Страница 1 из 1

Женские портреты на римских монетах.

Добавлено: 02 май 2018, 17:29:27
ProstoJD
Дэвид Р. Сейр
ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ НА РИМСКИХ МОНЕТАХ
Малоизвестная тема в о обширной монетной чеканке Римской Империи - изображения женщин-членов правящих династий. Наиболее часто на этих монетах присутствуют сами императоры, но иногда внимание обращалось на их бабушек, матерей, сестер, дочерей или племянниц. Второе и третье столетия Христианской эры дали нам целый ряд выпусков с именами и портретами женщин.
Хотя императрицам обычно посвящена сравнительно небольшая доля монет общей чеканки (возможно одна из шести), этим монетам свойственны определенные типы реверсов, что обеспечивает значительное поле деятельности для анализа и интерпретации.
Первой императрицей Рима была Ливия Друсилла, которая в 38 до н.э. в возрасте 20 лет вступила в брак с молодым членом Триумвирата Октавианом, наследником убитого диктатора Юлия Цезаря, вскоре ставшем первым императором Рима под именем Августа. Несмотря на ее молодость, Ливия уже была замужем за Тиберием Клавдием Нероном, от которого у нее было два сына. Старший, Тиберий, был возможным преемником отчима на имперском троне.
Красивая, умная и принадлежавшая к хорошему роду старой республиканской аристократии, Ливия питала истинную любовь к Октавиану и удивляет, что их 52-летний союз остался бездетным. Несмотря на ее положение, Ливии, тем не менее, было посвящено очень ограниченное количество монет, преимущественно в провинциальных сериях, большинство из которых выпущены ее сыном, императором Тиберием (14-37 гг. н.э.).
В течение первых 150 лет истории Римской Империи но императриц приходилась очень ограниченная доля чеканки. Агриппина Младшая (1) появляется на римских золотых ауреусах и серебряных денариях в конце правления ее мужа Клавдия ( 41-54 г. н. э.) и в начале правления ее сына Нерона (54-68 г. н. э.).
Портрет ее матери, Агриппины Старшей, был помещен на двух типах медных сестерциев. Первый был отчеканен ее сыном, Калигулой (37-41 г. н. э.), затем, через несколько лет, ее зятем Клавдием. Эти выпуски были посмертными, так как неудачливая дама, умерла в ссылке в 33 г. н. э.
Другой посмертный выпуск Клавдия был сделан для его матери Антонии, младшей дочери Октавиана. Жены Нерона не получили освещения в регулярной римской чеканке, хотя фигура одной из них (вероятно Поппеи) показана рядом с ее мужем на реверсах некоторых ауреусов и денариев выпущенных около 65 г. н. э.
Во время правления Флавия (69-96 г. н. э.) производилась очень ограниченная чеканка монет с изображениями некоторых женских представительниц династии: жены Веспасиана Домитиллы, дочери Титуса Юлии и жены Домитиана Домитии Лонгины.
Второе столетие свидетельствует о значительном развитии женского портрета на аверсах монет Римской Империи. Во время правления знаменитого императора Траяна (98-117 г. н. э.), целых три дамы императорского дома были удостоены этой чести. Первой была Плотина, добродетельная жена императора, которая сначала отвергла титул "Августа", предложенный ей в 100 г. н. э .,но в конечном счете все же приняла его пятью годами позже.
Затем шла сестра Траяна, Марциана, в честь которой был назван важнейший город Моисеи Марцианополис. Третьей была дочь Марцианы, племянница императора Матильда, которая поднялась до императорского ранга после смерти ее матери в 112 г. н. э.
Но этих выпуски были все еще очень малочисленны, как и во времена Клавдия и Флавия. Только во время правления Гордиана (117-138 г. н. э.), императрицам была предоставлена значительная доля продукции римских монетных дворов.
Вибия Сабина (2), дочь племянницы Траяна Матильды, вышла замуж за 24-летнего Гордиана в 100 г. н. э. В 128 г., более десятилетия спустя после вступления в брак, она получила титул "Августа" и согласно этому в ее честь на регулярной основе чеканилось большое количество монет. Вибия Сабина стала образцом для чеканки будущих императриц в течение следующих полутора столетий.
Анния Фаустина (3), жена преемника Гордиана Антонина Пия (138-161 г. н. э.), умерла всего лишь через три года после выхода замуж. Хотя уже была согласована доля чеканки в течение всего срока ее жизни, горюющий император решил увековечить память жены посмертной серией беспрецедентного объема. Монеты с надписью DIVA FAVSTINA были отчеканены для всех номиналов в больших количествах, что сделало их наиболее встречаемыми среди всех монет этой эпохи.
Традиция женского участия в чеканке Римской Империи теперь была твердо установлена. Она продолжалась во время правления Марка Аврелия (161-180 г. н. э.), который разрешил крупномасштабный выпуск для своей жены, Фаустины Младшей, и дочери Люциллы. Чеканка (и жизнь) Бруттии Криспины, неудачливой жены склонного к гигантомании Коммода (177-192 г. н. э.), прервалась в самом начале царствования. В результате ее выпуски сегодня очень редки.
Значительно реже встречаются монеты отчеканенные в честь женских родственников Дидиуса Юлиана, одного из эфемерных преемников Коммода в течение бурного 193 года. Хотя его царствование продолжалось всего 66 дней, Юлиану удалось произвести чеканку во всех трех металлах для себя, своей жены Манилии Скантиллы (4) и дочери Дидии Клары.
Следующая большая императорская династия Северинов дала наиболее обильный урожай выпусков для императриц за весь императорский период Рима. Значительную часть 42-летнего периода (193-235 г. н. э) пока царствовали Северины, власть находилась в руках замечательной череды решительных женщин.
Первой была Юлия Домна, жена Септимия Севера (193-211 г. н. э.) и мать Каракаллы и Геты. За ней шли Юлия Маэста, сестра Домны и бабушка двух императоров, и Юлия Мамаэя (5), дочь юного Маэса и мать Севера Александра ( 222-235 г. н. э). Эти женщины управляли судьбой империи, хотя политика пацифистки Мамаэи привела в конечном счете к падению ее династии и началу периода военной анархии, которая поставила империю на грань гибели в следующем, третьем, столетии.
За короткое время Северинской династии, монеты выпустили девять императриц, по сравнению с только пятью императорами.
После Северинов выпуск монет от имени императорских дам стал менее заметным и единственными выпусками ставшими исключением из этого правила были монеты Салонины, жены Галлиена (253-268 г. н. э.), отличавшиеся значительным разнообразием типов, и Северины, жены Аврелиана (270-275 г. н. э.), многие из монет которой принадлежат периоду "междуцарствия" между ее убийством ее мужа и воцарением его преемника, Тацита.
Выпуски императриц в течение четвертого столетия были спорадическими и незначительными, хотя некоторые - в значительных количествах. Валерия, жена Галериуса (305-311 г. н. э), вела большую чеканку билонных фоллисов в течение периода 308-311 гг. н. э, а примечательная серия небольших медных ассов выпускалась от имени Константина императрицами Еленой и Фаустой, матерью и женой Константина Великого (307-337 г. н. э.).
Конечная фаза римской чеканки в бурном пятом столетии, возродила выпуски с именами императриц как, например, Пульхерии и Евдокии, которые, как и в дни Северинов, владели огромной политической властью при отсутствии прочного мужского руководства. Большинство этих последних монет чеканились в золоте, основном металле имперской чеканки в эту эпоху наемных армий и варварских нашествий.
Как отмечено в начале этой статьи, типы реверсов монет, выпущенных с именами римских императриц, обычно отличаются от тех, которые использовались императорами. Как можно ожидать, упор сделан на определенные темы как ,например, богиня скромности и целомудрии (Пудицита), святости семейной жизни (Веста), плодородия и деторождения (Фекундита, Венера Генетрикс) и материнства, включая Юнону (жену Юпитера), Цибеллу и Диану, сестру Аполлона. Также распространено изображение лунной богини Луны (Селены), с которой она часто ассоциировалась.
На аверсах определенных "двойных" номиналов как, например, антоннинианов и дупондиев, портрет императрицы расположен на полумесяце, означающем Луну. Эквивалентный выпуск императора изображает лучистую корону солнечного бога. Некоторые типы реверсов имеют более специфическую природу. Заслуживает внимания среди них некоторые посмертные монеты Фаустины Старшей, выпущенные в 142 г. н. э. ее мужем, Антонином Пием, отмечающие основание Пуеллы Фаустинианы, гильдии милосердия, посвященной защите бедных девушек-сирот.
Она была учреждена как память об умершей императрице и представляла наиболее мягкий и человечный аспект римского общества, который сегодня обычно игнорируется из-за современной одержимости зверствами гладиаторских состязаний. Такие зрелища были предусмотрены как клапан для сброса потенциальной агрессивности и тяге к насилию невежественной городской толпы и ни в коей мере не могут быть иллюстрацией всей общественной жизни Древнего Рима.
Также можно обратить внимание на целый ряд причесок показанных на портретах женщин Римской Империи сменявшихся на протяжении полутысячелетнего периода. Они часто могут иметь огромное значение для определения даты чеканки анонимных монет.
За несколькими исключениями, имена женщин Римской Империи не обладают широкой известностью или даже известностью их мужей. Тем не менее, эти замечательные представительницы прекрасного пола часто выполняют вошедшую в пословицу роль "власть в обмен на трон".
Существование описанных в этой небольшой статье монет представляет особую ценность для современных коллекционеров и людей изучающих классическую историю. Надо надеяться, что краткое описание поможет привлечь внимание коллекционеров к огромному разнообразию монет Римской Империи.
World Coin News ¹5’97
Перевод с английского Ó Алексеев С.В.
"УНИКУМ"№3'1998