Исламская нумизматика
Добавлено: 11 апр 2018, 14:38:41
Для начала напомним, что же такое «нумизматика». Энциклопедия дает следующие определение: «Нумизматика (от лат. numisma, греч. nómisma — монета), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др… Монеты — своеобразный источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества… Сегодня исламская нумизматика – огромный и очень интересный раздел этой вспомогательной исторической дисциплины. Еще бы! Ведь исламские государства занимали и занимают огромную часть планеты (почти все они имели свои монеты), а первая исламская монета была отчеканена еще в 691 г. Мы уже рассказывали о дирхемах Арабского Халифата, на протяжении более чем трех веков выполняющих функцию мировой валюты, эдакого своеобразного «доллара средневековья». Сегодня же мы расскажем о самых первых исламских монетах и об настоящей «монетной войне» сопровождающей их появление. На протяжении первых десятилетий существования Халифата мусульмане своих монет не имели. В обороте использовались деньги старых выпусков – византийские и династии Сасанидов. Но с укреплением собственной государственности возник вопрос о выпуске собственной монеты. Здесь было несколько аспектов. Во-первых огромный халифат, с большим количеством крупных городов, процветающими ремеслами и торговлей нуждался в огромном количестве монет. Старые постепенно выходили из оборота – стирались, терялись, оседали в кладах или просто переплавлялись. Новых со стороны приходило в недостаточном количестве, да и зависимость от поступлений «чужой» монеты была опасна – в этом случае правители не могли контролировать экономические процессы. Это в слаборазвитой Руси, с преимущественно натуральным хозяйством, почти до самого конца XIV века могли довольствоваться привозной монетой (выпуск княжих златников и сребреников был скорее политическим, чем экономическим шагом). Немаловажным была и религиозная составляющая. Получался абсурд – государство-то исламское, но на монетах сплошь откровенно христианская символика или, как на сасанидских дирхемах, – пылающий жертвенник языческого бога Ормузда (его изображение присутствовало в обязательном порядке на всех монетах династии Сасанидов). Последнее, скорее всего, и сыграло главную роль.
Следует отметить, что еще со времен античности монеты, помимо средства платежа, играли важную роль, как средство пропаганды. Чеканились они огромными тиражами и изображения и надписи на них играли роль своеобразных СМИ. Наиболее ярко это было выражено в Римской империи. Кроме того монеты играли и декларативную роль – мол есть такое государство и такой правитель. Первые исламские монеты в 691-692 гг отчеканил Абд ал-Малик ибн Марван - 5-й халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Халифата, утерянное в 683 г. после смерти халифа Язида I. За образец новых денег был взят золотой солид византийского императора Ираклия (610-641 гг). Как хорошо видно на фото монета была скопирована почти 1:1 (штемпеля, скорее всего резал кто-то из греческих мастеров, которых было предостаточно в городах Халифата). Но были внесены и некоторые изменения. В частности три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вместо креста, установленного на ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так.
Византийский крест на ступенях имел несколько смысловых слоев. Сам крест символизировал христианство, а три массивных навершия на его концах - Св. Троицу. На исламских же монетах ОДНА колона с ОДНИМ шаром наверху – это символизировало, что Бог – един, и красноречиво отвергала христианский постулат о Св. Троице. Последнее дублировалось надписью на арабском - «Во имя Бога, нет божества, кроме Аллаха, Бог Он Един, Мухаммад - Пророк Бога». Эта золотая монета получила название динар. До сих пор остается неясным, кто изображен на лицевой стороне монеты. Некоторые европейские исследователи считают, что это сам Пророк Мухаммед (в центре), справа от него первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддик, а слева супруга пророка Аиша бинт Абу Бакр. Мол, у последней и не борода вовсе, а прикрывающая лицо вуаль. Версия - абсолютно безосновательная. Авторы этой гипотезы, по всей видимости, не имели ни малейшего представления об Исламе, иначе бы не выдвигали столь абсурдных предположений. Дело совсем в другом. Это были «переходные» монеты, поэтому их и решили чеканить похожими на уже привычные населению. С другой стороны, мастер-монетчик резал, как умел и как привык. Кроме того, следует помнить события, предшествующие появлению первых монет. Накануне, в 689 г. н.э. Войска императора Юстиниана II нанесли поражение войскам халифата и Абд ал-Малик ибн Марван был вынужден заплатить дань в золотой монете. Одной из требований победителей было и то, чтобы монеты ОБЯЗАТЕЛЬНО несли на себе изображения. Коварные византийцы, подразумевали, что побежденные повторят рисунок византийских монет и «контрибуционную» монету потом можно будет пустить в обращение в самой Империи. Халиф букву соглашения соблюл. Вот только, в пику императору, поместил на монете исламскую символику, а три фигуры на монете – просто дань договору с византийцами и ничто более. Выпуск этой монеты вызвал целую бурю негодования в Константинополе. Император наотрез отказался принять идеологически-«враждебную» монету. Тем более, что Византия в ту пору еще рассматривала земли Халифата как исконно свою территорию, временно оторванную еретиками (ислам тоже рассматривался, не как отдельная религия, а разновидность христианской ереси). И тут такой удар! Ведь чекан собственной монеты (вместо, как ожидалось, копий византийских) – еще и более чем весомая заявка на абсолютно отдельную государственность, да и монета та несла на себе символы иной религии. Учитывая же, что в то время между богословами Византии и Халифата шли ожесточенные споры об истинности веры такой демарш халифа был прямым вызовом Империи. Император Юстиниан II в ответ тут же приказал отчеканить новый солид с изображением на лицевой стороне Христа-Пантократора. После – все золотые солиды Византии, многие серебряные и медные монеты чеканились с этим изображением. Демарш Юстиниана II в ответ на чеканку первых исламских монет своеобразно аукнулся и в Украине. Столетия спустя князь Владимир Великий взял за образец для своих златников именно византийский солид с Христом-Пантократором, появившемся, как сказано выше, в ответ на чеканку первой исламской монеты. Но вернемся к монете Юстиниана II. На лицевой стороне, где был помещен лик Христа шла надпись «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих». На обороте – ростовой портрет самого императора, держащего в руках крест и девиз «Победа императора» - открытый намек на поражение войск халифа в 689 г. Надпись на лицевой стороне «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих» тоже содержал в себе прямую политическую атаку против халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Дело в том, что исламское имя халифа переводится с арабского как «Слуга Царя». Император таким образом, пытался нанести оскорбление халифу. Мол: «Я – царь, а ты, всего лишь, - слуга царя». Правда, халифа это нисколько не задело. В Исламе существует только один Царь – сам Господь. А быть слугой Бога – ничуть не постыдно и не унизительно. Но на выпад всё равно нужно было ответить, и ответ не задержался! В 693 г. н.е халиф Абд аль-Малик чеканит новый динар. Как и император, халиф здесь изображен в полный рост, а его руки, ненавязчиво так, сжимают огромный меч (намек более чем прозрачный). В тексте по кругу цитируется Исламский Символ Веры. С подобным же изображением были выпущены и медные фельсы (фельс – искаженное от «фоллис» - так называлась крупная медная монета Византии).
На обороте все та же ОДНА колона и текст: «Во имя Аллаха этот динар был отчеканен в 74 г». Юстиниан II в долгу не остался и приказал отчеканить серию новых монет имитирующих арабские. В ответ халиф полностью убрал из монет все изображения и оставил одни надписи. Этот тип монет сохранился и до нынешних дней (изменялась, разве что, каллиграфия шрифта да некоторые элементы декора). А вот самые первые исламские монеты сегодня огромнейшая редкость. Впоследствии их изъяли из обращения и переплавили, как несоответствующие исламу – напомним, на них присутствовали изображения людей.
Любопытна дальнейшая судьба героев этой истории. Халиф Абд ал-Малик правил долго и мудро. Он провел ряд важных реформ, направленных на укрепление исламского государству. Именно по его повелению на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма был воздвигнут «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра), заключающий в себе выступ скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж). Сегодня Куббат ас-Сахра – один из самых известных и, наверное, самый заметный, символ Святого Города. Умер халиф в 705 г. н.е. Юстиниан II "прославился" своей жестокостью и призрением к законам. При всей показной набожности презирал он и Церковь. Например, чтобы построить беседку и ложи для цирковой партии венетов, где бы они могли принимать императора, он приказал разрушить храм Пресвятой Богородицы и, в насмешку, потребовал у патриарха провести молебен за разрушение этого храма. На гребне народного негодования в 695 г. н.е. Юстиниана свергли и, отрезав ему ноздри и язык, сослал в Херсонес (Крым). Позже, при помощи мечей болгарского хана ему все же опять удалось сесть на императорский трон. Возвращение императора сопровождалось многочисленными жестокими казнями, а последующее правление – кровавой гражданской войной. В итоге в декабре 711 г. Юстиниан таки лишился головы.
Следует отметить, что еще со времен античности монеты, помимо средства платежа, играли важную роль, как средство пропаганды. Чеканились они огромными тиражами и изображения и надписи на них играли роль своеобразных СМИ. Наиболее ярко это было выражено в Римской империи. Кроме того монеты играли и декларативную роль – мол есть такое государство и такой правитель. Первые исламские монеты в 691-692 гг отчеканил Абд ал-Малик ибн Марван - 5-й халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство Халифата, утерянное в 683 г. после смерти халифа Язида I. За образец новых денег был взят золотой солид византийского императора Ираклия (610-641 гг). Как хорошо видно на фото монета была скопирована почти 1:1 (штемпеля, скорее всего резал кто-то из греческих мастеров, которых было предостаточно в городах Халифата). Но были внесены и некоторые изменения. В частности три бородатые фигуры на лицевой стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили изображение и на оборотной стороне. Вместо креста, установленного на ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто так.
Византийский крест на ступенях имел несколько смысловых слоев. Сам крест символизировал христианство, а три массивных навершия на его концах - Св. Троицу. На исламских же монетах ОДНА колона с ОДНИМ шаром наверху – это символизировало, что Бог – един, и красноречиво отвергала христианский постулат о Св. Троице. Последнее дублировалось надписью на арабском - «Во имя Бога, нет божества, кроме Аллаха, Бог Он Един, Мухаммад - Пророк Бога». Эта золотая монета получила название динар. До сих пор остается неясным, кто изображен на лицевой стороне монеты. Некоторые европейские исследователи считают, что это сам Пророк Мухаммед (в центре), справа от него первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддик, а слева супруга пророка Аиша бинт Абу Бакр. Мол, у последней и не борода вовсе, а прикрывающая лицо вуаль. Версия - абсолютно безосновательная. Авторы этой гипотезы, по всей видимости, не имели ни малейшего представления об Исламе, иначе бы не выдвигали столь абсурдных предположений. Дело совсем в другом. Это были «переходные» монеты, поэтому их и решили чеканить похожими на уже привычные населению. С другой стороны, мастер-монетчик резал, как умел и как привык. Кроме того, следует помнить события, предшествующие появлению первых монет. Накануне, в 689 г. н.э. Войска императора Юстиниана II нанесли поражение войскам халифата и Абд ал-Малик ибн Марван был вынужден заплатить дань в золотой монете. Одной из требований победителей было и то, чтобы монеты ОБЯЗАТЕЛЬНО несли на себе изображения. Коварные византийцы, подразумевали, что побежденные повторят рисунок византийских монет и «контрибуционную» монету потом можно будет пустить в обращение в самой Империи. Халиф букву соглашения соблюл. Вот только, в пику императору, поместил на монете исламскую символику, а три фигуры на монете – просто дань договору с византийцами и ничто более. Выпуск этой монеты вызвал целую бурю негодования в Константинополе. Император наотрез отказался принять идеологически-«враждебную» монету. Тем более, что Византия в ту пору еще рассматривала земли Халифата как исконно свою территорию, временно оторванную еретиками (ислам тоже рассматривался, не как отдельная религия, а разновидность христианской ереси). И тут такой удар! Ведь чекан собственной монеты (вместо, как ожидалось, копий византийских) – еще и более чем весомая заявка на абсолютно отдельную государственность, да и монета та несла на себе символы иной религии. Учитывая же, что в то время между богословами Византии и Халифата шли ожесточенные споры об истинности веры такой демарш халифа был прямым вызовом Империи. Император Юстиниан II в ответ тут же приказал отчеканить новый солид с изображением на лицевой стороне Христа-Пантократора. После – все золотые солиды Византии, многие серебряные и медные монеты чеканились с этим изображением. Демарш Юстиниана II в ответ на чеканку первых исламских монет своеобразно аукнулся и в Украине. Столетия спустя князь Владимир Великий взял за образец для своих златников именно византийский солид с Христом-Пантократором, появившемся, как сказано выше, в ответ на чеканку первой исламской монеты. Но вернемся к монете Юстиниана II. На лицевой стороне, где был помещен лик Христа шла надпись «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих». На обороте – ростовой портрет самого императора, держащего в руках крест и девиз «Победа императора» - открытый намек на поражение войск халифа в 689 г. Надпись на лицевой стороне «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих» тоже содержал в себе прямую политическую атаку против халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Дело в том, что исламское имя халифа переводится с арабского как «Слуга Царя». Император таким образом, пытался нанести оскорбление халифу. Мол: «Я – царь, а ты, всего лишь, - слуга царя». Правда, халифа это нисколько не задело. В Исламе существует только один Царь – сам Господь. А быть слугой Бога – ничуть не постыдно и не унизительно. Но на выпад всё равно нужно было ответить, и ответ не задержался! В 693 г. н.е халиф Абд аль-Малик чеканит новый динар. Как и император, халиф здесь изображен в полный рост, а его руки, ненавязчиво так, сжимают огромный меч (намек более чем прозрачный). В тексте по кругу цитируется Исламский Символ Веры. С подобным же изображением были выпущены и медные фельсы (фельс – искаженное от «фоллис» - так называлась крупная медная монета Византии).
На обороте все та же ОДНА колона и текст: «Во имя Аллаха этот динар был отчеканен в 74 г». Юстиниан II в долгу не остался и приказал отчеканить серию новых монет имитирующих арабские. В ответ халиф полностью убрал из монет все изображения и оставил одни надписи. Этот тип монет сохранился и до нынешних дней (изменялась, разве что, каллиграфия шрифта да некоторые элементы декора). А вот самые первые исламские монеты сегодня огромнейшая редкость. Впоследствии их изъяли из обращения и переплавили, как несоответствующие исламу – напомним, на них присутствовали изображения людей.
Любопытна дальнейшая судьба героев этой истории. Халиф Абд ал-Малик правил долго и мудро. Он провел ряд важных реформ, направленных на укрепление исламского государству. Именно по его повелению на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма был воздвигнут «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра), заключающий в себе выступ скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж). Сегодня Куббат ас-Сахра – один из самых известных и, наверное, самый заметный, символ Святого Города. Умер халиф в 705 г. н.е. Юстиниан II "прославился" своей жестокостью и призрением к законам. При всей показной набожности презирал он и Церковь. Например, чтобы построить беседку и ложи для цирковой партии венетов, где бы они могли принимать императора, он приказал разрушить храм Пресвятой Богородицы и, в насмешку, потребовал у патриарха провести молебен за разрушение этого храма. На гребне народного негодования в 695 г. н.е. Юстиниана свергли и, отрезав ему ноздри и язык, сослал в Херсонес (Крым). Позже, при помощи мечей болгарского хана ему все же опять удалось сесть на императорский трон. Возвращение императора сопровождалось многочисленными жестокими казнями, а последующее правление – кровавой гражданской войной. В итоге в декабре 711 г. Юстиниан таки лишился головы.