Страница 1 из 1

Елизаветинские рубли или рубли Елизаветы

Добавлено: 14 июл 2018, 10:28:18
Shnurok
Думаю многим интересен этот период.

Среди коллекционеров русских монет период с 1741 по 1761 год, является одним из самых интересных периодов чеканки монет рублёвого номинала. Из всех русских монархов чекан рублей Елизаветы мне кажется наиболее красивым и захватывающим. В этот период маленькие, почти незаметные, но очень важные детали часто не замечаются менее опытными коллекционерами. Эти детали так тесно связанные с историей их появления в сочетании с красотой самих монет и делает их поистине очаровательными.
Дочь Петра Великого и его последней жены Екатерины I, Елизавета Петровна унаследовала от обоих и мудрость своего отца, и материнскую беззаботность характера. И, хотя её больше интересовали придворные утехи, чем управление Империей, именно во время её правления Россия достигла своих высших успехов, внутри и вне страны. Императрица отлично знала, кого назначить исполнителем, чтобы задание было выполнено. Согласно историкам и её современникам, Елизавета была женщиной красивой и, как легко можно ожидать, в тоже самое время, тщеславной. Её тщеславие очень часто выражалось в экстравагантных дворцовых празднествах и непомерных расходах. Шикарные балы проводились во дворце дважды в неделю. Никакие расходы не были преградой для развлечения Императрицы.
Лучшие медальеры и резчики штемпелей во время её правления находились на службе русских монетных дворов. Этот список включает в себя Ивана Леефкена, Бенджамина Скотта, Жака Антуана Дасье, Тимофея Иванова, Самуила Юдина и до определённой степени Иоганна Карла Гедлингера. Каждый из этих гигантов изготовил один или больше вариантов портретных рублей, но многие из них не понравились Императрице потому, что они не передавали тот Державный Императорский образ, в котором она саму себя видела. Парадное Дворцовое платье, лента и орден Андрея Первозванного, как выглядит её бюст на портрете, всё это было очень важными для Елизаветы Петровны компонентами её видения своей персоны для Елизаветы Петровны, возможно даже более важными чем художественная близость её портрета. При дворе она была известна безудержными вспышками гнева в отношении своего внешнего вида. По моему мнению, именно то, как выглядел сам портрет на самой большой портретной монете державы, породило конкуренцию между художниками-созидателями и мастерами-ремесленниками. Несмотря на её склонность к покровительству искусств и культуры, когда вопрос стал о том, как её Императорское Высочество изображено на рублёвой монете, чаще всего она останавливала своё выбор на ремесленнике.
Стоит напомнить некоторые обстоятельства прихода Елизаветы к власти. Это был государственный переворот, осуществлённый Преображенским Гвардейским Полком во главе с Елизаветой, т.е. переворот с её не только непосредственным одобрением, но и участием. Это они свергли 15 месячного Иоанна VI, заточив его в скором будущем в тюрьме до конца его жизни, из которой побег был не возможен. Будучи дочерью Петра Великого, Елизавета лично приехала в казармы Преображенского Полка, одетая в латы поверх платья и призвала солдат вернуть ей то, что по праву принадлежит ей. Они так и сделали.
Прежде чем обсуждать чеканку монет при Елизавете, я хотел бы обратить внимание на самих медальеров. Они составили уникально талантливую, красочную и высоко квалифицированную группу профессионалов.
Иван Леефкен, рождённый в России сын Тимофея Леефкена, немца, служившего много лет Русскому Престолу в качестве специалиста по монетным делам. Сам Иван был послан в Европy, где и прошёл курс обучения медальерному мастерству.
Бенджамин Скотт был шотландцем на службе Русской Казны с конца 1730-х годов. Тимофей Иванов, впоследствии прославивший себя работой над более чем сотней медалей в ознаменование правления Петра III и Екатерины Великой, был подмастерьем и учеником у Скотта.
Иоганн Карл Гедлингер, гигант европейского монетного дела 18 века, работавший на крупнейших монетных дворах Европы и выполнявший частные заказы европейских монархов, оставил беспрецедентное наследие в истории русского монетного чекана. Он также был и на русской службе с 1735 по 1737 года и был там по личному соглашению между Анной Иоанновной и Королём Фредериком Шведским с жалованием в 4000 рублей в год, плюс премиальные за каждый выполненный проект, плюс много мелких привилегий.
Стоит упомянуть, что работа Гедлингера была замечена ещё Петром I во время посещения Парижского Монетного Двора в 1717 году, где Гедлингер работал в то время медальером. Петру очень понравились работы Гедлингера и он пригласил медальера работать в Россию, но Гедлингер, к сожалению, отказался.
Позже, в 1730 году Императрица Анна предложила Гедлингеру зарплату в 4000 золотых дукатов плюс премиальные, однако медальер снова отказался. Пять лет спустя, Анна лично попросила Короля Швеции Фредерика, на которого Гедлингер работал в то время, об одолжении прислать его, Гедлингера, работать в Россию, на что Фредерик согласился при условии 2-х годичного контракта. Гедлингер провёл всего 2 года в России, но даже по истечении своего рабочего договора, уже вернувшись в Швецию, он сделал ещё несколько заказов для Российской Империи.
Мать Иоанна VI, Анна Леопольдовна, состоявшая Регентшей при младенце-императоре, пыталась пригласить Гедлингера в Россию также в 1741 году, но он опять отказался. Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она, не желая повторять ошибок своих предшественников, вместо приглашения Гедлингеру работы в России, предложила ему выполнить заказ для неё, находясь у себя дома, в городе Швиц. В литературе упоминаются эскизы для рубля и для лицевой стороны медали, но не один из них не был притворён в окончательный проект, хотя есть мнение, что именно эти эскизы рубля послужили моделью для портретов, выполненных Скоттом.
Жак Антуан Дасье был уже знаменитым европейским медальером, когда его пригласили работать в Россию. Его дед, Дамиано и его отец, Жан оба были главными медальерами Женевского Монетного Двора. Немного позднее Жана убедили уехать в Англию выполнить заказ на медали для Британской Короны, и его сын Жак Антуан поехал вместе с ним. Большое количество прекрасных медалей было создано Жаком Антуаном в это время в Англии. К середине 18 века слава Жака Антуана как талантливого медальера на английском Королевском Монетном Дворе была настолько велика, что предложения для работы на других монетных дворах было ошеломляющим. Очень привлекательное предложение от Елизаветы, Императрицы Российской привлекло его интерес, и он приехал в Россию в 1756 году по двухгодичному контракту с заработной платой в 2500 рублей в год, что в десять раз превышало зарплатy других русских медальеров того времени.
Помимо того, было ещё два медальера, ставших ведущими мастерами в скором будущем, но в то время оба работавших у Бенджамина Скотта в ролях учеников подмастерий. Это были Тимофей Иванов и Самуил Юдин, оба оставившие огромное наследие в медальном и монетном искусстве правления Екатерины Великой. Когда Дасье приехал работать в Россию, Иванов перешёл к нему учеником. Оба и Иванов, и Юдин позднее изготовили штемпеля для рублей, и их работа показывала сильное влияние работы Дасье. В то время как рубль работы Иванова был утверждён к чекану, рубль Юдина утверждён не был и известен только как пробник.
Вне сомнения, один перечень талантливых и опытнейших гравёров на монетном дворе того времени был очень впечатляющим, однако странность некоторых решений для нас выглядит вполне очевидной. Рубли, чеканеные на Московском Монетном Дворе, отличаются друг от друга только маленькими технологическими деталями, практически оставаясь без изменений все 20 лет правления Елизаветы, в то время как столичный, Санкт Петербургский Монетный Двор стал свидетелем острой конкуренции и множества изменений и перипетий, подтверждающий, что слишком много талантливых поваров на одной кухне не всегда не могут варить суп сообща.
Когда Елизавета совершила переворот в декабре, оставался всего один месяц в календарном 1741 году, однако рубли с этой датой были отчеканены во вполне достаточном количестве. Общепринято считать, что рубли с этой датой чеканились и в 1742 году. Медальер, изготовивший портретные штемпеля для этого первого рубля Елизаветы, чеканеного сразу после переворота и известного под названием «поясной портрет», не известен. Его стиль очень похож на более поздние портреты, изготовленные Скоттом и некоторые исследователи предполагают, что именно Скотт вырезал эти штемпеля. Почему-то этот портрет не нравился Императрице и эти штемпеля были заменены на новые, вырезанные Иваном Леефкеным. О вкусах не спорят, но для многих «поясной портрет» выглядит намного красивее, чем портрет, выполненный Леефкеным. Независимо от того, кому нравится портрет Леефкена, а кому нет, рубль с портретом его работы чеканился до 1754 года.
С 1754 года по 1757 портрет, вырезанный Леефкеным на русских рублях, сменил портрет, выполненный Бенджамином Скоттом. Он был очень прилежным и высокоорганизованным мастером и, казалось бы, его работа должна была удовлетворить требовательную Императрицу, но, как указывают многие критики работы Скотта, он был больше мастером, ремесленником, чем скульптором и созидателем и его портреты скорее безжизненны, чем изящны.
И вдруг на Монетном Дворе появляется настоящий созидатель, скульптор, Жак Антуан Дасье и вся обстановка меняется в корне. Дасье создаёт абсолютно новый портрет Елизаветы, используя его на рублёвой и десятирублёвой монетах. На его рублях портрет Императрицы самый привлекательный, немного романтичный и лестный для её фактического внешнего облика. В изображении лица, причёски, одежды видно сильное влияние классических изображений античных богов и сегодня мы считаем рубль Дасье одной из самых красивых русских монет. Вне сомнений, многие из современников видели этот рубль также, как и мы, и, когда он был представлен Императрице, она одобрила его 7 августа 1757 года, однако, не прошло и трёх месяцев чекана этой монеты, как Елизавета изменила своё мнение о ней. 10-го ноября этого же года она повелела изготовить новый портрет. Что было не так в портрете Дасье? Или лучше задать вопрос по-другому: чем же не понравился Императрице портрет Дасье?
Хотя документальных подтверждений этому нет, большинство нумизматов считает, что в очередной раз тщеславие Императрицы послужило причиной отказа от прекрасного рубля с портретом Дасье. Античная тога на портрете не соответствовала требуемому Державному Церемониальному наряду, который она видела необходимым на своём портрете. На тоге не было орденской ленты Ордена Андрея Первозванного, высочайшей награды Российской Империи, которой удостаивались немногие. Как мог Дасье упустить эти детали, столь важные для Елизаветы Петровны? И по некоторым неподтверждённым мнениям, Императрица предпочитала видеть свой бюст изображённым таким как на портретах Леефкена и Скотта.
Новая версия портрета, выполненная Тимофеем Ивановым, оказалось удачной и сочетала все требования к портрету, указанные в спецификациях указа от 11-го ноября 1757 года, принятого для будущего чекана монет. Удовлетворяя требованиям указа, портрет был выполнен под сильным влиянием Дасье, а для оборотной стороны вообще был полностью использован орёл Дасье. Спустя год Самуил Юдин приготовил свой вариант рубля, но и он принят. Юдин соединил лицо в стиле Дасье с платьем в стиле Скотта, но Елизавете этот рубль не понравился.
Стоит упомянуть, что русский климат не был благоприятным для здоровья Жака Антуана Дасье. Когда его контракт истёк, он отправился домой в Женеву, но не доехал до дома и умер в Копенгагене в возрасте 44 лет.
Во время правления Елизаветы военные компании были очень удачными для Российской Империи. Фридрих Великий - король Пруссии был побеждён в войне. Русские войска взяли Берлин, Россия аннексировала Восточную Пруссию и выпустила монеты для обращения в ней по местному монетному стандарту, но с портретом Елизаветы. Победа над Фридрихом Великим стала результатом успешного исхода битвы под Кунерсдорфом, где объединённые Русско-Австрийские силы под командованием русского генерала Салтыкова разбили прусскую армию под командованием самого Фридриха. В ознаменование этой победы были отчеканены наградные медали с ушком на кружке весом в рубль, выданные участникам сражения и дополнительно к ним было отчеканено 1000 экземпляров без ушка, которые фактически являются памятным рублём.
Перед началом военных действий против Пруссии большой контингент русских войск должен был быть размещён близко к прусской границе. Балтийские провинции, отобранные у Швеции в 1721 году, были оставлены вести свои финансовые дела в старых монетах, ходивших там до этого, но, когда туда прибыли русские войска, им нужны были деньги для содержания. Потребность в новых деньгах стала очевидной. Было решено, что заставить местное население принять русскую денежную систему, будет невозможно и легче чеканить деньги по системе, уже существующей там. Монета размером в талер, ливонез, эквивалентом в 96 копеек, была отчеканена на Московском Монетном Дворе, хотя штемпеля были изготовлены на Петербургском, с портретом, выполненным Скоттом. Предусматривалось, что источником сырья для чекана будут иностранные монеты, доставленные с Рижской таможни. Слишком сложная система со многими составными элементами сделала весь проект слишком сложным и практически не выполнимым. Очень маленькое количество монет было отчеканено с 1756 по 1757 года и чеканка была остановлен полностью. Переход на российскую монетную систему в Балтийских провинциях занял почти 100 лет.
Почти каждая серьёзная коллекция русских монет содержит в себе представителей перечисленных выше типов рублей Елизаветы Петровны и так приятно видеть иллюстрации очерёдности событий, представленные в рублях из важной коллекции, предлагаемой на продажу швейцарским аукционным домом Синкона. У них есть и рубль 1741 года и красивый рубль Дасье 1757 года и такой же красивый рубль Тимофея Иванова и ливонез 1757 года с портретом Скотта.
Мне кажется, что во многих типах рублей, чеканенных на Санкт Петербургском Монетном Дворе, мы видим борьбу между искусством, созиданием и ремесленничеством, красотой и протоколом - явлением, таким типичным для правления и личного характера Елизаветы Петровны. Несмотря на все жизни, потерянные на войнах и разорённых семьях, Елизавета сдержала обещание, данное ею при восхождении на престол, что ни одна жизнь не будет забрана у оппонентов, не разделяющих её взгляды. Решением Елизаветы её племянник, 15-ти летний Карл Питер Ульрих, Герцог Гольштейн-Готторпский (будущий Пётр III) был привезён в Россию и назначен наследником престола. Елизавета выбрала ему невесту - Софию Ангальт-Цербстскую (будущую Екатерину Великую). Елизавета забрала новорожденного сына Павла у Екатерины и растила по своему усмотрению в своих покоях. Её выбор наследника оказался очень недальновидным. Пётр переменил её союзников и вернул побеждённым забранные у них территории.
Чрезмерная пышность характеризовала её личный характер и правление. Она увеличила территорию Российской Империи за счёт соседей и пышно развлекала себя за счёт своего народа. Но, несмотря на это, Елизавета Петровна, как никто другой, поощряла развитие искусств, культуры и науки и основала целый ряд важных культурных и образовательных учреждений. И, хотя Елизавета, также, как и её великий отец, тратила огромные деньги, не жалея человеческих жизней и крови, она продвинула Россию ближе к передовым Европейским Державам.