Страница 1 из 1

Монеты королевы Виктории

Добавлено: 04 апр 2018, 06:39:00
Shnurok
22 января 1901 года на рубеже двух величайших в истории человечества перестало биться сердце маленькой пожилой женщины — королевы Вик-тории. Окончилось самое долгое в истории Англии правление, по праву названное Викторианской Эпохой. Под властью женщины, устало лежащей на смертном одре, находились помимо Великобритании огромные территории по всему свету — Индия, Австралия, Канада, Африканские колонии, Ази-атские колонии, колонии в Южной Америке и Тихом океане... Поистине, над Великой Империей никогда не заходило солнце. При наследниках коро-левы, впервые в истории Британии возложившей на себя императорскую корону, Британская Империя расширится, но уже никогда не достигнет было-го величия и, в конце концов, после череды реформ, сожмется до размера острова-метрополии — части Британского Содружества. Уже правнук коро-левы — Георг VI — не удержит на голове корону Индии и британские монархи потеряют титул императоров, а праправнучка станет лишь символом го-сударства, практически не имея реальной власти...
Но оставим это историкам и политологам. Для нас — нумизматов — Виктория тоже означает целую эпоху. Редкий нумизмат не пленялся огромным разнообразием монет Британии, львиная доля которых отмечена царственным профилем «Королевы Викки».
Виктория — далеко не первая британская королева, портрет, которой появился на монетах этого островного государства. После Марии Тюдор (1553-1558), правившей после своего малолетнего брата Эдварда VI почти 5 лет и получившей в народе прозвище «Кровавой», трон Англии долгие (и не худшие для страны) 45 лет занимала ее сестра Елизавета I (1558 - 1603) — «королева-девственница». В конце XVII столетия (1689-1694) пять лет со-вместно со своим мужем, штадтгальтером Нидерландов Вильгельмом Оранским (будущим Вильгельмом III), правила Мария II, а в начале XVIII — 12 лет королева Анна (1702-1714) — последняя из династии Стюартов.
После Анны, казалось, женские портреты навсегда исчезли с английских монет. Так продолжалось больше века Но в 1837 году скончался третий сын короля из Гановерской династии Георга III Вильгельм IV, не имевший детей и ему наследовала юная племянница Виктория, только за месяц до этого достигшая совершеннолетия.
На первых монетах правления Виктории мы видим портрет 18-летней девушки работы королевского медальера Уильяма Вайона, резавшего штем-пеля и для монет Вильгельма IV. Медальер изготовил скульптурный портрет юной королевы, ставший классическим, для медали в честь 18-летия Вик-тории в 1837 году. Традиционно для британских монет, регулярная чеканка с портретом нового монарха началась в следующем, 1838 году (хотя из-вестны некоторые пробные монеты, датированные 1837 годом). В этом году увидела свет почти полная серия монет: медных — фартинг (1/4 пенни), 1/2 пенни и пенни, серебряных — 3 пенса, 4 пенса (гроут), 6 пенсов и шиллинг, а также золотых — 1/2 соверена и соверен. Естественно, обновили портрет и на традиционной «пасхальной» серии серебряных монет (1, 2, 3 и 4 пенса) — «Maundy Money». Затянулась работа над крупными серебряны-ми монетами — полукроной и кроной, которые появились только в 1839 году. В том же 1839 году монеты с новым портретом начали чеканить для коло-ний: острова Мэн (фартинг, 1/2 и 1 пенни), Цейлона (1/4, 1/2 фартинг и 1Ѕ пенса), в 1840 — для Ост-Индской Компании (Британская Индия), 1841 — Гибралтара, 1845 (слегка модифицированный портрет в диадеме) — Малайи (Straits Settlements)...
Вообще история монет правления Виктории неотделима от истории династии медальеров Вайонов.
Уильям Вайон, сын медальера Томаса Вайона, начал работать еще при короле Георге III в 1816 году и творил до 1851 года. За этот период из его рук вышел целый ряд восхитительных работ: крона 1817 года, реверс медных монет с сидящей Британией, «львиные» 6 пенсов и шиллинг Георга IV, а также «Уна и Лев» на обороте знаменитых 5 фунтов 1839 года. Все они, конечно, различны по степени проработки, но позволяют понять, почему со-временники Вайона, избравшие его в Королевскую Академию, неизменно питали глубокое уважение к мастеру, а современные нумизматы вспомина-ют о нем с такой привязанностью. Его репутация прочно связана с портретами королевы Виктории на монетах, работать для которой Вайон начал соз-дав портрет 13-летней принцессы еще в 1831 году, он вырезал ее портрет для медали в честь восемнадцатилетия. Кто мог знать, что этому портрету суждена долгая жизнь и уже месяц спустя медальеру предстоит работа над коронационной медалью со слегка измененым портретом, а, затем, над монетами, поступившими в обращение летом 1838 года.
В 1847 году медальер создал коронованный бюст Виктории в вычурном готическом стиле, утвержденный для «представительской» кроны этого го-да, и, позже, для «готического» флорина 1849 года. Однако портрет для чеканки 1838 года, несомненно, заслуживает внимания. Вайон был явно вдох-новлен своим восхищением от неоклассического стиля его наставника Флэксмана, когда создавал изящный и хорошо сбалансированный портрет, те-перь широко известный у нумизматов как «Молодая голова (Young Head»). Красота портрета тонко льстила королеве, скрывая некоторые ее недостат-ки, и поэтому он так нравился ей, что только к своему шестидесятилетию Виктория позволила окончательно прекратить чеканку монет с этим портре-том. «Вы всегда представляете меня благоприятно» — сказала однажды Вайону эта женщина до мозга костей.
В 1851 году У.Вайон скончался, но слава мастера была так высока, что часть ее (заслуженно) перешла на его старшего сына Леонарда Чарльза Вайона, который родился в одном из зданий монетного двора в 1826 году. Медальерному искусству его обучал отец и Леонард унаследовал много на-выков гравировки штемпелей. К 16-летию он уже сделал несколько медалей, часть которых хранится в собрании Британского Музея. В 1844 году после отставки Мерлена он стал вторым гравером Монетного двора. Уже в возрасте 24 лет он, вслед за отцом, получил должность «гравера образцов». Зва-ние «Гравер Королевского Монетного двора» он сохранил до самой смерти.
Вклад Леонарда в британскую чеканку был не менее велик, чем у его отца. Одна из работ Леонарда Чарльза Вайона, с которой англичане сталки-вались чуть ли не ежедневно до недавнего времени — бронзовый пенни (в отличие от медного с портретом работы его отца), обычно известный как «пенни булочки» из-за стиля прически королевы. Об истории этой монеты стоит рассказать подробно, хотя бы потому, что монета находилась в обра-щении до самой «децимализации» (1971 год), то есть приблизительно 110 лет после ее первого появления (об этом говорит крайне плохая сохран-ность большинства из этих монет).
К концу 1850-ых стало ясно, что медный пенни (а также 1/2 и 1/4) были слишком велики, чтобы быть приемлемой монетой для повседневного ис-пользования. Медь также стала довольно дорогим металлом для таких незначительных номиналов. Примечательно, что в чистом виде она использова-лось для монет Англии с 1672 года. В течение первого периода правления три медных номинала все еще несли прекрасный портрет работы Уильяма Вайона, хотя прошло более двадцати лет с коронации.
В 1860 году Парламент издал акт или «расширенное постановление, касающееся медной монеты и монеты из сплавов». Л.Вайон был приглашен для подготовки дизайна новых бронзовых номиналов. Было предусмотрено, что новые монеты не будут сильно отличаться по дизайну от старых. Од-ним из условий было сохранение фигуры Британии, символизирующей «Владычицу морей», помещавшуюся на медной монете со времен Карла II. Кроме того рядом с Британией поместили маленький парусный кораблик, возвращаясь к дизайну 1797 года.
Сама королева проявила интерес к работе над дизайном новой разменной монеты и даже несколько сеансов позировала для Леонарда Вайона. Художник представил на одобрение Ее Величества множество проектов, один из которых она приняла благосклонно. В 1860 году на монетном дворе была выпущена первая бронзовая монета Британской Империи, поступившая в обращение в декабре.
Образец монеты в 1 пенни был отчеканен, представлен королеве и одобрен, однако, эта историческая монета не сохранилась, так как была попро-сту украдена при пересылке обратно на монетный двор. Расстояние в 3 мили (менее 5,5 км) оказалось для нее непреодолимым.
Л.Вайон перестарался при изготовлении новых бронзовых монет, выгравировав оригинал штемпеля настолько глубоко, чтобы он при чеканке трес-нул, выдержав всего несколько оттисков. Поэтому, он должен был начать все заново и только после того, как гравер сделал новый, более мелкий штемпель, началось массовое производство бронзовой монеты.

Такова вкратце история рождения бронзового пенни, как мы ее знаем. Среди Пенни этого периода существует большое количество разновидно-стей, который попали в обращение. Однако они слишком многочисленны и незначительны, чтобы останавливаться на них.
Леонард Вайон гравировал штемпеля также для золотых и серебряных монет, чеканенных в честь Золотого Юбилея правления королевы Виктории в 1887 году. Эта чеканка, проект которой был подготовлен скончавшимся Джозефом Эдгаром Боэхмом, вызвала настоящий шквал неодобрения, на-правленного в частности против изображения королевы. Как этот дизайн лицевой стороны пропустила сама королева — остается тайной. По крайней мере Вайон всего только гравировал то, что ему приказывали и не ответственен за дизайн непосредственно.
Королева изображена, как может быть замечено, с очень маленькой короной, громоздящейся на макушке ее головы, на черной вдовьей шали, ко-торую Виктория носила из уважения к своему рано скончавшемуся мужу, принцу Альберту. Прикройте корону пальцем и портрет королевы ничем не будет отличаться от портрета простой вдовы в трауре. Осуждение поэтому было обращено на смехотворно маленькую корону. Эта корона все еще су-ществует и находится в Сокровищнице Короны в Тауэре. Королева носила ее в подходящих случаях, потому что считала корону полного размера слишком тяжелой для себя. Уже в 1889 году бюст королевы был несколько изменен и продержался на монетах до 1892 года.
Если бы не крона и крупные золотые монеты, на обороте которых помещен Святой Георгий с драконом, ни один из проектов лицевых сторон или реверсов чеканки Юбилея 1887 года не принадлежал работе Пиструччи. На соверене гербовый щит под короной сохранялся до 1871 года, а подобный щит чеканился на полусоверене до 1893. На двойном флорине и флорине (2 шиллинга) четыре гербовых щита составили крест, возвращающий нас к дизайну 1662 года. То же самое относится к готическим кроне и флорину.
Леонард Чарльз Вайон, подобно своему отцу до того, подготовил многие штемпеля, использовавшиеся для чеканки монет для различных частей Британской Империи. Многие из них использовались при чеканке монет из золота, серебра, меди, бронзы и никеля самых различных номиналов, еще много лет после смерти плодовитого мастера. Штемпеля были подготовлены Леонардом Вайоном по его собственным проектам, моделям других ху-дожников или рисункам сделанным для него другими художниками Великобритании и Британских заграничных правительств. Вот краткий перечень его «крестников»: Австралия, Британская Восточная Африка, Британская Гвиана, Вест-Индия, Британский Гондурас, Британская Индия, Британские национальные Индийские государства — Алвар, Биканир, Двас и Дхар, Канада и ее провинции — Новый Брунсвик, Ньюфаундленд, Новая Скотия, Ост-ров Принца Эдуарда, Цейлон, Кипр, Гонконг, Ямайка, Джерси, Мальта, Маврикий и Страйт-Сеттлементс.
Вайон произвел также огромное количество образцов и пробных монет, например, шиллинг 1865 года, портрет для которого стал прототипом портрета на большинстве колониальных монет, хотя так никогда и не появился на монетах Великобритании. Вайону принадлежит несколько проектов десятичных монет Великобритании, предвосхитивших «децимализацию» 1971. Его работа над медалями также очень значительна. Кроме всего проче-го Вайон разработал множество монет для иностранных правительств.
Крайне интересен так и не утвержденный проект международной серии монет с двойным англо-французским номиналом: 10 пенсов/1 франк, 2 флорина/5 франков и пр., никелевой разменной монеты, монет Золотого Юбилея малых номиналов (фартинг, полпенни и пенни), кстати, с большой короной.
Одна из наиболее необычных работ Вайона относится еще к 1843 году, когда молодой художник имел всего лишь шестнадцать лет от роду, и представляет собой медаль с портретом на аверсе французского короля Людовика XVIII (тогда уже умершего) и легендой «W. WYON R.A. CUDI JUSSIT» (принадлежит не Уильям Вион, как ошибочно заявлено в большинстве каталогов). Ниже линии шеи: «LEONARD C. WYON 1843», а с другой стороны копия лицевой стороны кроны Оливера Кромвеля работы Томаса Саймона, очень хорошо скопированная. Эта чеканка имеет большой интерес и чрезмерно редка.
Леонард Чарлз Вайон умер 20 августа 1891 года, но некоторые из его проектов использовались и после 1901 года.
Только в 1893 году появился новый (и последний из «викторианских») типов аверса монет Британии, принадлежащий руке медальера Томаса Бро-ка. Он изображал 70-летнюю королеву с диадемой на голове, задрапированную мантильей. Собственно говоря, это было всего лишь подражание ра-ботам Вайона-младшего. Серия со «старым портретом» Виктории, выпускалась до самой смерти королевы в 1901 году.

Автор: Алексеев С.В.