей. Тем самым металл нижнего штемпеля, по аналогии с металлом монетной заготовки, под воздействием давящей на него огромной силы, пытается найти выход полученной от «удара» энергии путём заполнения пустот находящихся на верхнем штемпеле, который в свою очередь пытается заполнить пустоты нижнего штемпеля. Но ввиду не пластичности металла штемпелей, перенос зеркального изображения с одного штемпеля на другой, происходит в виде контура, без наличия мелких деталей. В итоге мы получаем штемпель с имеющимся заглублённым (вогнутым) рисунком будущей монеты, на которой он будет выпуклым, а на гладком поле штемпеля получаем в результате «соударения штемпелей» наоборот выпуклый зеркальный контур изображения другого штемпеля, которое на самой монете примет вогнутое (вдавленное) очертание.
Монеты изготовленные деформированными, по причине неоднократного соударения, штемпелями, как правило имеют следы соударения на обеих сторонах
Одним из интереснейших браков периода правления Екатерины II (и не только), является брак штемпеля, образовавшийся вследствие холостого соударения поверхностей двух рабочих штемпелей, в процессе тиснения монет. Данный брак рассмотрим подробнее, так как именно брак под названием «соударение штемпелей» вызывает у нумизматов неоднозначные трактовки природы его происхождения и многочисленные споры. Попробуем разобраться, что представляет из себя «соударение штемпелей» и с чем его зачастую путают.
Для наглядного понимания причин и механизмов происхождения данного брака, коротко коснёмся технологии производства медных пятикопеечников на Екатеринбургском монетном дворе в период правления Екатерины II, так как именно в этот период на продукции Екатеринбургского монетного двора и в частности на монетах достоинством в 5 копеек, брак в следствии «соударение штемпелей» носит массовый характер, что отчасти обусловлено необходимостью выпуска огромного количества самой ходовой монеты того периода, в замен качеству по причине дороговизны применяемого при их производстве оборудования и расходных материалов.
Производство медных монет осуществлялось на «печатном стане» (винтовом прессе), где монетная заготовка укладывалась «кладчиком» вручную на неподвижный нижний штемпель и вследствие нажима на оную движущегося верхнего штемпеля, происходило тиснение монеты. Верхний же штемпель приводился в движение винтом посредствам вращения находящегося на нём коромысла, которое в свою очередь получало усилие от водяного колеса. Тем самым мы видим, что монетный стан на Екатеринбургском монетном дворе при производстве пятикопеечников приводился в движение силою воды, а монетные заготовки укладывались между штемпелями вручную, что в совокупности даёт нам представление о неизбежности влияния человеческого фактора на появление брака. Сперанский М.Н. в своём труде «Практическое описание монетного производства в Екатеринбурге 1780 года» объясняет причины происхождения одного из браков (в частности «двойного удара») ссылаясь именно на человеческий фактор. И хотя в работе Сперанского М.Н. ничего не сказано про «соударение штемпелей», тем неменее приведённая им информация в достаточной мере отражает влияние человеческого фактора на природу появления того или иного брака.
На основе приведённой выше информации, вырисовывается следующая картина: «кладчик» выполнял монотонную, однообразную работу, размещая монетную заготовку на нижний неподвижный штемпель непрерывно работающего «монетного стана», а после её затиснения убирал готовую монету и на её место укладывал новую монетную заготовку. При работе в таких условиях «кладчик», будь то в виду усталости, либо невнимательности или по нерасторопности, не всегда, убрав готовую монету, успевал вовремя поместить новую монетную заготовку между непрерывно работающими штемпелями, следствием чего служило холостое «соударение штемпелей», когда верхний штемпель «бил» напрямую по нижнему, без наличия между ними монетной заготовки. Конечно же одиночная ошибка «кладчика» не могла привести рабочие штемпеля к каким либо серьёзным изменениям. Однако учитывая неоднократность данной ошибки и силу «удара» верхнего штемпеля о нижний, в определённый момент холостое «соударение штемпелей» принимало своё материальное воплощение, путём переноса в зеркальном отображении контура рисунка нижнего штемпеля на верхний, а верхнего в свою очередь на нижний. Происходило это следующим образом: каждый из штемпелей имеет заглублённое изображение рисунка будущей монеты, а в местах отсутствия какого либо изображения, штемпель имел ровное поле. При наличии монетной заготовки между движущимися навстречу друг другу штемпелями, вся сила «удара» передаётся на гораздо более пластичную, относительно самих штемпелей, монетную заготовку, которая, под воздействием давящей на неё силы, деформируется и заполняет заглубления в штемпеле. В том случае, когда в момент «удара» штемпелей монетная заготовка отсутствует - происходит «соударение штемпелей» (верхнего о нижний) и при данных обстоятельствах вся давящая сила приходится на сами штемпеля. В связи с чем, не смотря на закалённый метал штемпеля, он со временем так же деформируется. Причём деформация происходит именно в тех местах штемпеля, где заглублённое изображение одного из штемпелей совпадает при соударении с ровным полем другого штемпеля. В местах же совпадения вогнутых изображений обоих штемпелей, никакой деформации не наблюдается, так как на этих участках нет соприкосновения металлов одного штемпеля с другим, так же как и нет деформации в местах соударения гладких (без рисунка) участков обоих штемпелей. Тем самым металл нижнего штемпеля, по аналогии с металлом монетной заготовки, под воздействием давящей на него огромной силы, пытается найти выход полученной от «удара» энергии путём заполнения пустот находящихся на верхнем штемпеле, который в свою очередь пытается заполнить пустоты нижнего штемпеля. Но ввиду не пластичности металла штемпелей, перенос зеркального изображения с одного штемпеля на другой, происходит в виде контура, без наличия мелких деталей. В итоге мы получаем штемпель с имеющимся заглублённым (вогнутым) рисунком будущей монеты, на которой он будет выпуклым, а на гладком поле штемпеля получаем в результате «соударения штемпелей» наоборот выпуклый зеркальный контур изображения другого штемпеля, которое на самой монете примет вогнутое (вдавленное) очертание.
Монеты изготовленные деформированными, по причине неоднократного соударения, штемпелями, как правило имеют следы соударения на обеих сторонах