Самолет Р-38 на французской монете

Атрибуция и оценка
Аватара пользователя
Таня
......................................
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 19 фев 2019, 13:44:37

Самолет Р-38 на французской монете

Сообщение Таня » 19 июн 2019, 11:01:00

Драгоценные монеты Франции в честь знаменитого американского истребителя.

Монетный двор Парижа продолжает выпускать драгоценные монеты в честь знаменитых самолетов. Напомним, что каждый год монетным двором чествуются два самолета. Новые нумизматические продукты посвящены известному двухмоторному истребителю Р-38. Монеты в указанной программе были разработаны в сотрудничестве с Романом Юго, известным художником комиксов.




b57ddaebf0a1cc9185946e55a057e3ba.jpeg
6c429277148ecf191f8821e893ba994e.jpeg




Monnaie de Paris отдает дань уважения одному из главных самолетов в истории авиации. P-38 Lightning – истребитель времен Второй мировой войны, разработанный Локхидом. Опытный образец совершил свой первый полет 27 января 1939 года. Среди многих пилотов P-38 самым известным стал французский летчик-писатель Антуан де Сент-Экзюпери.



91c7d064dfee30e24669944b7e3071a5.jpeg
9f03c1bf5663979a5925c08da47c04c8.jpeg




На реверсе монеты появляется портрет писателя, изображение истребителя, а также оригинальная иллюстрация из «Маленького принца». Помимо указанного дизайн дополнен надписью с именем выдающейся личности, названием самолета и годом выпуска монеты.

Номинал - 50 евро и 10 евро

Металл - Золото 999 и Серебро 900

Масса - 7,78 грамм и 22,2 грамма

Диаметр - 22 мм и 37 мм

Качество - Пруф и Пруф

Тираж - 250 и 2000

Аватара пользователя
Нафталин
......................................
Сообщения: 1091
Зарегистрирован: 27 мар 2018, 12:45:37
Откуда: г. Благовещенск. Амурская обл.
Интересы: Монеты РОССИИ и СССР; Перепутки и копии редких монет. Современная погодовка.

Самолет Р-38 на французской монете

Сообщение Нафталин » 20 июн 2019, 00:16:20

Очень красивая монета..., присутствуют - явная экспрессия и интересный дизайн. В свое время это был самый красивый и узнаваемый со всех ракурсов двухбалочный самолёт, а красивые самолёты как правило хорошо летают. Неспроста немецкие лётчики с люфтваффе дали ему прозвище "вилы дьявола"! Хотя, существуют достаточно противоречивые и разные мнения на его счет: "... широко известно, что на Р-38 пропал Экзюпери и кроме необычного внешнего вида, этот самолет ни чем особо не запомнился. Для штурмовика он был слаб, а для истребителя достаточно неповоротлив". "Типичной тактикой пилотов «лайтнингов» был набор большой высоты, пикирование на противника с последующим использованием всей огневой мощи и быстрым уходом вверх. Такая тактика оказалась эффективной как против немецких, так и против японских истребителей." Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий и Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На Юго-западном тихоокеанском театре P-38 оставался почти до самого конца войны.

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/plane/voennye-sam ... tning.html

Так уж сложилась у меня по судьбе, что служба в рядах ВВС в 1974-75гг. (пос. Хурба г. Комсомольск-на Амуре) и в 1980г. в бригаде разведки-спецназа ВДВ (под Уссурийском), навсегда связали меня со всем тем, что так или иначе касается авиации и космоса. Со временем, этот интерес правда несколько подугас....но редкие монетки, приобретенные по вполне демократичным ценам уже прошлого века - до сих пор остаются в моей коллекции самыми любимыми.

Думаю, что я не исключение и многим приятно видеть и находить, что-то новое из обозначенного монетного ряда..., с сожалением принимая данность, что очередная монетка далеко не наша отечественная монетная серия. Ни СССР, ни Россия так и не удосужились на монетах увековечить свои самолеты, участвовавшие в Великой Отечественной. То, что можно увидеть на монетах юбилейных серий, это схематическое изображение "боевых летательных аппаратов тяжелее воздуха". Больше всего военных самолетов на своих монетах отчеканили Гибралтар и островные государства, которые специализируются на выпуске монет, в основном из драгоценных металлов. Они рассчитаны на коллекционеров всего мира и продаются обычно значительно выше своего номинала. Наиболее полную картину авиационной техники военного периода представили на монетах из латуни, медно-никелевого сплава и серебра тихоокеанские Маршалловы острова.

Вот, посмотрел на эту вашу ссылку и решил получше узнать историю столь необычного по конструкции самолета. Может быть кому-то из наших форумчан, приведенная ниже информация тоже покажется достаточно интересной. Во всяком случае, хочется верить, что она точно будет не лишней, особенно после просмотра приведенного видео.


1280px-Lockheed_P-38_Lightning_USAF.jpg
Lockheed_XP-38_schematic.svg.png
1024px-Lockheed_P-38H_Lightning_-_1.jpg

Локхид P-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый двухмоторный истребитель. Разработан в соответствии с концепцией тяжелого высотного истребителя, выдвинутой армейской авиацией США в 1937 году. Использовался как истребитель дальнего сопровождения, штурмовик и разведывательный самолёт.

P-38 имел необычную конструкцию — самолёт реализовали по двухбалочной схеме с кабиной пилота и вооружением, расположенной в гондоле между ними. Лётчики Люфтваффе называли этот самолёт «дьявол с раздвоенным хвостом» (der Gabelschwanz-Teufel), а японцы окрестили его «два самолёта, один пилот» (2飛行機、1パイロット Ni hikōki, ippairotto).

P-38 использовался для решения множества задач: бомбометания с пикирования и с горизонтального полёта, ударов по наземным целям, проведения ночных операций, фоторазведки. На тихоокеанском театре военных действий его часто использовали в качестве истребителя сопровождения большой дальности (для этого под крылья крепили дополнительные сбрасываемые баки).

Ссылка - http://www.airaces.ru/plane/voennye-sam ... tning.html

В начале осени 1938 года в Москву поступила добытая нашей разведкой документация по новому американскому высотному перехватчику «Локхид-22». Ее сумели выкрасть в США сотрудники Разведывательного управления наркомата обороны. Толстенные пачки фотокопий содержали техописание, чертежи и рисунки самолета и его основных частей, расчеты летных характеристик и прочности планера, результаты продувки моделей в аэродинамической трубе. Оригиналы были отпечатаны на бланках фирмы «Локхид» и несли штампы «Secret». На чертежах и рисунках виден был крайне необычный по облику двухбалочный двухмоторный самолет, с коротким фюзеляжем-гондолой, трехколесным шасси и турбокомпрессорами на двигателях. Копии материалов направили в Управление материально-технического снабжения и НИИ ВВС. Вот что написал в своем отзыве изучавший материалы по американскому самолету военинженер 1 -го ранга Знаменский: «Необходимо признать, что по своим полетным качествам и мощности артиллерийско-стрелкового вооружения истребитель-перехватчик «Локхид-22» представляет значительный шаг вперед в развитии боевых самолетов, и в этом отношении заслуживает самого пристального изучения со стороны РККА».

Источник - https://topwar.ru/97176-dvuhmotornaya-m ... tning.html

МОНЕТА - Маршалловы острова - 10 долларов 1991 год UNC. P - 38 Lighting.

68932468 (1).jpg
68932468.jpg
Ссылка - https://streetmarket.ru/item/68932468_% ... 8_Lighting

ВИДЕО: Знаменитые самолеты. Серия 3. Lockheed P-38 Lightning
Ссылка - https://www.youtube.com/watch?v=HHEsgfJNSEw

Особенности конструкции.

Первые модификации P-38 заработал противоречивую репутацию. С одной стороны самолёт был живучим и прощал многие ошибки пилотирования, с другой стороны он имел очень существенный недостаток - P-38 был крайне нестабилен на больших скоростях при отвесном пикировании. При достижении определенной скорости вывод машины из пикирования становился практически невозможным, что приводило к превышению предела прочности, и P-38 терял хвостовое оперение.

1466700252_638166_original.jpg

После проведения ряда исследований выяснилось, что виной всему был эффект сжимаемости воздуха[4], вызывавший смещение точки приложения подъёмной силы позади руля высоты, что затрудняло выход из пике[5]. Эту проблему решили путём установки специальных тормозных щитков, препятствовавших этому эффекту во время пикирования.

P-38 был необыкновенно тих для истребителя — выхлоп глушился турбонаддувом. Самолёт был прост в управлении и прощал многие ошибки пилотов. Ранние модели обладали невысокой угловой скоростью крена, что не позволяло использовать их в качестве самолёта-истребителя. P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны.

Боевое применение.

В середине 1941 г. начались поставки Р-38 в 1-ю ИАГ. К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор такие самолеты получила также 14-я ИАГ. Эти группы летом 1942 г. были перебазированы в Великобританию. Две АЭ остались в Исландии. Один из базировавшихся здесь P-38F совместно с Р-40С сбил 14 августа 1942 г. самолет FW 200 — первый немецкий самолет, сбитый американцем во Второй мировой войне.

С ноября 1942 г. 1-я, 14-я и 82-я ИАГ воевали в Северной Африке, а затем действовали над Италией и сопровождали бомбардировщики в налетах на цели в Австрии, Венгрии, Румынии. В 1944 г. они участвовали и в челночных рейдах с посадкой в районе Полтавы.

В сентябре 1943 г. в Великобританию прибыла 55-я ИАГ, вооруженная Р-38Н, но вскоре получившая P-38J. Её главной задачей, как и четырех групп «Лайтнингов», прибывших позже, стало сопровождение бомбардировщиков в налетах на Германию.

На Тихоокеанском ТВД «Лайтнинги» дебютировали в районе Аляски и Алеутских островов — здесь на них с середины 1942 г. воевала 54-я ИАЭ. Небольшое количество Р-38 действовало в американских авиачастях в Индии, Китае, Бирме, островах Тихого океана. Наиболее известной операцией, проведенной «Лайтнингами», стало уничтожение адмирала Ямамото, командующего Объединенным флотом Японии. Рукодствуясь данными радиоперехвата, 16 P38F/J из 18-й и 347-й ИАГ 18 апреля 1943 г. перехватили два японских транспортных самолета, на борту одного из которых находился адмирал. Обе машины, а также 5 «Зеро» из эскорта были сбиты.

Первая группа, полностью перевооруженная Р-38 (475-я) появилась на Тихоокеанском ТВД только в сентябре 1943 г. К лету 1944 г., когда началась подготовка к высадке на Филиппины, здесь воевало уже 5 групп «Лайтнингов». В 1945 г. на Тихий океан были направлены и три АЭ ночных истребителей Р-38М.

1466699853_47096_original.jpg

В послевоенное время большинство «Лайтнингов» в США было списано уже к 1948 г.

Помимо США, «Лайтнинги» широко использовались ВВС Свободной Франции — но только разведчики. Несколько таких самолетов эксплуатировали ВВС Австралии и Китая; последний также получил 15 P-38J/L.

2 Р-38, совершивших вынужденные посадки в Португалии, были включены в состав ВВС этой страны. 50 «Лайтнингов» в 1949 г. получила Италия, а 7 приобрел Гондурас, где они прослужили до 1965 г.

Источники и подробности:

Ссылка - http://www.airaces.ru/plane/voennye-sam ... tning.html
Ссылка - https://topwar.ru/97176-dvuhmotornaya-m ... tning.html

Памятная медаль - Самолеты II мировой войны. Р-38 - США ВВС

США ВВС Р38 реверс.jpg
США ВВС памятная медаль самолеты II мировой войны Р-38 - США ВВС Р38 реверс.

США ВВС Р38 аверс.jpg
США ВВС памятная медаль самолеты II мировой войны Р-38 - США ВВС Р38 аверс

Описание: медно-никель, позолота;самолеты II мировой войны, тяжелый истребитель Р-38 ; ВВС США.


Именно на P-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944, предположительно был сбит немецким Bf.109). Теперь стал понятен замысел монетного гравера, поместившего на нее лица этих двух пилотов и изображение персонажа из "Маленького Принца".


О том, как в 1944 чуть не началась война между СССР и США.

ЭТО крайне малоизученный эпизод Второй мировой войны. Hа Западе про него предпочитают вовсе не вспоминать. Предлагаю вам прочитать вот такую версию событий. ( представлена в сокращенном варианте - полная версия см. по обозначенному источнику).

Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что «американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений». (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670).

original.jpg

Демонстрируя свое право летать где угодно, штатовское командование заодно проверяло наших «на вшивость», а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила «кровавая Пасха» 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием «Либерейтор» («Освободитель») обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1 тыс 160 человек. Всего таких налетов было девять, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись «Счастливой Пасхи!».

Ну, а для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя «Лайтнинг» выбрали тоже символическую дату – 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «Лайтнингов», Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

Летавший над Германией заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка 25-летний майор Кожедуб сталкивался с обнаглевшими «союзниками» дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа «Мустанг», но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из «Мустангов» разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

В СССР про эту историю можно было прочитать всего в одном источнике — мемуарах военного летчика H. А. Шмелева «С малых высот», изданных в 1966 г. Из книги следует, что утром 7 ноября 1944 г., на аэродроме города Hиш (Сербия) советские летчики из 707-го штурмового авиаполка собрались было отметить известный революционный праздник, как вдруг им на головы начали пикировать странные самолеты и сбрасывать бомбы. Сперва незваных гостей приняли за немецкие «рамы» — так с 1941-го в наших ВВС называли «Фокке-Вульфы» FW-189. Это было странно: во-первых, «рама» была высотным разведчиком, не предназначенным для штурмовки аэродромов. Во-вторых, 40 (!) «Фокке-Вульфов» немцам просто неоткуда было взять. Впрочем, разбирательства решили отложить на потом. В воздух подняли дежурное звено из соседнего 866-го истребительного авиаполка. В первой же атаке удалось «завалить» двух чужаков. Постепенно взлетел весь полк, и в воздухе началась настоящая «собачья драка» — маневренный бой на малых высотах. Была сбита еще одна «рама», погиб и наш Як-3. Только тут советские летчики с изумлением заметили, что на крыльях и фюзеляжах вражеских самолетов нарисованы не черные немецкие кресты, а белые звезды ВВС США! Кто-то даже вспомнил обозначение американской «рамы» — тяжелый истребитель Р-38 «Лайтнинг». Hа такой же машине, только в варианте фоторазведчика, летал и погиб Сент- Экзюпери.

В этом бою участвовал лучший ас полка, Герой Советского Союза капитан Александр Колдунов (46 воздушных побед к концу войны). Тот самый, которого в 1987 г. снимут с должности главнокомандующего войсками ПВО за скандальную посадку М. Руста на Красной площади. Кажется, именно он, рискуя жизнью, подлетел к ведущему американцу, чтобы продемонстрировать красные звезды на своем самолете. Как бы то ни было, американцы убрались восвояси. Hо ненадолго. Буквально через полчаса другая группа американских самолетов атаковала колонну советских войск, следовавшую через Hиш по шоссе. Их тоже удалось отогнать, но дел они натворить успели.

В результате налета погиб командир стрелкового корпуса генерал Степанов. Его последние слова были: «Проклятые империалисты!»

7 : 3 в нашу пользу

АМЕРИКАHСКОЕ командование, пишет автор мемуаров, — конечно, извинилось перед нашим за этот «инцидент». Hо что толку от этих слов? Ими не вернешь наших дорогих товарищей, погибших во время предательского налета «союзников». Вообще, тональность книги H. Шмелева не оставляла сомнений, что она серьезно редактировалась в Главном политуправлении СА и ВМФ. Стали даже закрадываться мысли: а не сочинили ли этот эпизод в годы «холодной войны»? Hо неожиданно подтверждение пришло совершенно с другой стороны — из бывшей Югославии.

Как известно, советские войска помогли Hационально - освободительной армии Югославии изгнать из страны немцев. По соглашению, которое 16 октября 1944 г. подписали югославский маршал Тито и советский маршал Толбухин, части нашей 17-й воздушной армии получали право пользоваться любыми тамошними аэродромами. За это советские ВВС должны были обучить югославских летчиков и механиков эксплуатации истребителей Як-3 и штурмовиков Ил-2. Одна из таких групп базировалась на аэродроме города Hиш.

original (2).jpg

Ветераны югославского подразделения делились воспоминаниями об инциденте в белградской газете «Политика» от 9 ноября 1988 г. — в 44-ю годовщину событий. По их словам, 7 ноября 1944 г. над колонной 6-го гвардейского стрелкового корпуса Красной армии севернее города Hиш неожиданно появилась группа американских бомбардировщиков В-25 «Митчелл» в сопровождении истребителей «Лайтнинг».

p38f.jpg

Всего самолетов было штук 30. Американцы очень точно отбомбились по голове колонны: погиб командир корпуса, 31 солдат и офицер, еще 37 человек было ранено. С аэродрома взлетела группа из 9 истребителей Як-3, один из которых был тут же сбит. В воздухе завязалось ожесточенное сражение. Партизанский политкомиссар, приставленный к нишскому аэродрому, довел до сведения личного состава, что всего было сбито 7 американских и 3 советских самолета.

При этом американцы потеряли 14 летчиков. Если верить данным безвестного югославского комиссара, получается, что американцы потеряли 5 одноместных «Лайтнингов» и 2 бомбардировщика «Митчелл» с экипажем из 5 человек. Скорее всего, это были самолеты из 15-й воздушной армии ВВС США, которые в 1944 году базировались в Италии.

По взаимному согласию сторон недолгая «советско-американская война» была предана забвению. Случись она ближе к весне 45-го года, когда трещина между союзниками по антигитлеровской коалиции была гораздо шире, все могло бы повернуться по-другому… Hо для одного из героев описанных событий, Александра Колдунова, эта встреча с американскими летчиками была не последней. В 1948 г. вторую звезду героя он получил как раз за сбитых американцев. Впрочем, это уже совсем другая история…

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа «Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придется очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счет задним числом.

Однако и когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса генерал-майор Кожедуб атаковал штатовские эскадрильи, расчищавшие дорогу «миротворцам» ООН в Корее, новые звезды на его самолете так и не появились. Москва категорически запретила комдиву участвовать в боях, и потому все 264 уничтоженные самолета врага следует отнести на счет учеников Ивана Никитича.

Источник - https://hystory.mediasole.ru/o_tom_kak_ ... ssr_i_ssha

Рекомендованная ссылка для любителей авиации на монетах.

Истребитель в кошельке.

В XX веке и за три года XXI века разными странами было отчеканено более 200 монет, на которых изображены самолеты. При этом можно проследить две основные тенденции - история авиации от первого самолета братьев Райт и Вторая мировая война. Среди первых очень интересную серебряную монету в 10 песо, покрытую цветной эмалью, выпустила Куба. На ней изображен истребитель "Фоккер" легендарного немецкого аса Первой мировой войны "Красного барона" - барона Рихтхофена.

2004_10_22_40_8_1.jpg

Источник - http://nvo.ng.ru/notes/2004-10-22/8_coins.html
Нумизмат – это состояние души. :D55

Ответить

Вернуться в «Иностранные монеты»