Страница 1 из 1

"Античная" платина Москвы

Добавлено: 22 апр 2018, 17:49:25
Shnurok
Эти монеты уже сейчас отнесены к очень редким. Ведь каждый тип платинового сто. пятидесяти рублевика был отчеканен всего в сорока тысячах экземплярах. А привлекательность монет для коллекционеров была огромной. Впервые в одной серии собраны сюжеты, связанные с олимпиадами древности.

Чтобы лучше понять смысл и значение каждого рисунка «античной» платины Москвы, сделаем небольшой экскурс в историю.

Олимпийские игры в Древней Греции устраивались в течение двенадцати веков. На период их проведения в стране, которую постоянно сотрясали междоусобные войны, боевые действия прекращались и объявлялся мир. Экехейрия — всеобщий мир в Элладе на время Игр — родилась по инициативе элидского царя Ифита в конце IX века до нашей эры. Ифит предложил мир спартанскому законодателю Ликургу. Условия были записаны на диске, который хранился в храме Геры в Олимпии. Такова писаная история. Но есть немало сведений о том, что традиция существовала и раньше, чем появился договор Ифита и Ликурга.

Итак, вчерашние враги, сложив оружие, готовились к честным спортивным схваткам. У нас нет точно датированных сведений о том, как же проходили и когда возникли Олимпиады, но первую из них принято относить к 776 году до нашей эры. Считается, что организовал их Геракл то ли для того, чтобы отметить успех в очистке конюшен Авгия, то ли в знак возвращения аргонавтов из Колхиды.

«Для этих торжеств, .— писал Диодор, — Геракл выбрал место у реки Алфей в Элиде, посвятил его самому высшему из богов (Зевсу Олимпийскому. — А. Щ.) и назвал его — Олимпия. Он провозгласил, что здесь будут проводиться конные состязания и боевые игры, определил награды победителям и разослал неприкосновенных послов поведать во всех городах, что здесь будут проходить Игры. И хотя Геракл уже достаточно прославился во время похода аргонавтов, пышные олимпийские торжества возвеличили его еще больше. Так он стал самым почитаемым мужем Эллады...»

По традициям, первый день Олимпиады посвящался жертвоприношениям в честь бога Зевса. Перед Жертвенным алтарем спортсмены приносили присягу, обещая вести соревнования честно и открыто. После зажжения священного огня в храме Зевса в Олимпии начинались празднества. Их программу составляли не только соревнования в спорте, но и выступления поэтов, диспуты философов, речи профессиональных ораторов.

Экехейрия воскрешала торговлю. Рынок был одним из центров всей олимпийской жизни. Л на самих рынках центральными фигурами оказывались менялы. Ведь в разных городах Греции обращались свои собственные монеты. Определить курс каждой из них, оценить подлинность, отличить подделку могли только специалисты. И вокруг них всегда толпился народ.

Вот как описывает рыночную жизнь Олимпиады большой знаток античной жизни Ян Парандовекий в книге «Олимпийский диск»:

«В разных частях рынка сидели менялы. Их непрестанно движущиеся руки, казалось, были заняты тем, что и рил и неумолчный звон, который, словно звучащая пелена, окутывал весь лагерь. Перед менялами высились горки монет, уложенные по" размерам и достоинству. Тут же целая россыпь тонких бляшек в половину и четверть обола; беспорядочная груда мелочи, покрытой зеленым налетом, почерневшей от кислот и влаги. Ежеминутно кто-нибудь обменивал деньги своей страны на те, которых жаждал иноземный купец, или более крупную монету обращал в мелкую. Приносили старинные монеты с гербом и гладким оборотом, новые с крохотным изображением божества па одной и священного символа на другой стороне.

По черепахе — атрибуту Афродиты Небесной — отличали монеты Эгины, кротонцы чеканили Аполлонов треножник, ливийцы — льва Великой матери богов. Пегас окрылял коринфские статеры, критскую диадрахму опоясывало безобразные тело Минотавра. Европа ехала здесь на быке, Геракл отдыхал в садах Гесперид. На иных не было ни богов, ни священных символов, но благосостояние страны концентрировалось в сочном стебле кипренского лазернеция, на монетах же Метапонтия дозревал тучный колос пшеницы, с висящим на его усах кузнечиком. Только менялы точно знали стоимость и состав сплава у монет всех городов Греции, колоний, варварских государств и умели примирять вечно враждующие между собой разные по весу и объему кружочки серебра. Только у менял могли рассчитывать спартанцы на благосклонное отношение к их железным деньгам. Они е горечью получали по нескольку серебряных монеток в обмен на горсть неблагородного металла. Зато деньги Коса и Аспенда с изображением дискоболов шли выше своей стоимости: многие приобретали их как амулеты для атлетов.

Греки высоко ценили красоту бега. Именем абсолютного победителя в этом виде соревнований называлась прошедшая Олимпиада. Так, первые игры навсегда остались связанными с именем Коребы, победителя в беге на одну стадию.

С 14-х античных Игр в программу состязаний стали включать «диаулос» — «двойной стадион» — бег на 384 метра. С 15-х Игр бегуны соревновались на дистанции в 4800 метров. И вполне понятно, почему на советской олимпийской монете изображен напряженный момент соревнований в дромосе. Мы видим спортсменов, которые уже близки к цели, они вот-вот протянут руки вперед, и кто-то первым схватит заветный приз. Ведь ленточка на финише — это изобретение более позднего времени.

Большой интерес древних болельщиков и любителей спорта вызывали состязания в пентатлоне — пятиборье. Этот вид стал олимпийским в 706 году до нашей эры на 18-х Играх. В программу пентатлона входили бег (дромос), прыжки в длину, метание диска и копья, борьба. Чтобы стать победителем, человек должен был быть разносторонне развитым спортсменом.

«Самые красивые люди, — говорил Аристотель, — это пятиборцы».

На советских платиновых монетах два сюжета посвящены пентатлону. На одной из них мы видим широко известную скульптуру «Дискобол» античного классика Мирона (V век до н. э.). Древнему мастеру удалось передать динамику броска. Мускулы спортсмена напряжены, он сделал замах, и диск вот-вот сорвется с его руки...

В наше время знатоки спорта, изучая фигуру «Дискобола», пришли к выводу, что послать снаряд так далеко, как это делают метатели сегодня, древний атлет не смог бы. И йот и том ничего удивительного. Изменилось многое. Античные пятиборцы выполняли бросок из положении стоя на приподнятой над землей подножке лишь поворотом корпуса. Диск весил примерно столько же, сколько современный, и представлял собой круг диаметром около 30 сантиметров с неровными острыми краями. Рекорды древности в диске не превышали 38 метров. В наше время дискоболы пускают снаряд на расстояние до 70 метров. И тем не менее разве в достижениях современных спортсменов нет доли неизвестного нам эллина, выходившего на Олимпиаду помериться ловкостью а мастерством с соперниками? Разве нет в сегодняшних спортивных скульптурах доли искусства Мирона, чьи творения продолжают восхищать нас гармонией и красотой?

Венцом пентатлона была борьба. Участники соревнований, выходя в круг, становились атлетами в точном значении этого слова. Взять верх в борьбе стать олимпийским было не так-то просто. Ведь победитель первой пары должен был встречаться со следующим свежим борцом.

Кстати, в течение долгих веков борьба и кулачный бой были далеки от спортивной корректности и представляли собой зрелище чрезвычайной жестокости. В этих видах разрешались удары ногой, головой. Поединки были длительными и изнуряющими, так как тела атлетов густо смазывались специальными мазями, которые затрудняли захваты.

В истории Олимпиад древности осталось имя легендарного борца Ми лона из Кротона. Был он учеником самого Пифагора. «Самого», потому что древний математик был известен своим соотечественникам не столько как создатель теоремы о пифагоровых штанах, сколько как победитель в пантакреоне — виде спорта, сочетавшем в себе элементы борьбы и кулачного боя.

Милон из Кротона прослыл среди современников непобедимым. 24 года подряд он брал верх над всеми соперниками, «Борцы» — таков сюжет еще одной платиновой монеты Московских Игр.

Начиная с 25-х Игр в программу соревнований входили заезды на колесницах, запряженных четверкой лошадей, — на квадригах. Возницы стояли во весь рост на подножках и применяли бичи, чтобы погонять лошадей. Заезды устраивались на 10 километров. Самые крупные соревнования двухколесных колесниц проводились в более поздние времена в грандиозном древнеримском спортивном сооружении «Чирко массимо». Скачки были столь популярны, что в конце концов образовались две группы римлян-болельщиков: «голубые» и «зеленые». На ипподромах периодически возникали потасовки. Порой не обходилось без тяжелых жертв.

Заезд олимпийских квадриг запечатлен на следующей платиновой советской монете. Обратите внимание, художник В. Ермаков, автор монеты, не старался оживить рисунок, сделать коней быстрыми, скачущими. Он изобразил их с той монументальностью, с какой выглядят квадриги на фронтонах исторических зданий. И именно эта статичность, окаменелость фигур людей и лошадей, лучше всего передают давнюю давность сюжета. Свежая, блестящая монета как бы песет на себе патину античности.

Заканчивались Олимпиады древности торжественной церемонией награждения победителей. Имена олимпиадцев объявляли при восходе солнца в последний день Игр. Награждения удостаивались только первые. Награды за второе и третье места — это современное нам новшество. Вот почему победа для древних в Олимпии была но менее желанна, чем в наши дни на всемирных играх.

Олимпиадец получал признание народа. Он въезжал в родной город на колеснице, запряженной четверкой белых коней. В его честь чеканились памятные монеты. Сам олимпиадец по закону Солона получал 500 драхм.

Дважды ставили памятники. «Награда победителю, — говорил греческий поэт-лирик Пиндар, — это высшее, что венчает смертного».

Лавровый венок на фоне эмблемы Игр XXII Олимпиады — символ связи прошлого и настоящего — завершает античную серию московских монет.

Московская Олимпиада заканчивалась вечером. Но только участники соревнований, но и миллионы телезрителей в разных странах мира наблюдали за торжественным закрытием праздника спорта. Отгремели фанфары был опущен олимпийский флаг с пятью кольцами. Освещаемый фейерверком, взвился в московское небо веселый и добрый Миша-аэростат— талисман XXII Игр. Тысячи иностранных гостей покинули нашу гостеприимную страну, увозя с собой многие сувениры и памятные предметы.

Благодарность народов Европы, освобожденных от гитлеровской оккупации, к Советской Армии выражается в самых разных формах. В Будапеште, Бухаресте, Варшаве и Праге, в Берлине и Софии, в Белграде воздвигнуты замечательные монументы в честь воинов-освободителей. Некоторые улицы этих городов носят имена видных советских полководцев, советских городов-героев и побратимов, названия, связанные с годами борьбы против захватчиков. Тема боевого братства, родившегося в схватках с фашизмом, нашла воплощение и в монетно-медальерном искусстве.

На польской монете номиналом в двести злотых изображены два профиля солдат — польского в форменной фуражке и советского в каске. Тут же надпись: «XXX лет победы над фашизмом — 1945—1975».

Годом раньше в Народной Республике Болгарии были отчеканены серебряные пять левов, посвященные тридцатой годовщине освобождения страны. На фоне индустриального пейзажа художник изобразил вскинувших вверх руки с оружием болгарского партизана и советского солдата. Они словно возвещают о долгожданной Победе и наступившем мире. Художник А. Поплилов, разработавший эту монету, убедительно воплотил в чеканных образах тему великого братства по оружию, приведшего болгарский народ к освобождению, к новым успехам в общественном развитии.

Благодатной почвой для воплощения в монетах дружбы и сотрудничества стран социализма стали совместные космические полеты по программе «Интеркосмос». В составе совместных экипажей на орбитах мужества в интересах науки работали космонавты-исследователи из Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики,. Демократической Республики Вьетнам, Монгольской Народной Республики, Польской Народной Республики, Республики Куба, Социалистической Республики Румынии, Чехословацкой Социалистической Республики.

Вот и оказывается, что сейчас в мире есть деньги, которые уже не разъединяют людей, а сближают их, помогают лучше понимать друг друга.