Деревья и травы на древних монетах

Атрибуция и оценка
Аватара пользователя
Shnurok
......................................
Сообщения: 3355
Зарегистрирован: 27 янв 2018, 16:20:58
Откуда: Вихоревка
Интересы: копарь)))))
Банковская карта: 2200-1843
Имя и Отчество: Алексей

Деревья и травы на древних монетах

Сообщение Shnurok » 06 ноя 2020, 12:33:15

Во времена античности монеты были средством объединения цивилизаций и обеспечения процветания городов, и на них часто изображали лица правителей, которые хотели продемонстрировать свою значимость в деле объединения и процветания. Персидский сатрап Тиссаферн (445-395 до н.э.) считается одним из первых правителей, поместивших свой портрет на монету. Он правил в Сардах – великом городе, расположенном в Малой Азии на золотоносной реке Пактол. Соответственно, монета была золотой.

1.jpg

Золотой статер Тиссаферна, 478-387 до н.э.



Древние греки освоили эту практику также в конце IV века до н.э. Реалистичные портреты правителей свойственны чеканке царств диадохов – преемников Александра Македонского (III - I век до н. э.). Вполне можно рассматривать их как идеальные образцы эллинистического искусства.

2.jpg

Диадохская тетрадрахма. Сирия, Антиох I, 280-261 до н.э.



Но до этого на античных монетах изображалась символика города (полиса), который выпускал данное денежное средство. Изначально символом служил простой геометрический рисунок, но к середине VI до нашей эры греческие города-государства стали использовать более сложные узоры. Появились божества, животные, имеющие отношения к божествам, а также травы и деревья. Иногда они выступали в качестве символов важнейших занятий горожан, иногда являлись своеобразным ребусом, который скрывал название полиса. Проиллюстрируем данные утверждения путем рассмотрения пяти знаковых древнегреческих монет.

Одним из самых ранних примеров греческой чеканки с изображением растения является серебряная дидрахма Селинуса (современный Селинунт, Сицилия). Чеканена в 515–470 годах до нашей эры.


3.jpg


Селинус, расположенный на юго-западном побережье Сицилии, был основан в середине седьмого века до нашей эры греческими колонистами из Мегары и стал известен повсеместно в классический период (479-336 гг. до н.э.). И город, и близлежащая река получили свое название благодаря дикорастущему сельдерею («селинон» с греческого).

Сельдерей для греков был не просто съедобным растением. Зелень данного вида считалась связанной с подземным миром и культом мертвых из-за темного цвета листьев и сильного запаха. Сельдерей часто использовали для похоронных угощений и венков. Он высоко ценился как священное растение, а также венками из сельдерея венчали победителей Истмийских игр (проводились в честь бога морей Посейдона), гирлянды же получали победители Немейских игр (в честь Геракла и его отца Зевса).

Поэтому логично, что лист хтонического растения сельдерея оказался символом города. Может быть, из-за его изобилия, а может, намекая на название.



4.jpg


Следующие монеты – это серебряные тетрадрахмы Кирены, города в Киренаике (современная восточная Ливия). Первая и вторая отчеканены в 480-435 гг. до н.э., а третья около 500 г.

Кирена – один из величайших городов античности, названный в честь источника Кир и основанный в 630 г. до н.э. греческими колонистами из Феры во главе с Батт-Аристотелем (согласно сведениям Геродота). К середине пятого века до нашей эры Кирена вошла в свой золотой век, отчасти из-за процветающей торговли сильфием, растением, которое росло в Киренаике и смола которого (лазер, лазерпициум) использовалась для различных целей.

Пока что ученые точно не могут сказать, что это за растение. Многие считают, что это вымерший вид зонтичных, похожий на укроп или фенхель. Другие же предполагают, что это растение рода ферула (ферула тингитанская) либо маргоция (маргоция камеденосная). Так или иначе, в источниках отмечается исчезновение сильфия вследствие чрезмерного выпаса скота. Историк Теофраст (371–287 гг. до н.э.) упоминает сильфий в своей Historia Plantarum и отмечает, что выращивать это растение на полях было невозможно. Плиний Старший (23-79 г. н.э.) утверждает в Naturalis Historia, что последний образец сильфия из Киренаики был передан римскому императору Нерону (54-68 г. н.э.).

Что касается использования растения, то здесь обратимся к Гиппократу (460-370 гг. до н.э.). Он подробно описывает использование сильфия как средства от различных болезней, призывает лечить отварами и выжимками печень, желудок и эпилепсию. Иные авторы указывают, что сильфий – сильнейший контрацептив. Помимо прочего, сильфий ценился как афродизиак и как приправа. В целом, греки связывали растение с богом Аполлоном, который, согласно лирику V века до н. э. Пиндару, перенес нимфу Кирену, в которую влюбился, из Фессалии в Ливию, где основал для нее город, названный в ее честь.

Из-за полезных свойств и близкого произрастания, город Кирена принял сильфий как свой символ. С конца шестого века до нашей эры и до третьего века до нашей эры сильфий чеканили на монетах.



5.jpg


На первой монете показаны листья (аверс) и плод сильфия (реверс, в окружении дельфинов). На второй монете размещено подробное изображение растения с двумя парами листьев и пятью зонтиками на аверсе, а на реверсе нанесен портрет божества Зевса-Аммона, почитаемого в Кирене.

На третьей монете сильфий изображен с нимфой Киреной, чья правая рука касается сильфия, а левая рука лежит на коленях. Есть версия, что здесь подчеркиваются контрацептивные свойства сильфия.

Еще одна заслуживающая внимания древняя монета с изображением растения – это сицило-пуническая серебряная тетрадрахма, отчеканенная карфагенянами на Сицилии около 410-395 гг. до н.э. Такие монеты чеканили для финансирования карфагенских военных кампаний, которые привели ко Второй сицилийской войне 410-404 гг. до н.э. и Третьей сицилийской войне 398-393 гг. до н. э.



6.jpg


Монета отличается карфагенской символикой: передняя часть обузданного коня на аверсе, возможно, восходит к легенде основания Карфагена, в которой рассказывается о находке конской головы – финикийского символа победы и отваги – финикийскими колонистами из Тира во главе с изгнанной принцессой Дидоной. Также здесь размещена богиня-вестница победы Ника с венком, вручаемым победителям в битвах. Есть также теория, что конь здесь размещен как символ бога солнца Баал Хаммона.

Так или иначе, но на реверсе монеты мы видим финиковую пальму. Она могла бы считаться просто символом плодородия данных земель, если бы явно не указывала на происхождение карфагенян из Финикии. Само название Финикии происходит от греческого слова «финики», что собственно и означает финиковую пальму.

Конечно, и на других античных монетах можно найти множество других растений – оливковые и лавровые ветви, цветы, но об этом расскажем в другой раз.

М. Маркович
Кто ищет клады,тот редко их находит!А кто не ищет их,не находит никогда! :D43

Ответить

Вернуться в «Иностранные монеты»